Введение 3
Глава 1. Иконография полисюжетной иконы «Восхождение св. Илии пророка» 6
1.1 Образ Илии пророка в национальной традиции 6
1.2 Сравнительная экспертиза многосюжетной иконы «Восхождение Илии
пророка» началаХХ в. с иконами южных районов Кубанского края XIX в 18
Глава 2. Особенности народной иконы южных районов России 24
2.1 Формирование христианства на Северном Кавказе. Православная культура
Краснодарского края 24
2.2 Знаковая система ремесленно-деревенской иконы 37
Глава 3. Консервация и реставрация иконы «Восхождение св. Илии пророка» 46
3.1 Техническая реставрация 46
3.2 Живописная реставрация 53
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение 1. Иллюстративный материал
Приложение 2. Паспорт объекта культурного наследия
Иконография — это неотъемлемая часть православной иконописи. Она раскрывает внутренний образ святого и повествует об основах его почитания. Систематические исследования иконописи начинаются в конце X IX века, что породило споры среди ученых и исследователей. Если об особенностях городских иконописных центров известно достаточно много, то об иконописи деревенских областей до сих пор информации недостаточно. В народных иконах образ святого максимально отходит от канонического изображения. С этим связано множество трудностей, с которыми сталкивается как исследователь иконописи, так и реставратор.
Иконография отражает конфессиональные признаки определенного народа и культурно-исторические процессы определенного места и времени. Следовательно, она впитывает в себя характерные образы, традиции и символы. Именно поэтому каждая икона, дошедшая до нас, представляет собой уникальный живописный памятник, для анализа которого необходимо исследовать время и место ее появления.
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что народная икона России в настоящее время мало изучена. Ее формирование и развитие проходило в разные временные периоды и опиралось на разные иконографические методы. Если говорить о южной народной иконе, то информация очень разнится, так как исследователи часто рассматривают определенный округ ее распространения. Так возникают вопросы об истоках формирования южной иконы и об ее общих тенденциях и особенностях.
Цель данной работы — исследование реставрации иконы «Восхождение Илии Пророка» южных районов России...
Основной темой дипломной работы является исследование иконографии
и реставрации иконы «Восхождение св. Илии Пророка». В ходе исследования
была подробно рассмотрена история возникновения и развития
иконографического образа святого и определена специфика фор мирования
этнического типа народной иконы.
На основе проделанной теоретической и практической работы были
выполнены все поставленные задачи и сформированы следующие выводы:
1. Икона «Восхождение Илии Пророка» начала XX века является
одним из уникальных памятников народно-ремесленного искусства Кубанского
региона, что подтверждается ее иконографией и технико -технологическими
приемами.
2. Иконография Илии Пророка развивалась в контексте народных
традиций и впитала в себя образы святого, спасителя -заступника, Божьего
свидетеля, пророка-отшельника, а также самого Бога.
3. Этнические особенности народного произведения всегда отражают
его духовную культуру, что подтверждается многочисленными памятниками
искусства.
4. В южных кубанских народных иконах изображение реального быт а
часто привносится в иконографию и является важной составляющей знаковой
системы ремесленно-деревенской иконописи.
В ходе практической работы были разобраны методики и условия
реставрации масляной живописи. Также были продемонстрированы
особенности методов тонирования и укрепления грунта данной техники...
1. Александр (Федоров), иг. Церковное искусство как
пространственно-изобразительный комплекс / игумен Александр (Федоров):
[канд. дисс.]. — СПб., 2007. – 228 с.
2. Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России.
Л.: Художник РСФСР, 1989 г. – 160 с.
3. Алешин А.Б. Этические аспекты реставрационной деятельности//
Методологические проблемы охраны и реставрации музейных ценностей в
СССР: Всесоюзная научная конференция музейных работников. М.: ВНИИР,
1987. – С. 19-24.
4. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись / М.В. Алпатов. — М.:
Искусство, 1974. – 324 с.
5. Андреева О.Н. Образ святого Ильи -пророка по источникам
канонического и неканонического характера (на материале Тамбовской
области). — Тамбов, 2003. — Вып. 6 – 28 с.
6. Андреева О. Н. Семантика календарного праздни ка в честь святого
Ильи-пророка: (На общерус. фоне и материале тамбовс. говоров): Автореф. дис.
на соиск. учен.степ. к.филол.н. — Тамбов, 2003. – 25 с.
7. Анисимова В.Н. Изобразительное искусство в культуре Кубани
конца XVIII – начала XX века. Дисс. на соиск. учен.степ. к. культурологии.
Краснодар, 1999. – 22 с.
8. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусскои живописи XI
— начала XVIII в. Опыт историко-художественнои классификации — М.:
Искусство, 1963. – 625 с.
9. Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов. СПб.:
Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс» , 2007. – 491 с.
10. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в
словесном художественном творчестве. Вопросы литературы и эстетики.
Исследования разных лет. Москва, 1975. – 504 с.
11. Бобров Ю. Г., Бобров Ф., Консервация и р еставрация станковой
темперной живописи — М.: Художественно-Педагогическое издательство,
2008. – 128 с.
12. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю.Г.
Бобров. — 2 изд. — СПб.: Мифрил, 1995. – 256 с.
13. Буслаев 2006 – Буслаев Ф. Догадки и мечтания о первобытном
человечестве / Сост. А.Л. Топорков. М., 2006. – 704 с.
14. Вагнер Г.К. О соотношении народного и самодеятельного
искусства. Проблемы народног о искусства. Москва: Изобразительное
искусство, 1982. – 215 с.
15. Васильев И.Ю. Государство и общество в системе ценностей
кубанского казачества: конец XVIII - начало XX вв.: автореферат дис. на соиск.
учен.степ.к. ист. наук: 07.00.02 / Васильев И.Ю. Краснода р, 2008. – 26 с... 68