Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОГО КОМПЛЕКСА

Работа №17393

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы22
Год сдачи2007
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
437
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Современная российская система образования заинтересована в выборе новых путей развития, в том числе в повышении эффективности и качества обучения иностранному языку (ИЯ).
Темпы развития науки и техники за последние годы так велики, что никакое увеличение объема программы и сроков обучения студентов не в состоянии угнаться за ними и обеспечить должный образовательный эффект. В связи с Болонском процессом система обучения постепенно переходит на самостоятельное образование, что приведет к потере части учебного времени в образовательной программе. При этом самому процессу самостоятельной подготовки студентов уделяется недостаточно внимания. Возникает вопрос: как при этом не снизить планку качества образования.
Одним из путей повышения качества образования при самоподготовке можно назвать внедрение новейших средств компьютерных и информационных технологий - (КИТ). В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения. В связи с этим, в современной методической и педагогической литературе все чаще поднимается вопрос о необходимости подробного исследования возможностей компьютерных и информационных технологий в области иноязычной подготовки студентов (Е.С. Полат, Т.В. Карамышева, Р.П. Мильруд, Л.Н. Чуксина, О. П. Крюкова, Е.И. Машбиц и др.). При этом они выделяют основные проблемы, возникающие при использовании компьютера - отсутствие общения с преподавателем, пассивность студентов, недостаточную разработанность методического и дидактического материала.
По нашему мнению, при изучении иностранного языка, возможности комьютера используются частично: из-за высокой стоимости обучающих программ, недостаточного владения навыками и умениями пользователя самостоятельно изучать иностранный язык при помощи компьютера. Преимуществами же компьютера являются: интерактивность (двухсторонний диалог между компьютером и обучающимся), быстрый доступ к новой информации, сочетание всех видов наглядности и т.д. Компьютеризация обучения иностранному языку поможет облегчить доступ к новым средствам и формам самостоятельной организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и сократить время на изучение языка.
Другой путь повышения качества образования - это переход на новую ступень образования. От традиционного - к личностно-ориентированному обучению и самообучению, активизации самостоятельной познавательной деятельности - (СПД) студентов, в частности, при изучении иностранного языка. Ведь сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний, а познавательный процесс возможен лишь при помощи языка как инструмента общения.
С античных времен педагоги отмечали различия в подходе к овладению знаниями1, что естественно привело к появлению и распространению идеи индивидуализации обучения. Концептуальные подходы к решению проблемы активизации самостоятельной познавательной деятельности связаны с именами таких исследователей, основателей теории самостоятельного обучения, как Б.П. Есипов, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин, Т. И. Шамова, О.В. Петунин и др. Еще К.Д. Ушинский акцентировал, что самостоятельность обучающегося, является единственным прочным основанием всякого учения. В современной литературе исследуются факторы, повышающие успешность обучения иностранному языку с учетом психологических особенностей обучающегося (Б. Л. Ливер). Результаты исследований, направленных на выявление индивидуально-психологических особенностей человека, несомненно, должны найти свое отражение в процессе активизации самостоятельной познавательной деятельности студента.
Учитывая темпы развития информационных, компьютерных технологий и увеличение времени для самостоятельного изучения иностранного языка, считаем актуальным создание технологии активизации самостоятельной деятельности студентов при изучении иностранного языка, учитывая их индивидуально-психологические особенности и используя компьютерные и информационных технологии.
По нашему мнению, это может привести к развитию познавательной активности, повышению эффективности уровня владения иностранным языком, к развитию автономии в овладении иностранным языком студентами в процессе учебной и будущей профессиональной деятельности.
В процессе анализа научной, специальной литературы и практики использования информационных технологий в системе иноязычной подготовки выявлены противоречия между:
- потребностью общества в специалистах, способных к самообучению и саморазвитию, и недостаточной научной разработанностью теории и практики обучения активной самостоятельной познавательной деятельности;
- объективной необходимостью активности и самостоятельности студентов в освоении иностранного языка с использованием компьютера и недостаточной разработанностью средств и технологий, в том числе компьютерных программ, позволяющих построить учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей студентов.
Разрешение этих противоречий, по нашему мнению, возможно при решении проблемы - выявления и создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих активную самостоятельную познавательную деятельность студентов в процессе иноязычной подготовки с использованием информационных и компьютерных технологий, что и определило тему исследования.
Цель исследования - выявить психолого-педагогические условия активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима (Пер. с польск. В.К. Ронина). Москва, "Высшая школа", 1990. c. 87
процессе иноязычной подготовки, в соответствии с которыми разработать компьютерный учебно-методический комплекс - (УМК) и технологию его реализации, способствующие повышению уровня владения иностранным языком.
Объект исследования - процесс профессиональной иноязычной подготовки студентов на основе применения компьютерных и информационных технологий.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной иноязычной подготовки с использованием компьютерного комплекса.
Гипотеза исследования - активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов, способствующая повышению уровня владения иностранным языком, может быть обеспечена, если:
- выявлены и обоснованы условия активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку с использованием КИТ;
- разработана технология активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка с использованием компьютерного учебно-методического комплекса - (УМК);
- разработано ориентированное на индивидуально-психологические
особенности студентов дидактическое программно-методическое и
информационное обеспечение компонентов компьютерного учебно-методического комплекса - (УМК).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении диссертационного исследования приведен обобщающий анализ результатов теоретического и практического исследования проблемы активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки с использованием компьютерного комплекса. Задачи исследования решены в полном объеме, поставленные цели достигнуты, гипотеза нашла свое подтверждение в положительных результатах экспериментального исследования. Научная новизна реализована в технологии активизации СПД. Практическая значимость подтверждена тем, что методический и дидактический материал используется не только на факультете иностранных языков ТГПУ, но и в гимназии Логос.
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в следующих выводах:
- установлены психолого-пеДагогические условия активизации
познавательной Деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки с использованием компьютерного учебно-методического комплекса;
- разработано дидактическое, программно-методическое и информационное обеспечение компьютерного учебно-методического комплекса, и в целом, создан УМК;
- создано дидактическое обеспечение, разработанное с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, включающее упражнения, ориентированные на индивидуально-психологические особенности как смешанного типа, так и чистого типа;
- разработано программно-методическое обеспечение, которое содержит: программу-оболочку «Linguist»; программу-шаблон «Образ-Знак», инструкции по организации компьютерного класса;
- подготовлено информационное обеспечение - тестирование на выявление уровня владения ИЯ, правильности выполнения различных заданий. Тесты диагностики индивидуально-психологических особенностей студентов с интерпретациями результатов; справочные системы по обучающим мультимедиа программам с инструкциями на выполнение различной деятельности сообразно индивидуальным особенностям; ресурсный материал (текст, видео, аудиоупражнения), пополняющийся студентами и преподавателями, распределенный систематично по различным группам программы «Linguist» (грамматика, лексика, фонетика, мультимедиа программы, Интернет-ресурсы, программы-шаблоны и.д.).



1. Зюбанов В. Ю., Соколова И. Ю. Активизация познавательной самостоятельности студентов в процессе иноязычной подготовки с использованием компьютерного комплекса «Linguist»// Вестник ТГПУ, 2006. - Вып. 9(60). Серия гуманитарные науки. - С. 81-85. (авторские 90%).
2. Зюбанов В. Ю. Возможность использования мультимедийных технологий при самостоятельном изучении английского языка //Устойчивое развитие непрерывного образования в условиях его модернизации: материалы международной методической конференции (г. Томск 2004). - Т.1 - Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. - С. 201-207.
3. Зюбанов В. Ю. Использование мультимедийных технологий в процессе обучения иностранному языку на данном этапе компьютеризации учебного процесса //Международная конференция, посвященная 40-летию кафедры философии (г. Томск 2004). - Томск: Издательство ТГПУ, 2004. - С. 224¬226.
4. Зюбанов В. Ю. Интернет как средство модернизации обучения иностранному языку // Материалы всероссийской научно-методической конференции (февраль 2004 г.). - Т.2 - Томск: Издательство ТГПУ, 2004. - С. 78-83.
5. Зюбанов В. Ю. Эффективный поиск информации в Интернете //Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Наука и образование» (19-23 апреля 2004 г.): Инновационная деятельность в науке и образовании. Теория и методика профессионального образования.- Т.3 - Томск: центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004. - С. 209-213.
6. Зюбанов В. Ю. Компьютерный комплекс как средство эффективного обучения иностранному языку //Материалы Международной научно-практической конференции "Модернизация профессионального послевузовского образования" (г. Томск 2005 г.)/ Под общ. ред. В.А. Дмитриенко. - Томск: STT, 2005. - С. 171- 173
7. Кошкарова С. М., Зюбанов В. Ю., Игнашина А.П. и др. Иностранный язык. Грамматика английского языка: учебное пособие Томск: издательство ТГПУ, 2006.— 244 с. (авторские 20%).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ