Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пространственная аксиология в русской рок-поэзии

Работа №173909

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы89
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 4
I. СПЕЦИФИКА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ АКСИОЛОГИИ В
СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ. ................................................. 10
1.1 Философско-эстетический подход в изучении пространственной
аксиологии....................................................................................................... 11
1.2 Структурно-семиотический подход в изучении пространственновременной аксиологии .................................................................................... 18
1.3 Когнитивно-лингвистический подход ..................................................... 24
1.4 Когнитивно-психологический метод ....................................................... 25
1.5 Рок-поэзия в современном литературоведении....................................... 25
Выводы ............................................................................................................ 32
II. СПЕЦИФИКА ПРОСТРАНСТВЕННО-УРБАНИСТИЧЕСКОЙ
ТРАДИЦИИ В РОК-ПРОИЗВЕДЕНИЯХ......................................................... 33
2.1 Включенность рок-произведений в сверхтекст «Петербургский текст»43
2.2 Урбанистическое пространство в рок-текстах ........................................ 52
Вывод............................................................................................................... 55
III. МОДЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЕЙЗАЖНОЙ
РОК-ЛИРИКЕ..................................................................................................... 56
3.1 Семантический анализ пространственных образов пути и дороги в
произведениях рок-поэтов. ............................................................................. 67
3.2 «Северный текст» как особая часть пространственной аксиологии в
произведениях рок-поэзии.............................................................................. 70
Вывод............................................................................................................... 75
Заключение ......................................................................................................... 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................. 81

Рок-поэзия в оценке современных литературоведов является
источником эстетически и содержательно целостного материала для
исследования с точки зрения науки. Рок-произведение – многокомпонентно,
но традиционно под рок-поэзией подразумевается словесная составляющая.
Тем не менее, по словам И. Смирнова: «…Позволю себе сравнение роккомпозиции с трехглавым драконом. Три его головы – это собственно рокМузыка, рок-поэзия и рок-театр; «Для него характерно заимствование
выразительных средств традиционных жанров: музыкального, поэтического
(текст), и театрального (шоу), которые образуют единое и неделимое на
составные элементы целое РОК-КОМПОЗИЦИЮ» [91.5].
Интересно обратиться к истории русского рока, которая берет начало в
семидесятых годах ХХ века, под влиянием западной рок-культуры. Тем не
менее, важно отметить, что русский рок носит совершенно иной характер, и
гармонично синтезирован с исторической обстановкой того времени.
Попытки создать рок-группы предпринимались задолго до указанного
времени, но их нельзя назвать успешными. Истинными первооткрывателями
рока на советском пространстве стоит считать А. Макаревича, Б.
Гребенщикова и М. Науменко. Родина рок-музыки условно локализована
Ленинградом, именно здесь появляется первый рок-клуб. Десятилетием
позже начинают активно появляться и другие не менее известные рокисполнители, создавая под своим началом известные коллективы.
Локализацией и точками распространения становятся большие города СССР,
а именно Уфа – родина рок-группы «ДДТ», идейным вдохновителем которой
является и по сей день Ю. Шевчук, Свердловск – «Урфин Джус» и
«NAUTILUS POMPILIUS», Сибирь подарила сразу два рок-коллектива –
«Гражданская Оборона» и «Калинов мост»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы по изучению пространственной аксиологии в рокпроизведениях современных поэтов был сделан ряд выводов как в
теоретической, так и в практической частях данного исследования.
Для теоретической проработки проблемы, связанной с
пространственной аксиологией был отобран корпус теоретических трудов
многих ученых, предметом изучения которых был данный вопрос.
Методология изучения специфики пространственной аксиологии легла в
основу данной работы. В первую очередь, стоит отметить научные труды М.
М. Бахтина, комплексный подход которого в рамках философскоэстетической методики изучения позволил сформулировать понятие
пространственной аксиологии в художественном произведении, а также
проследить влияние пространства на сюжет и смысл произведения, в
частности на рок-лирику. Теоретико-ценностный подход лежит в основе
трудов и В. Н. Топорова, чья методика изучения пространственных
отношений в произведении способствовала формированию такого понятия
как «Петербургский текст». Феномен данного сверхтекста подробно
рассмотрен, что позволило сделать выводы о приобщённости ряда текстов
рок-поэтов к сверхтексту «Петербургский текст». Речь идет о произведениях
Ю. Шевчука, К. Кинчева, В. Цоя, А. Васильева, А. Башлачова. Важно
отметить, что исследованные произведения не только могут быть соотнесены
с классическими произведениями русской литературы, но и всецело
становятся источником новых актуальных тем и мотивов, учитывая разность
и неординарность каждого из перечисленных рок-поэтов.
Более того, опираясь на исследования Топорова и Лотмана, внимание
привлекает и целостное понятие «хронотоп», в основе которого лежит
взаимосвязь времени и пространства в художественном произведении...


1. NAUTILUS POMPILIUS: Введение в наутилусоведение. - М.: ТЕРРА,
1997. C. 381
2. Авдеенко И. А. Символ, концепт, текст: пространство эксперимента //
Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного
технического университета. 2010. № 1. Т. 2. С. 45‒48.
3. Арустамова А. А., Королева С. Ю. Урбанистическое сознание и русская
рок-поэзия 1980-1990гг.: к специфике воплощения// Русская рок-поэзия:
текст и контекст. Вып. 3. Тверю, 2000. С. 84-92
4. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров, В.
Кожинов. – М.: Худ. лит., 1986. С. 543.
5. Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Рус. словари, Языки славянской
культуры, 2003. Т. 1: Философская эстетика 1920-х годов. 955 с.; 2002.
Т. 6: «Проблемы поэтики Достоевского», 1963. Работы 1960-х – 1970-х
гг. С. 799
6. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по истории
ческой поэтике// Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.,
1975. С. 234-407
7. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная
литература, 1986. С. 543
8. Башлачев А. Петербургская свадьба // Башлачев А. Посошок:
Стихотворения. – Л.: Лира, 1990. С. 91.
9. Бердяев Н. А. О власти пространства над русской душой. М., 1918. С.
62-68
10. Благой Д. Д. Афанасий Фет – поэт и человек // Фет А. А. Воспоминания.
М.: Правда, 1983. С. 3–26. Борев Ю. Б. Искусство интерпретации и
оценки. Опыт прочтения «Медного всадника». М.: Сов. писатель, 1981.
399 с.
11. Большой Академический Словарь русского языка. – М.-Л., 1961. Т.ХL.
Стлб. 1756-1757. С. 210
12. Большой толковый словарь русских существительных:
Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под ред. Проф.
Л.Г.Бабенко. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. С. 864.
13. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008
14. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Словарь «Славянские древности» //
Славяноведение. – 1997. – № 6. – С. 3-7.
15. Винтер Ш., Хайдеггер М. Определение метафизики. Мюнхен. 1993 //
Реферативный журнал ИНИОН. Сер. 3. Философия. – 1994. – №3. – С.
224... 127


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ