Философские основания технопессимизма
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Осмысление феномена техники в западноевропейской мысли 7
1.1. Генезис и эволюция понятия «техника» 7
1.2. Становление философии техники 9
1.3. Характерные особенности позиции технопессимизма 23
Глава 2. Философские основания пессимистической оценки техники 26
2.1. Осмысление феномена техники в философии О. Шпенглера26
2.2. Сущность техники и осмысление ее роли в философии М.
Хайдеггера 28
2.3. Понимание техники Карлом Ясперсом 30
2.4. Бердяев о технике 33
2.5. Философские основания позиции технопессимизма в рамках
философии техники 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Глава 1. Осмысление феномена техники в западноевропейской мысли 7
1.1. Генезис и эволюция понятия «техника» 7
1.2. Становление философии техники 9
1.3. Характерные особенности позиции технопессимизма 23
Глава 2. Философские основания пессимистической оценки техники 26
2.1. Осмысление феномена техники в философии О. Шпенглера26
2.2. Сущность техники и осмысление ее роли в философии М.
Хайдеггера 28
2.3. Понимание техники Карлом Ясперсом 30
2.4. Бердяев о технике 33
2.5. Философские основания позиции технопессимизма в рамках
философии техники 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Актуальность. Очевиден факт, что техническое развитие оказывает глубочайшее и всестороннее воздействие на существование человека. При бурном развитии технического прогресса, открываются всё новые и новые перспективы для человечества, однако, вместе с ними технический прогресс влечет за собой все новые риски и угрозы. Глобализация усугубила и без того острые социальные проблемы, к числу которых можно отнести перенаселенность одних регионов, запустение других из-за отсутствия условий к существованию в виде чистой питьевой воды, продовольствия и т. п. В связи с этим усилилась миграция населения, вызванная к тому же политической нестабильностью в ряде стран. Это стало современной общемировой проблемой, техника же во много раз ее усиливает, делая все процессы более интенсивными. Теперь когда высказываются опасения в связи с возрастающим экологическим кризисом, к ним присоединяется тревога перед угрозой распространения пандемий, вызванного прежде всего высокими скоростями перемещения, т. е. тоже техногенный фактор. Сдержать эту интенсивность пытаются политическими средствами, такими как повсеместно объявленные карантинные меры безопасности, заключившие людей в режим самоизоляции, обеспечиваемый опять-таки технологиями связи. На фоне масштабности происходящих трансформаций в социуме, такая проблема как самоидентичность личности казалось бы утрачивают свое значение. На самом же деле в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения она актуальна как никогда и выступает инициирующим началом феномена технопессимизма. Разрыв с привычным кругом общения, профессиональным, а порой и личным, открывает небывалые формы экзистенциального вакуума. Меры, преследующие цель сдерживать интенсивность непосредственных контактов между людьми, с одной стороны усиливают потребность в технических средствах связи, с другой по сути воспроизводят установку на 3
технопессимизм на уровне политических решений, ведь становится очевидно, что высокотехнологичная городская среда не в силах обуздать пандемию, и напротив востребован своего рода эскапизм, уход от благ цивилизации большого города.
Если заглянуть в предысторию данного вопроса, можно обнаружить глубокие противоречия, сопровождающие весь процесс развития и распространения техники. Так, перестав бороться за выживание человек включился в борьбу с природой, а это оказалось непредсказуемым по своим последствиям, поскольку одерживаемые победы в локальных боях ничуть не сулили победы на общем фронте. Человек по-прежнему плохо контролирует ситуацию или не контролирует вовсе, и, как уже сказано было выше, сталкивается со все новыми вызовами и катаклизмами, вызванными его собственной деятельностью и техническим преобразованием окружающей среды.
В данной ситуации, важно обратиться к работам мыслителей, которые на заре века техногенных трансформаций прогностически выявляли грядущие кризисы из обнаруживающих себя тенденций в цивилизационном ходе, предостерегали и говорили о возможных решениях.
Степень разработанности проблемы. Технопессимизм просматривается в работах таких философов, как: Освальд Шпенглер, Карл Ясперс, Юрген Хабермас, Николай Бердяев, Хосе Ортега-и Гассет и др. Среди современных отечественных авторов, работавших и работающих в области философии техники, следует назвать Г. М. Тавризян, В. С. Степина, В. Г. Горохова, М.А. Розова, П. С. Гуревича, С.Д. Мезенцева и др.
Проблема. Существует пессимистическое отношение к технике на фоне дегуманизирующих тенденций обезличивания в социуме. Это отношение выражается в отрицании, демонизации и мистификации техники. Согласно мировоззренческой позиции представителей технопессимизма, техника представляет собой основную проблему общемирового масштаба, причем акцент делается именно на технике современной, в которой они видят причину 4
обесчеловечивания. Подобные взгляды прослеживаются в работах крупных философов XX века.
Проблема может быть выражена в следующих вопросах: Следует ли воспринимать технику традиционно позитивно, как идею технического прогресса в целом, или негативно, в виду неприятных последствий техногенных катастроф, о чем философы писали еще на раннем этапе технической эры и о чем сейчас говорят нам участники социальных экологических движений? Ведь на сегодняшний день в связи с распространением искусственного интеллекта и сокращением рабочих мест можно ожидать активизацию неолуддитов. Важно сейчас изучить мировоззренческие и философские корни предшественников данных движений, что можно обозначить общим словом «технопессимизм».
Методологическую базу исследования составляют подходы и методы: системный, структурный, источниковедческий, сравнительный,
феноменологический.
Объект исследования: пессимистическое отношение к технике.
Предмет исследования: философские основания концепции технопессимизма.
Цель: выявление философских оснований технопессимизма.
Задачи:
1) Проанализировать содержание и генезис понятия «техника» (начиная с понятия «techne»).
2) Рассмотреть вопрос об основаниях включения техники в философское рассуждение.
3) Определить содержание понятия технопессимизм.
4) Выявить философские основания различных концепций технопессимизма в рамках философии техники.
5) Рассмотреть аспекты технопессимизма в отдельных классических работах.
Тезисы, выносимые на защиту:
1) Техника — это совокупность. С одной стороны, это совокупность разного рода технических устройств. Это не зависит и от их простоты или сложности, главное, чтобы они были созданы. Здесь важными моментами являются все пути, ведущие к процессу создания техники, ее введению в эксплуатацию, а также варианты усовершенствования. При этом не следует забывать о технических знаниях разных уровней.
2) Как правило, философские проблемы техники являются лишь аспектом целостной философской концепции. Это можно наблюдать в философии М. Хайдеггера, К. Ясперса, О. Шпенглера, Бердяева Н.А.
Представленная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на соответствующие параграфы, заключения и списка использованной литературы.
технопессимизм на уровне политических решений, ведь становится очевидно, что высокотехнологичная городская среда не в силах обуздать пандемию, и напротив востребован своего рода эскапизм, уход от благ цивилизации большого города.
Если заглянуть в предысторию данного вопроса, можно обнаружить глубокие противоречия, сопровождающие весь процесс развития и распространения техники. Так, перестав бороться за выживание человек включился в борьбу с природой, а это оказалось непредсказуемым по своим последствиям, поскольку одерживаемые победы в локальных боях ничуть не сулили победы на общем фронте. Человек по-прежнему плохо контролирует ситуацию или не контролирует вовсе, и, как уже сказано было выше, сталкивается со все новыми вызовами и катаклизмами, вызванными его собственной деятельностью и техническим преобразованием окружающей среды.
В данной ситуации, важно обратиться к работам мыслителей, которые на заре века техногенных трансформаций прогностически выявляли грядущие кризисы из обнаруживающих себя тенденций в цивилизационном ходе, предостерегали и говорили о возможных решениях.
Степень разработанности проблемы. Технопессимизм просматривается в работах таких философов, как: Освальд Шпенглер, Карл Ясперс, Юрген Хабермас, Николай Бердяев, Хосе Ортега-и Гассет и др. Среди современных отечественных авторов, работавших и работающих в области философии техники, следует назвать Г. М. Тавризян, В. С. Степина, В. Г. Горохова, М.А. Розова, П. С. Гуревича, С.Д. Мезенцева и др.
Проблема. Существует пессимистическое отношение к технике на фоне дегуманизирующих тенденций обезличивания в социуме. Это отношение выражается в отрицании, демонизации и мистификации техники. Согласно мировоззренческой позиции представителей технопессимизма, техника представляет собой основную проблему общемирового масштаба, причем акцент делается именно на технике современной, в которой они видят причину 4
обесчеловечивания. Подобные взгляды прослеживаются в работах крупных философов XX века.
Проблема может быть выражена в следующих вопросах: Следует ли воспринимать технику традиционно позитивно, как идею технического прогресса в целом, или негативно, в виду неприятных последствий техногенных катастроф, о чем философы писали еще на раннем этапе технической эры и о чем сейчас говорят нам участники социальных экологических движений? Ведь на сегодняшний день в связи с распространением искусственного интеллекта и сокращением рабочих мест можно ожидать активизацию неолуддитов. Важно сейчас изучить мировоззренческие и философские корни предшественников данных движений, что можно обозначить общим словом «технопессимизм».
Методологическую базу исследования составляют подходы и методы: системный, структурный, источниковедческий, сравнительный,
феноменологический.
Объект исследования: пессимистическое отношение к технике.
Предмет исследования: философские основания концепции технопессимизма.
Цель: выявление философских оснований технопессимизма.
Задачи:
1) Проанализировать содержание и генезис понятия «техника» (начиная с понятия «techne»).
2) Рассмотреть вопрос об основаниях включения техники в философское рассуждение.
3) Определить содержание понятия технопессимизм.
4) Выявить философские основания различных концепций технопессимизма в рамках философии техники.
5) Рассмотреть аспекты технопессимизма в отдельных классических работах.
Тезисы, выносимые на защиту:
1) Техника — это совокупность. С одной стороны, это совокупность разного рода технических устройств. Это не зависит и от их простоты или сложности, главное, чтобы они были созданы. Здесь важными моментами являются все пути, ведущие к процессу создания техники, ее введению в эксплуатацию, а также варианты усовершенствования. При этом не следует забывать о технических знаниях разных уровней.
2) Как правило, философские проблемы техники являются лишь аспектом целостной философской концепции. Это можно наблюдать в философии М. Хайдеггера, К. Ясперса, О. Шпенглера, Бердяева Н.А.
Представленная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на соответствующие параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Сделаем выводы. Технопессимизм представляет собой не просто термин, а идеологическую составляющую в рамках индустриального и постиндустриального общества. Мы выяснили, что без техники жизнь современного социума невозможно даже представить. Человек стал зависим от техники.
С одной стороны, техника помогает человеку, упрощает его отношения с природой, с другой, любая техника - это противоестественно, т.е. противоприродно. Но здесь важна степень вовлеченности человека, его состояние и осознание того, насколько техника эволюционировала.
Проблема не в самой технике, которая не несет ни позитивного, ни негативного заряда в силу своей нейтральности. Важен человек и его с ней отношения. Если эти отношения не перерастают в зависимость общемирового масштаба, то все в порядке. Но существует тенденция, связанная с развитием искусственного интеллекта. Даже оружие массового поражения на сегодняшний день находится под контролем у человека. А искусственный интеллект - это гораздо опаснее, поскольку возможность контроля над ним гипотетическая.
Исследование технопессимизма приводит к изучению философского наследия ученых разных поколений, разных направлений, в том числе и философских, начиная с экзистенциалистов, заканчивая футурологами. Технопессимизм - явление, становящееся массовым в условиях глобализации.
С одной стороны, техника помогает человеку, упрощает его отношения с природой, с другой, любая техника - это противоестественно, т.е. противоприродно. Но здесь важна степень вовлеченности человека, его состояние и осознание того, насколько техника эволюционировала.
Проблема не в самой технике, которая не несет ни позитивного, ни негативного заряда в силу своей нейтральности. Важен человек и его с ней отношения. Если эти отношения не перерастают в зависимость общемирового масштаба, то все в порядке. Но существует тенденция, связанная с развитием искусственного интеллекта. Даже оружие массового поражения на сегодняшний день находится под контролем у человека. А искусственный интеллект - это гораздо опаснее, поскольку возможность контроля над ним гипотетическая.
Исследование технопессимизма приводит к изучению философского наследия ученых разных поколений, разных направлений, в том числе и философских, начиная с экзистенциалистов, заканчивая футурологами. Технопессимизм - явление, становящееся массовым в условиях глобализации.





