Актуальность исследования. Современная российская система образования заинтересована в выборе новых путей развития, в том числе в повышении эффективности и качества обучения иностранному языку (ИЯ).
Темпы развития науки и техники за последние годы так велики, что никакое увеличение объема программы и сроков обучения студентов не в состоянии угнаться за ними и обеспечить должный образовательный эффект. В связи с Болонском процессом система обучения постепенно переходит на самостоятельное образование, что приведет к потере части учебного времени в образовательной программе. При этом самому процессу самостоятельной подготовки студентов уделяется недостаточно внимания. Возникает вопрос: как при этом не снизить планку качества образования.
Одним из путей повышения качества образования при самоподготовке можно назвать внедрение новейших средств компьютерных и информационных технологий - (КИТ). В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения. В связи с этим, в современной методической и педагогической литературе все чаще поднимается вопрос о необходимости подробного исследования возможностей компьютерных и информационных технологий в области иноязычной подготовки студентов (Е.С. Полат, Т.В. Карамышева, Р.П. Мильруд, Л.Н. Чуксина, О. П. Крюкова, Е.И. Машбиц и др.). При этом они выделяют основные проблемы, возникающие при использовании компьютера - отсутствие общения с преподавателем, пассивность студентов, недостаточную разработанность методического и дидактического материала.
По нашему мнению, при изучении иностранного языка, возможности комьютера используются частично: из-за высокой стоимости обучающих программ, недостаточного владения навыками и умениями пользователя самостоятельно изучать иностранный язык при помощи компьютера. Преимуществами же компьютера являются: интерактивность (двухсторонний диалог между компьютером и обучающимся), быстрый доступ к новой информации, сочетание всех видов наглядности и т.д. Компьютеризация обучения иностранному языку поможет облегчить доступ к новым средствам и формам самостоятельной организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и сократить время на изучение языка.
Другой путь повышения качества образования - это переход на новую ступень образования. От традиционного - к личностно-ориентированному обучению и самообучению, активизации самостоятельной познавательной деятельности - (СПД) студентов, в частности, при изучении иностранного языка. Ведь сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний, а познавательный процесс возможен лишь при помощи языка как инструмента общения.
С античных времен педагоги отмечали различия в подходе к овладению знаниями1, что естественно привело к появлению и распространению идеи индивидуализации обучения. Концептуальные подходы к решению проблемы активизации самостоятельной познавательной деятельности связаны с именами таких исследователей, основателей теории самостоятельного обучения, как Б.П. Есипов, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин, Т. И. Шамова, О.В. Петунин и др. Еще К.Д. Ушинский акцентировал, что самостоятельность обучающегося, является единственным прочным основанием всякого учения. В современной литературе исследуются факторы, повышающие успешность обучения иностранному языку с учетом психологических особенностей обучающегося (Б. Л. Ливер). Результаты исследований, направленных на выявление индивидуально-психологических особенностей человека, несомненно, должны найти свое отражение в процессе активизации самостоятельной познавательной деятельности студента.
Учитывая темпы развития информационных, компьютерных технологий и увеличение времени для самостоятельного изучения иностранного языка, считаем актуальным создание технологии активизации самостоятельной деятельности студентов при изучении иностранного языка, учитывая их индивидуально-психологические особенности и используя компьютерные и информационных технологии.
По нашему мнению, это может привести к развитию познавательной активности, повышению эффективности уровня владения иностранным языком, к развитию автономии в овладении иностранным языком студентами в процессе учебной и будущей профессиональной деятельности.
В процессе анализа научной, специальной литературы и практики использования информационных технологий в системе иноязычной подготовки выявлены противоречия между:
- потребностью общества в специалистах, способных к самообучению и саморазвитию, и недостаточной научной разработанностью теории и практики обучения активной самостоятельной познавательной деятельности;
- объективной необходимостью активности и самостоятельности студентов в освоении иностранного языка с использованием компьютера и недостаточной разработанностью средств и технологий, в том числе компьютерных программ, позволяющих построить учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей студентов.
Разрешение этих противоречий, по нашему мнению, возможно при решении проблемы - выявления и создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих активную самостоятельную познавательную деятельность студентов в процессе иноязычной подготовки с использованием информационных и компьютерных технологий, что и определило тему исследования.
Цель исследования - выявить психолого-педагогические условия активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима (Пер. с польск. В.К. Ронина). Москва, "Высшая школа", 1990. c. 87
процессе иноязычной подготовки, в соответствии с которыми разработать компьютерный учебно-методический комплекс - (УМК) и технологию его реализации, способствующие повышению уровня владения иностранным языком.
Объект исследования - процесс профессиональной иноязычной подготовки студентов на основе применения компьютерных и информационных технологий.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной иноязычной подготовки с использованием компьютерного комплекса.
Гипотеза исследования - активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов, способствующая повышению уровня владения иностранным языком, может быть обеспечена, если:
- выявлены и обоснованы условия активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку с использованием КИТ;
- разработана технология активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка с использованием компьютерного учебно-методического комплекса - (УМК);
- разработано ориентированное на индивидуально-психологические
особенности студентов дидактическое программно-методическое и
информационное обеспечение компонентов компьютерного учебно-методического комплекса - (УМК).
В заключении диссертационного исследования приведен обобщающий анализ результатов теоретического и практического исследования проблемы активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки с использованием компьютерного комплекса. Задачи исследования решены в полном объеме, поставленные цели достигнуты, гипотеза нашла свое подтверждение в положительных результатах экспериментального исследования. Научная новизна реализована в технологии активизации СПД. Практическая значимость подтверждена тем, что методический и дидактический материал используется не только на факультете иностранных языков ТГПУ, но и в гимназии Логос.
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в следующих выводах:
- установлены психолого-пеДагогические условия активизации
познавательной Деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки с использованием компьютерного учебно-методического комплекса;
- разработано дидактическое, программно-методическое и информационное обеспечение компьютерного учебно-методического комплекса, и в целом, создан УМК;
- создано дидактическое обеспечение, разработанное с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, включающее упражнения, ориентированные на индивидуально-психологические особенности как смешанного типа, так и чистого типа;
- разработано программно-методическое обеспечение, которое содержит: программу-оболочку «Linguist»; программу-шаблон «Образ-Знак», инструкции по организации компьютерного класса;
- подготовлено информационное обеспечение - тестирование на выявление уровня владения ИЯ, правильности выполнения различных заданий. Тесты диагностики индивидуально-психологических особенностей студентов с интерпретациями результатов; справочные системы по обучающим мультимедиа программам с инструкциями на выполнение различной деятельности сообразно индивидуальным особенностям; ресурсный материал (текст, видео, аудиоупражнения), пополняющийся студентами и преподавателями, распределенный систематично по различным группам программы «Linguist» (грамматика, лексика, фонетика, мультимедиа программы, Интернет-ресурсы, программы-шаблоны и.д.).
1. Зюбанов В. Ю., Соколова И. Ю. Активизация познавательной самостоятельности студентов в процессе иноязычной подготовки с использованием компьютерного комплекса «Linguist»// Вестник ТГПУ, 2006. - Вып. 9(60). Серия гуманитарные науки. - С. 81-85. (авторские 90%).
2. Зюбанов В. Ю. Возможность использования мультимедийных технологий при самостоятельном изучении английского языка //Устойчивое развитие непрерывного образования в условиях его модернизации: материалы международной методической конференции (г. Томск 2004). - Т.1 - Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. - С. 201-207.
3. Зюбанов В. Ю. Использование мультимедийных технологий в процессе обучения иностранному языку на данном этапе компьютеризации учебного процесса //Международная конференция, посвященная 40-летию кафедры философии (г. Томск 2004). - Томск: Издательство ТГПУ, 2004. - С. 224¬226.
4. Зюбанов В. Ю. Интернет как средство модернизации обучения иностранному языку // Материалы всероссийской научно-методической конференции (февраль 2004 г.). - Т.2 - Томск: Издательство ТГПУ, 2004. - С. 78-83.
5. Зюбанов В. Ю. Эффективный поиск информации в Интернете //Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Наука и образование» (19-23 апреля 2004 г.): Инновационная деятельность в науке и образовании. Теория и методика профессионального образования.- Т.3 - Томск: центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004. - С. 209-213.
6. Зюбанов В. Ю. Компьютерный комплекс как средство эффективного обучения иностранному языку //Материалы Международной научно-практической конференции "Модернизация профессионального послевузовского образования" (г. Томск 2005 г.)/ Под общ. ред. В.А. Дмитриенко. - Томск: STT, 2005. - С. 171- 173
7. Кошкарова С. М., Зюбанов В. Ю., Игнашина А.П. и др. Иностранный язык. Грамматика английского языка: учебное пособие Томск: издательство ТГПУ, 2006.— 244 с. (авторские 20%).