Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-СЛОВЕСНИКОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Работа №17394

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы24
Год сдачи2007
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
698
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Изменения в общественной и политической жизни России 1990-х гг. создали предпосылки для модернизации образовательной системы. Одним из приоритетных направлений национальной доктрины образования явилось введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся. Однако переход к профильной школе осуществляется пока слишком медленно, хотя педагоги в целом готовы и хотят принять концептуальные идеи профилизации, но для этого им не хватает определенных знаний и умений. Это связано с тем, что обучение в педагогическом вузе недостаточно ориентировано на подготовку специалистов для работы в современной профильной школе. Молодые специалисты должны быть готовы составлять личностно-ориентированную образовательную программу своих воспитанников, устанавливать внутри-, междисциплинарные и цикловые связи изучаемых дисциплин, проектировать модульную и мультипрофильную организацию учебного процесса, определять наиболее рациональные его формы, методы и технологии.
Как показывают исследования последних лет (А.Н. Джуринский; Н.Н. Житникова, М.М. Саханевич; И.И. Кравченко; Б.Н. Крайко, О.Е. Лисейчиков и др.), выпускники российских школ обладают более глубокими знаниями, чем их зарубежные сверстники, но хуже умеют эти знания применять на практике. Подобная картина складывается и на рынке труда, когда ряд вакансий занят некомпетентными специалистами, которые усвоили определенный объем знаний, но не могут на должном уровне выполнять свои профессиональные функции.
Отмеченные тенденции свидетельствуют о необходимости радикальной дифференциации образования, под которой понимается:
• с методической позиции - это создание новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихся;
• с психолого-педагогической позиции - создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого обучающегося;
• с социальной позиции - наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества.
Все это обосновывает необходимость создания в процессе обучения будущих педагогов особых условий, способствующих эффективному развитию профессиональных компетентностей студентов, которые включают в себя способности рефлектировать, понимать современные приоритеты образования, эффективно использовать современные образовательные технологии. Для успешного осуществления профессиональной деятельности современному специалисту уже недостаточно наличия глубоких познаний в области психологии, педагогики и преподаваемого предмета. Все большую значимость приобретает формирование и совершенствование проектной деятельности, предполагающей готовность выпускника вуза внедрять в учебно-воспитательный процесс средней школы (а также самому разрабатывать) новые педагогические технологии с позиций принятия личности обучающегося как главной ценности образования; а также формирующей умение педагога адекватно оценивать в ходе аналитико¬синтетической деятельности информацию, характеризующую конкретную проблемную педагогическую ситуацию.
В настоящее время образовательная (предметная) область «Филология» («Языки и литература») занимает одно из ведущих мест в ГОС основного и
среднего (полного) образования и в структуре БУП общеобразовательных
учреждений РФ. Действительно, язык и литература - неотъемлемая часть национальной культуры. Правильная постановка дела в одном из важнейших направлений гуманитарного образования - филологии - верное и четкое представление места, целей, задач, содержания и путей филологического образования в школе и вузе, позволит решить важнейшую проблему гуманизации личности. Вместе с тем, нередко начинающий специалист, приступая к осуществлению профессиональной деятельности в качестве учителя (воспитателя, классного руководителя) средней школы (иного образовательного учреждения), оказывается в состоянии интеллектуального затруднения, связанного с недостаточностью опыта творческого применения на практике полученных в вузе знаний, умений и навыков, что вызывает у ряда молодых педагогов чувство неуверенности в своих силах и знаниях, приводящее к разочарованию выпускника вуза в избранной сфере профессиональной деятельности.
Таким образом, имеются противоречия между: 1) современной системой подготовки специалиста и требованиями к учителю профильной школы, сложившимися на сегодняшний день в российской системе образования; 2) потребностью педагогической практики в компетентном педагоге и использованием в профессиональной подготовке студентов технологий обучения, которые недостаточно ориентированы на творческий аспект педагогического образования; 3) потребностью высшей школы в
использовании инновационных, в том числе интерактивных образовательных технологий как средства подготовки учителей профильных школ и недостаточной разработанностью их научно-методического обеспечения.
На основании выделенных противоречий проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: какие условия необходимы для развития профессиональных компетентностей будущих учителей- словесников профильных школ и как эти условия определяют образовательный процесс в педагогическом вузе.
Все это и обусловило выбор темы исследования: «Подготовка будущих
учителей-словесников к реализации профильного обучения на основе компетентностного подхода».
Цель исследования - разработать комплексную модель подготовки студентов-филологов к реализации профильного обучения, выявить и обосновать условия ее эффективной реализации.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе по специальности «Русский язык и литература».
Предмет исследования - условия, методы и формы подготовки будущего учителя-словесника к работе в системе профильного обучения.
Гипотеза исследования. Подготовка будущих учителей-словесников к будущей профессиональной деятельности в профильной школе будет более эффективной, если:
• разработать модель подготовки компетентного специалиста, включающую целеполагание, обновленное содержание образования, продуктивные методы и приемы обучения, сочетание различных форм обучения, подразумевающих партнерское взаимодействие преподавателя и студента, когда последний является равноправным субъектом процесса обучения; результаты профессиональной подготовки, предполагающей формирование таких компетентностей, как когнитивно-знаниевые, дидактико¬методические, проектно-комбинаторные.
• в широкую практику педагогических вузов внедрить разработанную на
основе компетентностного подхода модель подготовки специалиста, которая подразумевает приоритет самостоятельного обучения, принцип взаимодействия и совместной деятельности, опору на опыт обучающегося, индивидуализацию, системность, контекстность, принципы актуализации результатов обучения, элективность, развитие образовательных
потребностей будущих специалистов, осознанность обучения;
• доминантой в системе подготовки считать формирование и
совершенствование проектно-комбинаторной компетентности специалиста; указанная компетентность формируется посредством организации самостоятельной работы, продуктивного диалога в малых группах, использованием интерактивных образовательных технологий, включающих в себя различные модификации деловых игр, тренингов и технологию учебного проектирования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении представлены основные выводы по работе и намечены
перспективы дальнейшего исследования.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров.
Подготовка будущих учителей-словесников профильных школ предполагает компетентностный подход в обучении, когда у обучаемых развивается такое профессионально значимое качество, как самостоятельность при решении проблем в различных сферах деятельности на основе использования социального опыта. Организация образовательного процесса представляет собой формирование у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных,
организационных, нравственных и иных проблем. Результаты оцениваются посредством анализа уровней образованности, достигнутых обучающимися на определенном этапе обучения.
2. Эффективное формирование личности проходит лишь в процессе собственной разнообразной (умственной и практической) деятельности. Определяющим мотивом этой деятельности становится внутренний мотив, непосредственно связанный с содержанием этой деятельности. Для того чтобы деятельность студента влияла на формирование его личности, на его развитие, нужно, чтобы студент являлся и осознавал себя субъектом педагогической деятельности. Это позволяет проявлять самостоятельность в определении целей и задач своей деятельности (в русле извне заданных общих целей образования), в планировании этой деятельности, в ее проведении, контроле, оценке, учете результатов, коррекции ее хода.
Все это позволяет выделить принципиальные положения, составляющие основу определяемых педагогических условий:
1) рефлексивная деятельность, реализуемая через психодиагностику студентов, анализ педагогических воздействий и результатов;
2) свободное развитие и самореализация всех участников эксперимента;
3) развитие личности студента происходит в процессе межличностного общения и совместной деятельности;
4) формирование целостного мировоззрения.
3. Критический анализ научной литературы с точки зрения заявленной нами проблематики, фиксация характеристик, определяющих уровень сформированности проектной компетентности студентов, позволили разработать комплексную модель подготовки учителя-словесника профильной школы и конкретизировать мотивационный, содержательный, деятельностный, творческий и рефлексивный компоненты предлагаемой в данной работе модели, а именно:
• создание коммуникативного пространства в процессе обучения, посредством организации продуктивного диалога в малых группах;
• расширение содержания образования за счет разработки итегрированных курсов обучения, в рамках которых развитие творческих способностей студентов рассматривается как специальная педагогическая задача;
• использование в процессе обучения интерактивных образовательных технологий, включающих в себя различные модификации деловых игр,
тренингов, учебного проектирования;
• проектирование студентами оригинальных программ элективных курсов;
• ориентация будущего педагога на активное творчество, способность к
рефлексии и потребность в ней, сформированность адекватной самооценки, самостоятельности в принятии решений и ответственности за них, осознанный выбор средств для разрешения профессионально-личностных
проблем; потребность в познании и самопознании, постоянное
самосовершентсоввание.
Каждое занятие в вузе формирует у студентов определенный объем знаний и умений по данной теме, является частью педагогического процесса, которым впоследствии будет управлять сам студент, формирует и развивает мотивацию к дальнейшей профессиональной деятельности.
4. Результаты эксперимента позволили подтвердить выдвинутую в исследовании гипотезу.
5. Успешное функционирование предложенной в работе модели подготовки специалиста подтверждается результатами эксперимента. Все предлагаемые студентами элективные курсы построены с учетом адаптации
содержания, методов, форм образования к особенностям ученика и
максимальной ориентацией на самостоятельную деятельность или работу в малой группе с целью воспитания из каждого ученика человека,
заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Кроме того, все предложенные студентами программы элективных курсов создают новые условия взаимодействия учителя и учащихся и реализуют модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Эксперимент показал также, что совместное обсуждение содержания программ элективных курсов совершенствует навыки рефлексии, развивает дискуссионную культуру и способствует пониманию того, что они являются средством создания пространства индивидуальной познавательной деятельности педагога и учащихся.
6. Условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей в рамках дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку и литературе» и дисциплин предметного блока, в принципе могут
быть спроецированы и реализованы в любой образовательной области или специальном предмете на базовом и профильном уровнях.
Результаты данного исследования и опыт автора может быть использован при разработке программ подготовки бакалавров и магистров
филологического образования, содержащих курсы ОПД.Ф.03 «Технологии и методики обучения русскому языку и литературе», ДНМ.Ф.02 «Педагогика и психология профильной и высшей школы», во время учебной и научно-исследовательской практики.
Постановка дальнейших задач исследования предусматривает изучение особенностей функционирования предлагаемой модели подготовки будущего учителя-словесника в рамках двухуровневой системы обучения.



1. Артеменко (Шурупова) Н.А. О профессиональной подготовленности студентов к педагогической практике // Качество образования: достижения, проблемы, перспективы: Материалы научно-методической конференции (31 января - 1 февраля 2001 г.) - Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. - С . 82-84.
2. Артеменко Н.А. Содержание литературного образования в современной школе // Русская литература в современном культурном пространстве: Материалы III Международной научной конференции (4-5 ноября 2004 г.) / Под ред. В.Е. Головчинер, Н.Е. Разумовой, Е.Н. Ковалевской: В 3 ч. Ч.3. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. - С. 72 - 78.
3. Артеменко Н.А. Диалог культур в элективных курсах // Русская литература в современном культурном пространстве: Материалы III Международной научной конференции (4-5 ноября 2004 г.) / Под ред. В.Е. Головчинер, Н.Е. Разумовой, Е.Н. Ковалевской: В 3 ч. Ч.3. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. - С. 38 - 46.
4. Артеменко Н.А. Традиции и новации в преподавании русского языка // История и методика преподавания славянских языков и литератур как иностранных с применением технологии диалога культур. Материалы региональной научной конференции «История и методика преподавания славянских языков как иностранных в Сибирском регионе» (24 - 25 марта 2005 г.) / Под ред. д. пед. наук, проф. В.А. Доманского. Вып. 2. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. - С. 81 - 88.
5. Артеменко Н.А. Об элективных курсах для социально-гуманитарного и филологического профилей // Современные технологии образования и их использование в вузе и профильной школе: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (21-23 апреля 2005 г.). - Томск: Изд- во ТГПУ, 2005. - С. 17 - 21.
6. Артеменко Н.А. Особенности современной образовательной политики // IX Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (25-29 апреля 2005 г): Материалы конференции: в 6 т. Т. 3 Ч. 1.: Инновационная деятельность в науке и образовании. Педагогика - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. - С. 101 - 104.
7. Артеменко Н.А. Введение профильного обучения как средство модернизации старшей школы // IX Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (25-29 апреля 2005 г): Материалы конференции: в 6 т. Т. 3 Ч. 1.: Инновационная деятельность в науке и образовании. Педагогика - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. - С. 98 - 101.
8. Артеменко Н.А. Модель подготовки специалиста, реализующего
профильное обучение в образовательной области «Филология» // V Сибирская школа молодого ученого. Материалы Международной научно-практической конференции «Модернизация профессионального
послевузовского образования» 15 - 16 ноября 2005 г. / Под общ. ред. В.А. Дмитриенко. - Томск: STT, 2005. - С. 52 - 54.
9. Артеменко Н. А. Развитие креативных способностей специалистов как одно из необходимых условий подготовки современного педагога // Вестник Томского гос. Пед. ун-та. Серия: Педагогика. 2006. Вып. 10 (61). - С. 123-124.
10. Артеменко Н.А. Использование интерактивных образовательных технологий как одно из условий подготовки специалистов-филологов // X Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (15-19 мая 2006 г): Материалы конференции: в 6 т. Т.2. Ч. 1. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. - С.133 - 138.
11. Артеменко Н.А. Теория и методика обучения русскому языку:
организация педагогической практики у студентов-филологов:
Методические рекомендации. - Томск: Издательство Томского
государственного педагогического университета, 2006. - 64 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ