Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследования особенностей письма новгородской школы на примере четверочастный иконы XIX в

Работа №173964

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ................................................................................................................... 2
Глава 1. Иконография старообрядческой иконописи в Новгороде. ...................... 6
1.1. История новгородской иконописи ...................................................................6
1.2. Характерные признаки новгородской иконы: симбиоз византийской
традиции и национальных народных элементов. ................................................. 23
Глава 2. Старообрядческая ветковская иконопись ............................................... 27
2.1. История возникновения ветковской школы иконописи, её характерные
черты....................................................................................................................... 27
2.2. Иконография старообрядческой четверочастной ветковской иконы, её
характерные особенности ...................................................................................... 33
Глава 3. Консервация и реставрация темперной живописи ................................ 52
Заключение ............................................................................................................. 66
Список используемой литературы ........................................................................ 68
Электронные ресурсы ............................................................................................ 74

Иконопись тесно связана с православной традицией иконопочетания. В
процессе развития христианского вероучения искусство иконы было распространено по всему христианскому миру, на христианском Востоке , в том числе
и в России, данная традиция приобрела наибольшее значение.
В православных храмах, монастырях находится м ножество иконописных
изображений. Высокие иконостасы, изображения на сводах, на столбах, на аналое. Присутствие икон и иконостасы — это одно из основных отличий русской,
греческой и южнославянских храмов.
Традиция иконописи зародилась на Руси в 11 веке, вскоре после принятия
христианства Владимиром Святославичем Крестителем. Собор Святой Софии в
Новгороде (1045−1050), был украшен византийскими мастерами монументал ьной и станковой живописи. Именно их традиции и каноны иконописи позже
перенимали новгородские мастера. К концу 13 века в Новгороде сформиров алась уникальная школа иконописи (Новгородская школа) и собственный канон,
со своими отличительными признаками, но при этом сохранивший раннехр истианские традиции византийских мастеров. Позже, на московском соборе 1654
года, произошёл раскол русской православной церкви на старообрядцев (противников никоновоской реформы) и никонианцев. Старообрядцы отказались от
реформы, принуждающей их отвернуться от старых традиций не только це рковной жизни, но и иконописания. Тем самым, староверы сквозь века гонений и
притеснений сохраняли традиции ст арорусской, православной иконописи.
Сформировалось множество школ старообрядческий иконописи : ветковская,
невьянская, поморская, сызранская, сибирская и др. Самое широкое распр остранение получила ветковская школа живописи. Со временем старообрядч еская икона приобретает характер народной, как и новгородская иконопись
13−15вв...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема данной работы была раскрыта на основе изучения иконографических
и живописных особенностей художественных школ Новгорода и Ветки. Была
проведена идентификация данного памятника с аналогичными ему образцами
новгородской и ветковский иконописи. Были выявлены история и территориальная принадлежность памятника.
В ходе проведённого исследования были выявлены основные сходства и
различия иконописных школ. Изучив историю и рассмотрев множество икон описных произведений данных регионов, были выявлены характерные живопи сные и иконографические особенности каждой школы.
Первым этапом исследования явилось изучение особенностей данных р егионов в экономическом, политическом и бытовом аспектах, которые сказались
на живописныхпамятниках Новгорода и Ветки.
Вторым этапом явилась клас сификация иконописных подлинников на о снове их иконографии. Этот этап позволил выявить характерные визуальные
черты обеих школ. Помог найти их сходства и различия.
Заключительным этапом исследования явился реставрационный процесс
иконописного памятника. Изначально была проведена оперативная консерв ация памятника, наложены профилактические заклейки, предотвращены возде йствия микроорганизмов и насекомых. Затем были проведены процедуры по
раскрытию иконописи сначала сухим, а затем и влажным способом. Для ра скрытия использовались растворители, сделанные по указаниям преподавателей.
После раскрытия живописи было выполнено восполнение утрат основ и грунта.
Утраты основы представляли из себя сколы на углах, а также следы поражения
насекомыми-вредителями...


1) Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967, т. 1.
2) Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. 3: Русское искусство с
древнейших времен до начала XVIII века. М.; 1955
3) Алпатов М. В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Р уси. — Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы
АН СССР, 1956, [т.] 12
4) Алпатов М. В. Фрески храма Успения на Волотовом поле. В кн.: Па мятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. Л.; 1948
5) Бобров Ю. Г., Бобров Ф. Ю. Консервация и реставрация станковой те мперной живописи. М.: ООО «Художественно-педагогическое издательство»,
2008
6) Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства : закономерности
и противоречия. М.: ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, 2004
7) Вилинбахова Т.Б. Новгородская икона XII −XVII веков — СПб.: Ав-рора,
2006.
8) Виноградова А. Деяние иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских // альманах «Аль -фа и Омега» №32 — М.; Фома, 2002
9) Власов В.Г, Лукина Н.Ю. Монография «Русское искусство: Евразийская
концепция истории». — М.: Репринт, 2017.
10) Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество: лица, предметы, события и
символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996.
11) Грабарь Игорь. О древнерусском искусстве. М., 1966
12) Гребенюк Т.Е. Технико-технологическое исследование ветковских икон.
Старообрядчество. История. Культура. Современность. вып. 6.
М.:РОССПЭН,1998.
13) Гребенюк Т.Е. Художественное своеобразие ветковских икон. Т ехникотехнологический аспект. Мир старообрядчества. Результаты и перспективы
комплексных исследований русского старообрядчества. Вып. 4. М.:РОССПЭН,
1998.
14) Гренберг Ю. И. Основы музейной консервации и исследования произв едений станковой живописи. М.: Искусство, 1976
15) Гренберг Ю. И. Технология, исследование и хранение произведений
станковой и настенной живописи. М.: Изобразительное искусство, 1987... 55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ