Введение ............................................................................................................... 4
Глава I. Историко-литературный контекст 80-х годов XIX века .................... 10
Становление творческой личности В. М. Гаршина.......................................... 10
1.1. Восьмидесятые годы XIX столетия в качестве переходной эпохи ....... 10
1.2. Персональная модель мира В. М. Гаршина ............................................ 15
1.3 «Подлинная история Энского земского собрания». Первая публикация
В. М. Гаршина ................................................................................................. 24
Глава 2: Художественная модель мира произведений В. М. Гаршина.
Опорный точки тезаурусов В. М. Гаршина ...................................................... 28
2.1. «Четыре дня». Военный тезаурус ............................................................ 28
2.2. «Происшествие». Социально-нравственный тезаурус........................... 36
2.3. «Attalea Princeps». Тезаурус условности................................................. 40
2.4. Поиск новых форм: «Надежда Николаевна» .......................................... 43
Заключение ......................................................................................................... 48
Список литературы ............................................................................................ 51
Творчество В. М. Гаршина вызывает противоречивые ощущения.
Взятые отдельно друг от друга произведения больше походят на сиюминутные
наброски и зарисовки. Активная субъективная авторская эмоциональность,
неоднородный материал, лежащий в основе рассказов, повестей и сказок, не
приводят их к художественной целостности и законченности.
Ю. В. Мандельштам, исследую поэтику художественных текстов
В. М. Гаршина, заключил следующее: «Цельности никакой в творчестве
Гаршина нет. И первым делом потому, что за исключением аллегорических
сказок и того же хрестоматийного «Сигнала», он оставил нам одни отрывки.
Все военные рассказы, которые все же лучшее из всего, что у Гаршина есть –
откровенные наброски большого ненаписанного произведения; даже герои их
– общие…». По мнению критика, в прозе В. М. Гаршина нет даже намека на
формальную организацию текста: «…она на редкость плохо построена… Он
вводит лишние образы, лишние эпизоды, даже героев, не имеющих никакого
отношения к повествованию, и одновременно – опускает события совершенно
необходимые для понимания замысла и о которых ему потом приходится
упоминать наспех и вскользь…» [30, с. 160–161]. Наблюдения
Ю. В. Мандельштама верны, но только отчасти, взятые по отдельности
рассказы, повести и сказки, действительно, оставляют шаткие ощущения и с
формой В. М. Гаршин в произведениях, на первый взгляд, обращается крайне
неумело.
Однако целиком наследие писателя влияет совершенно
противоположным образом. Мы видим упорядоченный, закономерный,
логичный, красивый художественный мир, в котором все элементы,
кажущиеся изначально случайными, разрозненными, оказываются
выверенными, подчиненными определенным индивидуальным идеям,
«верному чувству меры», как об этом пишет Ю. И. Айхенвальд. [1, с. 307]...
В процессе исследования нам удалось рассмотреть 80-е годы XIX века в
качестве переходной эпохи, определить путь формирования творческой
личности В. М. Гаршина, проанализировать самое раннее произведение
писателя, выявить основные компоненты художественного мира прозаических
произведений В. М. Гаршина, доказать, что художественный мир
моделируется посредством схожих художественных приемов, среди которых
основным является монтаж укрупненных планов («поэтика сиюминутности и
крупных планов»). Помимо этого, намечены пути для дальнейших
исследований формально-содержательного аспекта и интертекстуальных
связей творческого наследия В. М. Гаршина.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. 80-е годы XIX столетия является переходной эпохой, так как обладает
следующими характерными признаками: существование оппозиции «старого»
и «нового», переосмысление реалистической традиции, декларируемый
разрыв с ней, жанровые и родовые сдвиги в литературе, пессимизм,
трагическое мировосприятие.
2. В. М. Гаршин является знаковой фигурой в аспекте реализации новой
эстетической программы. Писатель занимает особое место в литературе этого
времени. Во многом, тематику произведение, доминирующие концепты,
образы и мотивы обусловило детство писателя. В. М. Гаршин обладал
объемными знаниями из самых разных сфер. Среди усвоенных тезаурусов,
опорные точки которых переосмысливаются в творчестве В. М. Гаршина,
нами выделены следующие: Библейский тезаурус, Военный тезаурус,
Социальный тезаурус, авторские тезаурусы Л. Н. Толстого,
Ф. М. Достоевского. И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина.
3. «Подлинная история Энского земского собрания» как первое
опубликованное произведение автора является значимым в контексте
рассмотрения формирования его творческой личности...
1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей / Предисл. В. Крейда;
Худож. В. Е. Валериус / Ю. Айхенвальд. – Москва: Республика, 1994. – 591 с.
2. Архангельский В. От Гаршина до Ремарка / В. Архангельский // Воля
России, 1930. – № 7-8. – С. 679-683.
3. Афанасьева Н. А. Авторский символ и его роль в смысловой
организации художественного текста (на материале языковой модели мира
М. Цветаевой) / Н. А. Афанасьева // Принципы и методы исследования в
филологии: конец XX века / Редкол.: К. Э. Штайн (отв. ред.) и др.; Сб. статей
научно-методического семинара «TEXTUS». – Вып. 6. – Санкт-Петербург;
Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001. – С. 380-384.
a. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем.
Г. Гаева / В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин. – Москва: КРОН-ПРЕСС, 1998. –
512 с.
4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. –
Москва: Худож. лит., 1975. – 502 с.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: сборник избранных
трудов / Прим. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова / М. М. Бахтин. – Москва:
Искусство, 1979. – 423 с.
6. Бекедин В. П. Религиозные мотивы у В. М. Гаршина / В. П. Бекедин //
Христианство и русская литература. Сборник научных трудов. – СанктПетербург: Наука, 1994. – С. 322-364.
7. Васильева И. Э. «Поиски слова» в «переходную эпоху»: стратегия
повествования В.М. Гаршина и А.П. Чехова : автореферат дис. ... кандидата
филологических наук : 10.01.01 / Васильева Ирина Эдуардовна; Место
защиты: С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург, 2007. – 24 с. – [Электронный
ресурс]. – URL: http://garshin.lit-info.ru/garshin/kritika/vasileva-poiski-slova-vperehodnuyu-epohu.htm (дата обращения: 18.05.2024).
8. Васина С. Н. Поэтика прозы В.М. Гаршина: психологизм и
повествование : Автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01
/ Васина Светлана Николаевна; Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т. –Москва,
2011. – 18 с. – [Электронный ресурс]. URL: http://garshin.litinfo.ru/garshin/kritika/vasina-poetika-prozy-garshina.htm (дата обращения:
18.05.2024).
9. Винникова Г. Э. Тургенев и Россия. – 2-е изд., перераб. и доп. /
Г. Э. Винникова. – Москва : Сов. Россия, 1977. -–447 с. – [Электронный
ресурс]. – URL: http://i-sturgenev.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st036.shtml (дата обращения:
29.05.2024)
10. Витгенштейн Л. Философские работы: в 2 ч. / Л. Витгенштейн;
пер. с нем. М. С. Козловой, Ю. А. Асеева ; вступ. ст. М. С. Козловой. –
Москва : Гнозис, 1994. – Ч. 1. – 1994. – 544 с.
11. Гаршин В. М. Избранные письма (1874-1887 годы) /
В. М. Гаршин. – [Электронный ресурс]. – URL:
http://az.lib.ru/g/garshin_w_m/text_0370.shtml (дата обращения
29.05.2024).
12. Гаршин В. М. Люди и война / Сост., послесл. и прим.
И. И. Подольской / В. М. Гаршин. – Москва: Правда, 1988. – 384 с.
13. Гаршин В. М. Сочинения / Вступ. статья и примеч. Г. А. Бялого /
В. М. Гаршин. – Москва : Гослитиздат, 1955. – XXIV, 439 с.
14. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы : Очерки рус. лит.
XX в. / Б. М. Гаспаров. – Москва: Наука: Изд. фирма «Вост. лит.», 1994. –
303 с.
15. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Гуревич /
Пер. с рус. В. Некрашене. – Вильнюс: Минтис, 1989. – 289 с. – (Вехи
цивилизации)... 61