Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жанровая специфика малой прозы Евгения Замятина послереволюционного периода

Работа №173878

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОТПЕЧАТОК ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА В МАЛОЙ ПРОЗЕ Е.И. ЗАМЯТИНА 7
1.1 Революционный отпечаток на жизни и послереволюционном
творчестве Е.И. Замятина: глубинный анализ 7
1.2 Послереволюционные сказки для взрослых: синтез антиутопии и
политики 12
1.3 Ахроматичность послереволюционного мира в «петербургском»
цикле Е.И. Замятина 18
1.4 Два полюса малой послереволюционной прозы Е.И. Замятина . 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
Глава 2. ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗОВ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В РАССКАЗАХ Е. И. ЗАМЯТИНА 1920-Х ГГ 29
2.1. Специфика жанра в малой прозе Е. И. Замятина 29
2.2. Репрезентация исторической действительности в рассказах
«Мамай» и «Пещера» 31
2.3. Ирреалистические образы послереволюционной
действительности («Видение», «Дракон») 52
2.4. Персонажи как отражение особенностей эпохи
(«Десятиминутная драма», «Слово предоставляется товарищу
Чурыгину») 61
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73


Творчество Е. И. Замятина является одним из наиболее ярких в ХХ веке в историко-культурном отношении, поскольку стоит обособленно от большинства литературных течений, которые развивались как до революции, так и в период господствования социального реализма, спровоцированного новой исторической действительностью.
Е. И Замятин рассматривается большинством исследователей как представитель антиутопической литературы ввиду его центрального произведения - романа «Мы», и чаще всего упор исследовательской парадигмы нацелен на исследование ирреалистических образов в творчестве писателя, его космогонической и экзистенциальной философии в структуре художественного мира, а также на аспекты репрезентации реальности.
Тем не менее, при большом количестве исследований, посвященных и «Петербургскому циклу» писателя, и особенностей его писательской рефлексии относительно сложившейся послереволюционной
действительности, относительно небольшое внимание уделено конкретному анализу отпечатка революции в текстах автора, особенно в корпусе малой прозы.
Данное диссертационное исследование посвящено анализу репрезентации действительности в различных парадигмах на примере наиболее репрезетативного художественного материала - малой прозы Е. И. Замятина 1920-х гг.
Актуальность исследования обусловлена отсутствием
полиаспектного анализа жанровой репрезентации революции и послереволюционной действительности России, в частности, Москвы, Петербурга и ценностного хронотопа деревни в малой прозе Е. И. Замятина...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ произведений малой прозы Е.И. Замятина показывает, что
специфика жанра в его рассказах раскрывается через систему образов и
принципов моделирования послереволюционного российского мира.
Лаконичность и концентрический характер сюжетно-композиционного
построения, свойственные жанру рассказа, становятся для писателя емким
и мощным основанием репрезентации человека в условиях новой
послереволюционной действительности.
Проанализировав наиболее репрезентативный материал среди малой
прозы Е. И. Замятина, мы сделали ряд заключительных выводов,
касающихся изображения автором послереволюционной действительности
в жанре рассказа как наиболее значимым для писателя жанре малой прозы:
- Новая Россия рассматривается через последовательый образ
отрицания: отрицание Петербурга в рефлексии его жителей, отрицания
новых реалий и примет времени, отрицания новых названий, а также на
уровне отрицания существующих исторических деталей, обезличевания
персонажей, обезличевания человека и человечества в целом;
- Даже в «петербургском цикле» только в небольшом количестве
произведений («Наводнение», «Десятиминутная драма») описывается
конкретная топонимика города, приметы реальности, и зачастую они тоже
выстраиваются в символический ряд, указывающий на то, насколько
конкретно-бытовая историческая действительность противоречива,
абсурдна и включает в себя момент ирреального;
- Революционная Россия и послереволюционная описываются в
различных парадигмах: сама революция и связанные с нею аспекты
рассматриваются в мифологическом и религиозном ключе (например,
рассказ «Дракон»), послереволюционная Россия – как пространство вне
71
времени, лишенное координат, и не принадлежащая какому-либо большему,
значительному символическому контексту...


1. Szilard L. Орнаментальность/орнаментализм //Russian literature. - 1986. - Т. 19. - №. 1. - С. 65-78.
2. Аксёнова Н. В., Хатямова М. А. Г. Уэллс в рецепции Е. И. Замятина
// Сибирский филологический журнал. 2014. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/g-uells-v-retseptsii-e-i-zamyatina (дата обращения: 04.02.2022).
3. Алтабаева Е.В. Замятинский текст: язык и концепто-сфера (к
методологии исследования). Литературоведение на современном этапе: Теория. История литературы. Творческие
индивидуальности: материалы Междунар. конгресса
литературоведов. К 125-летию Е.И. Замятина. 5-8 окт. 2009 г./ отв. ред. Л.В. Полякова. Тамбов, 2009. 710 с.
4. Алушкина А. И. Русская интеллигенция в послереволюционной действительности («Пещера» и «Мамай» ЕИ Замятина) //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2001. - №. 3. - С. 313-318.
5. Асташина Е.И. О различении метафорических и психических образов, вербализованных в художественном тексте (на языковом материале малой прозы Е.И. Замятина) //Известия Смоленского государственного университета. - 2020. - №. 2. - С. 77-90.
6. Асташина Е.И. О некоторых особенностях метафоры в прозе ЕИ Замятина 20-х гг //Самарский научный вестник. - 2015. - №. 1 (10). - С. 210.
7. Ахметова Г. А. Роман Е. Замятина «Мы» в контексте русской
классики (М. Салтыков-щедрин, Ф. Достоевский) // Российский гуманитарный журнал. 2013. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/roman-e-zamyatina-my-v-kontekste- russkoy-klassiki-m-saltykov-schedrin-f-dostoevskiy (дата обращения: 04.02.2022).
8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С. 9-193.
9. Бахтин М.М. Замятин. Записи лекций по истории русской литературы (В записи P.M. Миркиной) // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 2. - М., 2000.
10. Бердяев Н. А. Судьба России//Русская идея //Судьба России. М. - 1997. - 290 с.
11. Борода Е. В. Отечественная фантастика как реализация эстетического ресурса русской литературы начала ХХ века: братья Стругацкие и Евгений Замятин. Тамбов, 2007. С. 58.
12. Борода Е. В. Художественные открытия Е. И. Замятина в контексте поисков русской литературы второй половины ХХ - начала ХХ! веков. Тамбов, 2010. С. 24.
13. Воронский А.К. Евгений Замятин // Ворон-ский А.К. Литературно¬критические статьи. М., 1963. С. 86.
14. Ганчев С. Г., Е.И. ЗАМЯТИН: ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЙ
ВАРИАНТ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА "ПРИРОДА" В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МАЛЫХ ЖАНРОВ // НАУ. 2015. №2 -7 (7). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/e-i-zamyatin-individualno-
avtorskiy-variant-reprezentatsii-kontsepta-priroda-v-proizvedeniyah- malyh-zhanrov (дата обращения: 04.02.2022).
15. Ганущак Н.В., Миннуллина Г.Р. КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ Е.И. ЗАМЯТИНА "МЫ" // Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kategoriya-vremeni- v-romane-e-i-zamyatina-my (дата обращения: 04.02.2022)... 80


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ