ВВЕДЕНИЕ ..............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы функционально-синтаксических особенностей
заголовков в информационных текстах Интернет-дискурса .................................6
1.1 Понятие и функции заголовков в информационных текстах ..........................6
1.2 Виды заголовков в информационных текстах Интернет-дискурса ...............11
Выводы по 1 главе..................................................................................................17
Глава 2. Практический анализ функционально-синтаксических особенностей
заголовков современных англоязычных блогов...................................................18
2.1 Структурные особенности заголовков современных англоязычных блогов 18
2.2 Анализ основных функционально-синтаксических особенностей заголовков
современных англоязычных блогов......................................................................37
Выводы по 2 главе..................................................................................................40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................. 45
На современном этапе в лингвистике существенно возрос интерес к
изучению функциональных систем языка, которые выполняют важные функции
в коммуникации, в формировании определенных ценностей и выполняют
важную социальную функцию. К таким системам относятся средства массовой
информации, которые также претерпели существенные изменения за последнее
десятилетие. Существенно изменились формы коммуникации, и ведущим
блоком в средствах массовой информации стала коммуникация посредством
сети Интернет. Общение в социальных сетях, ведение блогов и другие формы
коммуникации, оказывают огромное влияние на современную коммуникацию.
Блог является сравнительно новым жанром в сети Интернет, который
демонстрирует собственные закономерности построения текста, лексические,
грамматические и семантические особенности. Ведение блогов осуществляется
по определенным закономерностям, в рамках которых выявляются
специфические особенности построения текста. Причем заголовок выполняет
ключевую функцию в тексте блога, роль своеобразного «указателя» на сам текст
и обладает двусторонней связью с текстом и с отражаемой действительностью.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что только от
заголовка зависит будет ли аудитория читать конкретный блог, с учетом
огромного количества различных блогов в Интернете. Следовательно, в
заголовке современных блогов в сети Интернет концентрируется не просто
содержание, но другие элементы, направленные не просто на передачу
сообщения, но на привлечение аудитории и на оказание влияния.
Заголовок современного блога, являясь элементом текста, содержит
несколько элементов – языковой материал, цель высказывания, направленность.
Однако с учетом цели привлечения как можно большего количества аудитории
заголовок современного блога обладает специфическими особенностями...
Традиционные средства массовой коммуникации постепенно вытесняются
электронными средствами связи, которые имеют способность не только
ускорять коммуникацию, но и устанавливать новые особые формы и границы
вербального и невербального общения.
Такие кардинальные изменения, в свою очередь, не могли не коснуться и
медиатекста в традиционном его понимании, под которым изначально
понималась крайне разнообразная информация по форме представления, каналу
распространения и языковым особенностям: от текстов эфиров на радио до
научных статей в газетах и журналах.
Позднее было выявлено, что медиатекст обозначает своего рода
письменный текст с ярко выраженной социальной направленностью, полной
структурой, а также сложную изменяющуюся единицу высшего порядка, при
помощи которой может осуществляться речевое общение в сфере массовой, а
также сложную изменяющуюся единицу информации.
Заголовок – один из важнейших компонентов статьи блога: предваряя
текст, он формирует представление о его структуре, содержании и
характеристике.
Заголовочный комплекс - это структурно-семантическое объединение
элементов текста, по определению предваряющих его и концептуально
связанных с основным массивом медиатекста. Заголовок – это первое, на что
обращает внимание читатель, следовательно, его главная задача - привлечь
внимание, создать таким образом интерес к публикуемому в периодическом
издании материалу.
Для придания выразительности и яркости заголовку авторы используют
различные средства его актуализации: лексико-фразеологические,
синтаксические и грамматические средства. Проведенное исследование
позволяет выявить функции, выполняемые заголовком: номинативную,
рекламную, информативную и графически-выделительную...
1. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория
и практикум: учебник, практикум / Л.Г. Бабенко – Москва: Наука: Флинта, 2004.
– 496 с.
2. Богданова, О. Ю. Заголовок как элемент текста // Вестник Костромского
Государственного Университета. Языкознание. – 2007. – №4. – С.116-119.
3. Бочарникова, Е. А. О соотношении понятий «текст» и «дискурс» в
лингвистике : статья / Е. А. Бочарникова // Филологические науки. Вопросы
теории и практики. – Тамбов : Изд-во Грамота, 2010. – No. 1. – C. 50–52.
4. Ван Хао. Особенности структуры газетных текстов : // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
Аспирантские тетради. – СПб. : 2008. – С. 97–103.
5. Виноградов, В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики : статья / В.
В. Виноградов, С. Г. Бархударов // Вопросы языкознания. – М. : Изд-во Академии
наук СССР, 1955. – С. 60-88.
6. Вомперский, В. П. К изучению синтаксической структуры газетного
заголовка // Искусство публикации (проблемы теории и мастерства). Тезисы
докладов республиканской научной конференции. – Алма-Ата, 1966. – С. 82-85.
7. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р.
Гальперин – Москва : Изд-во КомКнига, 2007. – 144 с.
8. Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: опыт
исследования современной английской медиаречи: монография / Т. Г.
Добросклонская – Москва: Макс-Пресс, 2005. – 286 с.
9. Косякова, Я. С., Колмакова, В. В. Полифункциональность
синтаксических структур заголовков новостного репортажа // Современные
исследования социальных проблем. – 2019. – Том 11. – №4. – С.300-317.
10. Некрасов, Д. В. Функционально-прагматические характеристики
заголовков новостных текстов в Интернете // Филологические науки. Вопросы
теории и практики. – 2014. – №1(31). – С.117-123.
11. Подчасов, А. С. Функционально-синтаксические особенности газетных
заголовков: на материале российских и британских газет второй половины 1980-
1990 годов, синтаксический аспект : специальность 10.01.10 «Журналистика»:
диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук /
Подчасов Алексей Сергеевич; Московский государственный университет им.
М.В. Ломоносова. – Москва, 2001. – 187 с.
12. Пономаренко, Е. Б. Структурные и семантико-стилистические
особенности текстов английских и русских информационных сообщений:
сопоставительный аспект: специальность 10.02.20 «Сравнительно-историческое,
типологическое и сопоставительное языкознание: диссертация на соискание
ученой степени кандидата филологических наук / Пономаренко Елена
Борисовна; Московский государственный гуманитарный университет им. М.А
Шолохова. – Москва, 2011. – 176 с.
13. Селезнева, Л. С. Синтаксические особенности текста комментариев в
социальных сетях // Исследования молодых ученых. – 2020. – №2(18). – С.12-18.
14. Тер-Минасова, С.Г. Синтагматика речи: онтология и эвристика. Общая
и английская синтагматика составных номинативных групп: монография / С. Г.
Тер-Минасова – Москва : Либроком, 2009. – 200 с.
15. Церюльник, А. Ю. Структурно-семантическое своеобразие
заголовочного комплекса в организации гипертекста дискуссионного блога //
Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – №29 (320). –
С.146-153... 38