ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 9
1.1 Феномен детства в русской культуре 19 века 9
1.2 «Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства» (Детство как
земной рай - в творчестве Толстого, Аксакова, Гончарова) 17
1.3 «Униженное и оскорбленное» детство 28
Выводы 34
ГЛАВА 2. ПОИСК «ДОРОГИ ДЕТСКОГО СЧАСТЬЯ» Н.Г. ГАРИНЫМ - МИХАЙЛОВСКИМ В ПОВЕСТЯХ «ДЕТСТВО ТЁМЫ» И «ГИМНАЗИСТЫ» 35
2.1 Традиции русской литературы о детстве: «диалектика души» Тёмы
Карташева в повестях «Детство Тёмы» и «Гимназисты» 35
2.2 «Формула» счастливого детства в произведениях Н.Г. Гарина -
Михайловского 40
2.3 Ранняя юность и её идеалы (повесть «Гимназисты») 46
Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема детства одна из «вечнозеленых» тем русской литературы. Это закономерно, потому что в детстве прививаются ребенку «самые одухотворенные, эфирные частицы» (В.Розанов) культуры. Особенно важна эта «прививка» сегодня, когда общество переживает беспрецедентный по своим масштабам кризис. Основная черта этого кризиса - культурный разрыв «по вертикали» - разрыв времен и поколений. Н.С.Михалков в документальном фильме «Анна. От 6 до 18» задается вопросом: «Где произошел разрыв, разделивший маленького Илюшу Обломова и девочку Анну ХХ века?». Михалков полагает, что такой границей отчуждения поколений стала утрата веры. Как представляется, не только в безбожии причина утраты поколенческих, временных связей. На грани исчезновения из национального сознания национальные архетипы, в том числе один из основных - архетип детства. Национальная память уже не хранит образы русского детства, традиции формирования в ребенке, подростке, юноше национальных представлений о духовных приоритетах. Но еще в начале ХХ в. В.В.Розанов объяснял пороки современной ему школьной системы отсутствием в ней философии национального образования и воспитания.
Русская литература не раз обращалась к теме детства, начиная от «Рыцаря нашего времени» Н.М. Карамзина и заканчивая современными произведениями (В. Астафьев: «Конь с розовой гривой»; Саша Соколов: «Школа для дураков»; З. Прилепин: «Санькя»).
Не обходила своим вниманием эту тему и русская философская мысль. И. Ильин нравственное благополучие страны связывал с воспитанием «солнечного ребенка», с формированием в нем «духовности инстинкта», с «пробуждением сердца». «Мысль семейную» он соединял с «мыслью детской»: «В семье пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; «здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец...» [27]. В.С. Соловьев в ребенке видел отражение лика Божьего. В ребенке воплощалось для В.В. Розанова «видение миров иных». «Святость» видел в он в «нелукавых глазах» младенца.
«Детская» тема в литературоведческих работах по преимуществу рассматривается сквозь призму поэтики. Таковы диссертационные исследования, например, Диановой Е.Е «Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века» (1996); Ланской О.В. Концепт «дом» в языковой картине мира (на материале повести Л.Н. Толстого «Детство» и рассказа «Утро помещика») (2005); Николаевой Н.Г. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»: формы письма и традиции жанра (2004); Орловой Н.И. «Способы выражения причинно-следственных отношений в трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» 1968); Погодиной Е.В. «Специфика речевого функционирования категорий «пространство» и «время» в автобиографической прозе: На материале произведений М. Осоргина и И. Бунина» (2002); Романовой Н.И. «Повесть Л.Н. Толстого «Детство в контексте русских художественно-биографических повестей середины XIX века» (2009). На материале русской литературы о детстве активно исследуются проблемы жанра (Крылова М.А. «Автобиографическая тетралогия Н.Г. Гарина-Михайловского («Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»): проблема жанра» (2000); традиции и новаторства (Шестакова Е.Ю. «Детство в системе русских литературных представлений о человеческой жизни XVIII - XIX столетий» (2007). В этих работах проблемы семьи, семейных отношений, семейного воспитания детей если и ставятся, то факультативно.
Поистине «мир управляется из детской». Сегодня детство в опасности: в книге С. Чбоски «Хорошо быть тихоней» современный герой-подросток участвует в вечеринке с "травкой" и сексом, видит странные отношения Патрика и Брэда, переживает насилие, самоубийство друга, «когда его мамаша играла в бридж». Что может уберечь от «отравы» мира? Скорее всего возрождение наших национальных архетипов детства, национального образа детства. В современном культурном множестве представлений о детстве важно, чтобы черты русского детства с такой впечатляющей силой, воссозданные в отечественной литературе, в том числе и в творчестве Н.Г. Гарина - Михайловского, не исчезли, не затерялись.
В советский период нашей истории творчеству Н.Г. Гарина - Михайловского уделялось большое внимание («народник», «марксист»). Сейчас его книги, основная из которых тетралогия «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», незаслуженно забыты. Одно из последних исследований - ранее упомянутая диссертация Н.М. Крыловой. Крылова, рассматривая тетралогию «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», связывает взросление героя с моментами кризиса: «Гарин рисует процесс духовного становления своего героя, отбирая этапные, «кризисные» эпизода. Однако только в повести «Детство Темы» можно увидеть, что, подобно герою Л.Н. Толстого, Тема меняется в результате неожиданного духовного кризиса, своего рода нравственного откровения» [30]. Автор работы считает, что новыми художественными открытиями Гарина - Михайловского является «диалектика действия», «диалектика деяния» - своеобразные «приращения» к открытой Толстым поэтики «диалектики души» ребенка.
Соглашаясь с этим, все же полагаем, что и кризисные моменты, и «диалектика действия» обусловлены прежде всего представлениями Гарина - Михайловского о характере отношений ребенка с окружающим его «взрослым миром» - детство не индивидуальное странничество. Как представляется, «приращения» Гарина заключается также и в том, что интерес художественный он соединяет с интересом общественным, показывая, как с детских лет формируется «эпохальное сознание» (К. Ясперс).
Д.Н. Овсянико-Куликовский этот процесс описал в своих «Воспоминаниях»: «Помню и наивное чувство душевного удовлетворения, почти гордости по тому случаю, что вот, мол, и я - «радикал», «нигилист», некоторым образом приобщился к сонму «передовых людей», исповедую крайние мнения, «отрицаю», «протестую» и - что особливо заманчиво и жутко отрадно - рискую, чего доброго, «пострадать за убеждения». Что касается собственно этих «убеждений», то никак нельзя было бы определить с точностью, в чем они состояли ...». «Вы какие журналы получаете?» - спросит у Тёмы Карташева товарищ по гимназии Корнев. В пьесе Гарина «Подростки» гимназисты четвертого класса знакомы с идеями анархистов, марксистов. Они готовы умереть за идеи, даже репетируют последнюю речь перед казнью («Господа! Вы меня убиваете. Но что я? Я ведь и жить не начинал еще. Убьете еще несколько тысяч таких, как я. Убьете, потому что вы неграмотны, потому что не знаете всемирной истории, потому что сила не во мне и не в них, кого вы убьете, а в идее, которую убить нельзя, потому что... Ну хотя бы потому, что у нее шеи нет и повесить ее нельзя.»). Не только рай «детской» изображал Гарин, но и власть «книжных» идей над молодыми неокрепшими умами и ее последствия.
Наблюдения и анализ собственного опыта учебы в Ришельевской гимназии, собственных «убеждений» - сначала народнических, а затем марксистских (несмотря на знакомство с великими князьями, барскую жизнь), обусловили и художественную позицию Г арина: «Предпочитаешь наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы и проверять их жизнью» (Гарин - Михайловский Г. Н. Воспоминания «За кулисами царской России»). Все это определяет основной вопрос, важный и для нашего времени: детство необходимо «опекать» или его надо «подготавливать»? Какие идеи сопровождают вхождение в жизнь молодого поколения и как они влияют на юное сознание? Гарин-Михайловский в своей художественной «формуле» детства отвечает на него. Не ставя задачу сравнивать повести Гарина - Михайловского с современной литературой о детстве, все же отметим: его концепция в чем-то напоминает концепции детства в «Повелителе мух» У. Голдинга, «Саньке» З. Прилепина. Точка пересечения - захват «территории детства» искаженным миром взрослых, влияние дурных идея на неокрепшее юное сознание.
Всем сказанным определяется актуальность и новизна дипломной работы «Концепция детства и юности в автобиографической прозе Н.Г. Гарина- Михайловского».
Объект исследования - русская литература XIX века. Его предмет - автобиографические повести Н.Г. Гарина - Михайловского «Детство Темы» и «Гимназисты».
Материал исследования - повести Н.Г. Гарина - Михайловского «Детство Темы» и «Гимназисты».
И.В. Гете говорил: «Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции» (Эккерман И.-П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М., 1981). Концепция выявляет смысловые доминанты в художественном произведении и может представлять их как идеи, что, несомненно, сужает художественно-эстетическое «звучание» произведения. В другом понимании концепция рассматривает человека и мир в их взаимосвязанности.
Целью дипломного исследования является стремление его автора определить концепцию детства Н.Г. Гарина - Михайловского именно с этой позиции.
Гипотеза данной работы. Концепция детства как счастливой невозвратимой поры представлена в произведениях Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, И.А. Гончарова, А.Н. Толстого в образах семейного дома, природы, в «диалектике души» ребенка, подростка, окутанных ностальгической дымкой воспоминаний о детстве как земном рае. Иная концепция в произведениях Ф.М. Достоевского, и она связана с детством «оскорбленным и униженным» социальными условиями («Мальчик у Христа на елке», «Неточка Незванова»), с детством, зараженным дурными идеями мира взрослых (таков Подросток, испытавший влияние «идеи Ротшильда» - «идеи паука»). Н.Г. Гарин - Михайловский вырабатывает свою «формулу» детства, в которой сочетаются обе концепции: «детский рай» жизни Темы Карташова не идилличен, поскольку не свободен от влияния идей «взрослого мира».
Цель и гипотеза определила задачи дипломного исследования:
1. Рассмотреть феномен детства в русской культуре XIX в.
2. Определить основные концептуальные «формулы» детства в творчестве Аксакова, Толстого, Гончарова, Достоевского
3. Выявить связь повестей Н.Г. Гарина - Михайловского с традициями русской литературы о детстве.
4. Исследовать поиск «дороги детского счастья» Н.Г. Гариным- Михайловским в повестях «Детство», «Гимназисты».
Основные методы исследования: сравнительно-исторический, типологический, социологический.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В произведениях отечественных классиков о детстве нашли отражение национальные представления о духовности (чувство собственного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, уважение и доверие друг к другу, отрицание «лжи и зла эгоизма», вера в то, что в каждом человеке изначально есть духовные силы). Взращенные в семье, эти качества являются важными факторами «пробуждения сердца». «Счастливое детство» и детство «униженное и оскорбленное» контрастно представлены в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
2. Толстой воспроизводит мир «усадебного детства»: русская усадьба с ее центром - барским домом, родовым бытом семьи - это тот фон, который репрезентирует поэтику счастливого детства в повести «Детство» («пространство - судьба и воспитатель» - И.Ильин). Концепции «счастливого детства» «овеществляется» в его приметах: в русской природе, окружающей дом - центр усадьбы, в духовных маркерах жизни - музыка, чтение, учеба, игры, семейная общность как совместное переживание событий. «Диалектика души» Николеньки раскрывается как естественные реакции ребенка на эти « сигналы» пространства.
3. Концепция «униженного и оскорбленного» детства в произведениях Достоевского связана со «случайной семьей» и репрезентирует себя в почти криминальных сюжетах о детстве. Такое детство обитает в замкнутом пространстве убогих комнат, лишено семейной общности, это покинутое и семьей, и обществом детство. Взрослый мир вторгается на территорию детства как мир порочный. В сущности, такое детство - это трагический «выкидыш общества».
4. В повестях Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» и «Гимназисты» обнаруживается связь с как концепцией «счастливого детства» Толстого, так с концепцией Достоевского. Как и Толстой, Гарин видит условия для «счастливого детства» в естественной доброй природе ребенка, в родовой жизни семьи с твердыми нравственными устоями, в возможности овладевать культурой, в изначально правильном «естественном» процессе детства. Пластичность детской психологии представлена им в «диалектике души» Темы Карташева, изначально доброй природе ребенка, подвергающегося испытаниям внешнего мира.
5. «Приращения» Гарина-Михайловского, то новое, что представлено в его концепции детства, относится к нарушению естественного процесса детства. Естественная добрая природа ребенка искажается под воздействием грубого вмешательства «взрослого мира»: равнодушие и жестокость учителей (несправедливые наказания в гимназии, схоластический характер образования), недобрых взрослых (кража гимназической формы Темы стариком); влияние «идеологов»; наблюдение порочности жизни семей (кутежи в семье Корнева, лицемерие всех взрослых ее представителей, знакомство с пропойцами Беренди); ранний сексуальный опыт. Это тесное соприкосновение с миром «без мелодии, без аккордов высших звуков», как и «отрыв» от семьи, сопутствуют негативной перестройке детской души, нарушению ее «святости» и уводят от «счастливого детства» к несчастливой жизни. Если Толстой описал диалектику «счастливого детства», Достоевский детства поруганного, то Гарин-Михайловский вскрыл социологию детства, формирование в подрастающем поколении «эпохального сознания», показав проникновение в мир детства практически всех слоев общества и негативные последствия этого вторжения, нарушающего гармонию детства.
Теоретическая значимость работы связана с расширением представлений о концепции детства в автобиографических повестях Гарина - Михайловского «Детство», «Гимназисты», о духовных основах семьи, свойственных национальному представлению о счастливом детстве, о формировании не только «духовного инстинкта», но и «эпохального сознания» молодого поколения.
Практическая значимость определяется возможностью обращения к результатам данного исследования на практических занятиях по русской литературе, в живой учительской практике.
Структура дипломного исследования: работа состоит из двух глав. Первая глава «Тема детства в творчестве русских писателей» включает в себя следующие параграфы: «Феномен детства в русской культуре XIX в.»; «Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства»; ««Униженное и оскорбленное»» детство». Вторая глава «Поиск «дороги детского счастья» Н.Г. Гариным-Михайловским в повестях «Детство Тёмы» и «Гимназисты»» включает в себя параграфы «Традиции русской литературы о детстве: «диалектика души» Тёмы Карташева в повестях «Детство Тёмы» и «Гимназисты»»; ««Формула» счастливого детства в произведениях Н.Г. Гарина-Михайловского»; «Ранняя юность и её идеалы (повесть «Гимназисты»)».
Библиография представлена списком из 65 наименований.
Русская литература не раз обращалась к теме детства. Пристальное внимание уделяли детской теме Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Толстой обрисовал в своей автобиографической трилогии контуры счастливого детства. «Усадебное детство» Николеньки Иртеньева сопровождают его атрибуты: дворянская семья, учителя, гувернеры, культура усадебной жизни, русская природа - благотворное пространство для роста детской души. Детство Николеньки - это «естественное детство». «Диалектика души» ребенка с удивительным мастерством передана Толстым как естественные реакции на впечатления окружающей действительности.
«Униженное и оскорбленное» детство в творчестве Достоевского обусловлено нарушением естественности и святости детства. Углы, комнаты, подвалы, где мучается и гибнет детская душа, становятся тем негативным пространством, которое отражает неблагополучие общества. Именно
картины оскорбленного детства поставили перед русской литературой и обществом мировоззренческий вопрос о «слезинке ребенка», которая не должна стать платой за гармонию мира.
Повести Н.Г. Гарина- Михайловского «Детство Темы» и «Гимназисты также связаны с темой детства. «Диалектика души» Темы Карташова обусловлена влияниями, идущими как от нравственных устоев семьи, так и от социальных условий жизни, неблагополучных в своей основе. Именно эти влияния искажают изначально добрую природу ребенка, становятся теми негативными «толчками», которые нарушают гармонию детской души, порождая в ней темное и недоброе. Равнодушие и казенное отношение учителей в гимназии, столкновение с пороками взрослых, раннее взросление под влиянием «книжных» идей, отдаление от семьи приводят к негативным последствиям в жизни не только Темы, но и его друзей. Гарин-Михайловский в своих автобиографических повестях поставил вопрос отнюдь не только педагогического значения: ребенок не только биологическое существо, но это существо и социальное. Благополучное, счастливое детство возможно только в семье, которая, в свою очередь, не может не быть связанной с социумом. И если в обществе грязь разврата, равнодушие и бездуховность, то и семья не сможет оградить ребенка от дурного влияния дурно устроенного общества.
1. Абраменкова В.В. Ценность детства в современном мире и образовании: Монография / В.В. Абраменкова. - М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. - 232 с.
2. Аристова С.А. Детская тема в творчестве Ф.М. Достоевского и Н.В. Гоголя: сопоставительный анализ / С.А. Аристова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2022. - №4. - С. 1003-1009.
3. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Ф. Арьес; пер. с фр. яз.: Я. Ю. Старцев. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. - 415 с.
4. Баймурзина В.И. Общая этнопедагогика: методология, теория, практика: Монография / В.И. Баймурзина. - СПб.: Изд-во Социально¬гуманитарное знание, 2016. - 440 с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин; Сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
6. Белокопытова О.Н. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова - внука» С.Т. Аксакова и проблема мемуарно-автобиографического жанра в русской литературе 40 50-х годов XIX века: Автореф. .канд. филолог. наук. - Воронеж, 1966. - 20 с.
7. Белый Л.И. Проблема автобиографизма в творчестве Л.Н. Толстого: Автореф. дис. .канд. филолог. наук / Л.И. Белый. - М., 1977. - 23 с.
8. Борисова В.А. Н.Г. Гарин-Михайловский. Вступ. статья / В.А. Борисова // Гарин-Михайловский Н.Г. Собр. соч.: В5т. Т. 1. - М., 1957. - С. 21.
9. Васильева Д.Н. Этнопедагогика: теория и практика / Д.Н. Васильева. - Саратов, 2013. - 125 с.
10. Вершинина Н.Л. «К тихим семейственным радостям»: Роман и идиллия в художественных исканиях Пушкина и Толстого / Н.Л Вершинина // Русская словесность. - 1999. - № 6. - С. 2-7.
11. Вершинина Н.Л. Идиллические мотивы в русской прозе 1830 1850-х годов / Н.Л. Вершинина // Русская словесность. - 1998. - № 5. - С. 25¬30.
12. Власть времени: социальные границы памяти / Под редакцией В.Н. Ярской и Е.Р. Ярской-Смирновой. - М., 2011. - 223 с.
13. Воропай Т. В поисках себя. Идентичность и дискурс / Т. Воропай.
- Харьков: ХГПУ, 1999. - 418 с.
14. Выборнова К.А. Образ детства в русской мемуарной прозе: стилистические средства передачи «Детского взгляда» на мир / К.А. Выборнова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика.
- 2010. - №3. - С. 5-11.
15. Галкин А.Б. Герои и сюжеты русской литературы: имена, образы, идеи: учеб. пособие / А.Б. Галкин. - М.: ФЛИНТА, 2012. - 598 с.
16. Гарин-Михайловский Н.Г. Гимназисты / Н.Г. Гарин-
Михайловский. - URL:
https://royallib.com/book/garinmihaylovskiy_nikolay/gimnazisti.html (дата
обращения: 04.04.2024).
17. Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы / Н.Г. Гарин-
Михайловский. - URL:
https://royallib.com/book/garinmihaylovskiy_nikolay/detstvo_temi.html (дата
обращения: 04.04.2024).
18. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. Становление диалектики души / П.П, Громов. - Л.: Худ. лит., 1971. - 390 с.
19. Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус: [тематический словарь-справочник] / Отв. ред. С.Н. Майорова-Щеглова. - М.: Изд-во РОС,
2018. - 638 с. - URL: https://www.ssa-rss.ru/files/File/PublikaciiROS/Mayorova- Scheglova.%20Detstvo%20XXI%20veka_Sociogumanitarniy%20tezaurus.pdf(дата обращения: 31.05.2024).
20. Дианова Е.Е. Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / Е.Е. Дианова. - Москва, 1996. - 249 с.
21. Елизаветина Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров / Г.Г. Елизаветина // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. - М., 1982. - С. 240-247.
22. Есин А.Б. Прнципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. - М.: Флинта, 2000. - 248 с.
23. Железова О.В. Возрастные инициации в повести Л.Н. Толстого «Детство» / О.В. Железова // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2019. - №1 (33). - С. 126-132.
24. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Лейпциг: Изд-во «Сотрудник», 1924. - 348 с.
25. Изер В. Процесс чтения: феноменологическое приближение / В. Изер // Антология мировой литературно-критической мысли ХХ ст. / [ред. М. Зубрицкой]. - Львов: Летопись, 2002. - С. 349-366.
26. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков и до конца столетия.
27. Ильин И.П. О семье. URL:
https ://verapravoslavnaya.ru/?Ivan_Ilmzin_O_semmze (дата обращения
30.05.2024).
28. Кислов А.Г. Определение детства как феномен культуры: философский анализ: автореф. дисс. на соискание науч. степени докт. философ. наук: 09.00.13 “Религиоведение, философская антропология и философия культуры” / А.Г. Кислов; Уральский государственный университет им. А.М. Горького. - Екатеринбург, 2002. - 47 с.
29. Клочек Г. Художественное мышление писателя как формотворческий фактор // Энергия художественного слова [Текст]: сборник статей / Г. Клочек; [Кировоградский гос. пед. ун-т им. В. Винниченко]. - Кировоград, 2007. - 448 с.
30. Колодяжная Т.П. Понятие детства у Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстого
как смыслообразующая основа личностно-ориентированного образования / Т.П. Колодяжная // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2009. - №2
(Педагогика). - С. 32-42.
31. Кон И.С. Ребенок и общество: (историко -этнографическая перспектива) / И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 270 с.
32. Кондратьев Б.С. Концепт детства в произведениях Ф.М. Достоевского и А. П. Гайдара / Б.С. Кондратьев // Приволжский научный вестник. - 2013. - №12-1 (28). - С. 97-99.
33. Крылова М.А. Автобиографическая тетралогия Н.Г. Гарина -
Михайловского («Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»): Проблема жанра: дис... канд. филол. наук. - URL:
https://www.dissercat.com/content/avtobiograficheskaya-tetralogiya-n-g-garina- mikhailovskogo-detstvo-temy-gimnazisty-studenty-(01.06.2024).
34. Кузин Ю.Д. Поиски «Всеобщего вечного счастья» Н. Г. Гарина - Михайловского и идея гуманизма в философии В.С. Соловьева / Ю.Д. Кузин // Соловьевские исследования. - 2005. - №2 (11). - С. 75-86.
35. Кулешов В.И. История русской литературы XX века (70-90 годы) / В.И. Кулешов. - М., 1983. - 640 с.
36. Левченкова О.С. Пути развития русской детской литературы ХХ века (1920-2000-е гг.) / О.С. Левченкова. - М., 2010. - 359 с.
37. Ляпина А.В. Тема «Случайного семейства» и «Оскорбленного детства» в публицистике Ф.М. Достоевского / А.В. Ляпина // Вестник ОмГУ. - 2012. - №3 (65). - С. 195-197.
38. Мастепак Т.Г. Детство в социокультурном пространстве романа В. Набокова «Дар» / Т.Г. Мастепак, Е.А. Полева // Вестник ТГПУ. - 2020. - №3 (209). - С. 30-44.
39. Мира Дж. «Первичный автор» М. М. Бахтина и «Имплицитный автор» современной нарратологии / Дж. Мира // Новый филологический вестник. - 2020. - №2 (53). - С. 36-47.
40. Насырова А.Ю. Тема детства в прозе В.В. Набокова / А.Ю. Насырова, Г.В. Мишина // Перспективы развития современного гуманитарного знания: Сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции, Стерлитамак, 23-24 марта 2020 года / Отв. редактор С.В. Минибаева. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», 2020. - С. 86-91.
41. Нестеренко А.А. Авторская позиция в повествовательном произведении (на материале творчества Л.Н. Толстого 1850- 1860-х годов): Автореф. дис. .канд. филолог. наук. - М., 1970. - 20 с.
42. Нефедова Л.К. Конструирование философского понимания детства в русской культуре XIX века: культурные практики детского чтения / Л.К. Нефедова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2019. - №1 (22). - С. 25-29.
43. Нефедова Л.К. Феномен детства в основных формах его репрезентации (философия, миф, фольклор, литература): автореф. дисс. на соискание науч. степени докт. философ. наук: 09.00.13 “Религиоведение, философская антропология и философия культуры” / Л.К. Нефедова; Омский государственный университет. - Омск, 2005. - 40 с.
44. Николаева Н.Г. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова- внука»: формы письма и традиции жанра: Дис. .канд. филолог. Наук / Н.Г. Николаева. - Новосибирск, 2004. - 207 с.
45. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: учебное пособие / Н.А. Николина. - М.: ФЛИНТА, 2022. - 424 с.
46. Никольский Е.В. «В начале жизни школу помню я»: автобиографические повествования о сложном детстве (специфика проблематики и жанра) / Е.В. Никольский // Пушкинские чтения. - 2013. - №XVIII. - С. 27-33.
47. Поздеев В.А. Автобиографическое как репрезентация жизненных поисков и смыслов (Н. Перминова, Е. Наумова, Г. Кустенко) / В.А. Поздеев // Детская литература в контексте ХХ! века: сохранение традиций и тенденции развития: Сборник статей / Под научной редакцией Е.О. Галицких, В.В. Двоеглазова. - Киров: Общество с ограниченной ответственностью "Радуга- ПРЕСС", 2020. - С. 90-99.
48. Попкова Т.Д. Универсум Мира детства: монография / Т.Д. Попкова; под науч. ред. проф. Б.В. Кондакова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Пермь, 2023. - 292 с.
49. Романова Н.И. Повесть Л.Н. Толстого «Детство» в контексте
русских художественно-автобиографических повестей середины XIX века: диссер. ... канд. филол. наук / Н.И. Романова. - М., 2009. - URL:
https://www.dissercat.com/content/povest-ln-tolstogo-detstvo-v-kontekste- russkikh-khudozhestvenno-avtobiograficheskikh-poveste(дата обращения: 20.05.2024).
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 720 с.
51. Русова С. Избранные педагогические произведения: в 2 кн. Кн. 2/ С. Русова. - Киев: Лыбидь, 1997. - 320 с.
52. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в.: Л. Н. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»: диссертация ... доктора филологических наук / Л.Н. Савина. - Волгоград, 2002. - 385 с.
53. Сапожникова Ю.Л. Жанр автобиографии: понятие и особенности / Ю.Л. Сапожникова // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2012. - №2. - С. 54-56.
54. Сикорский И.А. Педагогическое значение первого детства / И.А. Сикорский // Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начало ХХ в.; [сост. П.А. Лебедев]. - М., 1990. - С. 283-292.
55. Соколова Т.С. Типология «Странного семейства» в повести
Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» / Т.С. Соколова // Вестник ТГПУ.- 2014. - №7 (148). - С. 166-170.
56. Теория речевой деятельности: вызовы современности. Материалы XIX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 6-8 июня 2019 г. / Ред. коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв. ред.), Н.В. Уфимцева, В.П. Синячкин, У.М. Бахтикиреева, О.В. Балясникова, Е.С. Ощепкова, Л.С. Жукова, С.В. Дмитрюк. - М.: Издательство «Канцлер»,
2019. - 300 с.
57. Тынянова О.Н. К ценностно-ориентированному осмыслению
культуры и культурфилософских дискурсов (опыт критического историко- парадигмального исследования) / О.Н. Тынянова // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2018. - №1-2. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-tsennostno-orientirovannomu-osmysleniyu- kultury-i-kulturfilosofskih-diskursov-opyt-kriticheskogo-istoriko-paradigmalnogo(дата обращения: 19.05.2024).
58. Удалых Е.Ю. Образы детства в русской культуре и философии: автореф. диссертация ... канд. филос. наук / Е.Ю. Удалых. - Белгород, 2012. - 28 с.
59. Черкашина Т.Ю. Мемуарно-автобиографическая проза ХХ века украинское видение: монография / Т.Ю. Черкашина. - Харьков: Факт, 2014. - 378 с.
60. Шарапова Д.Д. Достоевский и Эжен Сю: «Униженные и оскорбленные» / Д.Д. Шарапова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2016. - №1. - С. 152-156.
61. Шеина Е.Н. Ценностное отношение к «Феномену детства» в основных формах его репрезентации (философия, социология, педагогика) Е.Н. Шеина // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №10. - С. 156-162.
62. Шестакова Е.Ю. Детство в системе русских литературных представлений о человеческой жизни XVIII - XIX столетий: диссертация ... кандидата филологических наук / Е.Ю. Шестакова. - Северодвинск, 2007. - 181 с.
63. Шмид В. Нарратология / В. Шмид. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.
64. Эволюция научного мифа / И.П. Ильин. - М.: ИНТРАДА, 1998. - 205 с.
65. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб: Питер, 2019. - 448 с.