Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ В
ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ 5
1.1 Песенный дискурс как объект изучения лингвистики 5
1.1.1 Понятие дискурса 6
1.1.2 Песенный дискурс как вид дискурса 9
1.1.3 Особенности англоязычного песенного дискурса 12
1.2 Речевая агрессия в дискурсе 16
1.2.1 Виды агрессии 17
1.2.2 Особенности речевой агрессии 20
1.3 Средства выражения речевой агрессии 23
1.3.1 Лингвистические средства 23
1.3.2 Экстралингвистические средства 25
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ
В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ 31
2.1 Литературные средства выражения речевой агрессии 32
2.2 Разговорные средства выражения речевой агрессии 37
Выводы по второй главе 40
Заключение 43
Список литературы 44
Агрессия как феномен в современном обществе изучается во многих областях наук, включая лингвистику. Психология изучает причины появления, социология, в свою очередь, как это влияет на общество. Лингвистика и междисциплинарные её направления изучают способы выражения, механизмы работы на практике. Более того, в последнее время всё чаще речевая агрессия и песенный дискурс становятся объектами изучения современного учёного сообщества так, как они являются частью культурного пласта.
Актуальность работы заключается в том, что в лингвистике изучение речевой агрессии как явления коммуникации началось сравнительно недавно. Обращение лингвистики к междисциплинарным проблемам связано со сменой приоритетов в языкознании второй половины XX века, когда структурная лингвистика уступает место функциональной и важнейшим принципом становится принцип антропоцентризма. Более того, до сих пор речевая агрессия не изучена до конца: это обусловлено спорностью, недостаточной
разработанностью и неоднозначностью в понимании агрессии, способов и средств её выражения, отсутствием всестороннего исследования и описания всех этапов выражения агрессии в песенном дискурсе в английском языке. В настоящее время назрела необходимость систематизации и структурирования накопленного материала и анализа механизмов образования агрессии с точки зрения прагматики и теории.
Цель работы - изучить средства речевой агрессии в песенном дискурсе в современном английском языке.
Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
1) проанализировать работы, посвящённые песенному дискурсу;
2) определить основные положения англоязычного песенного дискурса;
3) изучить речевую агрессию и её влияние на песенный дискурс;
4) дать классификацию средств выражения речевой агрессии в песенном дискурсе;
5) привести практические примеры средств выражения агрессии в песенном дискурсе;..
Речевая агрессия, песенный дискурс и речевая агрессия в песенном дискурсе активно изучаются как в России, так и за рубежом, развивая базу знаний. Современный англоязычный песенный дискурс интенсивно изучается лингвистикой и экстралингвистикой.
Песенный дискурс определяется как текст песен в сочетании с музыкальной составляющей и контекстом интерпретации. На данный момент лингвистикой выделяются такие такие термины, как речевой акт, коммуникативное пространство, хронотопы, функции, концепты и знаки.
Речевая агрессия традиционно рассматривается как средство выражения через язык. В настоящее время научное сообщество меняет отношение к речевой агрессии в сторону того, что агрессия не является однозначно негативным состоянием.
Речевая агрессия в англоязычном песенном дискурсе выражается как формально, так и содержательно. Агрессивные тексты в песнях можно считать особой формой негативного воздействия, через которую адресант воздействует на адресата, передавая при этом отрицательную эмоцию. С точки зрения лингвистики речевая агрессия реализуется семантически через тропы, а с точки зрения экстралингвистики - через громкую речь и крик.
Теория, что англоязычный песенный дискурс является метаморфозой лирики и разговорной речи, откуда были взяты основные способы выражения, оказался верным. Проведя анализ средств выражений речевой агрессии в англоязычном песенном дискурсе можно проследить, что речевая агрессия выражается на фонетическим, лексическом и синтаксическом уровнях. Используются: аллитерация, междометия, ономатопея, антитеза, графоны, метафоры, повтор, обсценная лексика, вульгаризмы и ассонансы.
Тем не менее, исследований на сегодняшний день недостаточно. Нет чёткой картины является ли песенный дискурс продуктом одной когнитивной системы или нескольких, подчиняется ли музыкальная составляющая песенному тексту или наоборот, также нет однозначного определения песенного дискурса.
1. Астафурова, Т. Н. Англоязычный песенный дискурс / Т. Н. Астафурова, О. В. Шевченко // Дискурс-Пи. - 2016. - № 2(23). - С. 98-101.
2. Боровкова, Е.Р. Лексические особенности англоязычных и немецкоязычных песенных дискурсов / Е. Р. Боровкова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 5-3(107). - С. 124-130.
3. Воронцова, Т. А. Речевая агрессия (Коммуникативно-дискурсивный подход) : специальность 10.02.19 "Теория языка" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Воронцова Татьяна Александровна. - Челябинск, 2006. - 43 с.
4. Воронцова, Т.А. Речевая агрессия в коммуникативно-дискурсивной парадигме // Вестник ВГУ. - 2006. - № 1. - C. 83-86.
5. Дуняшева, Л. Г. Песенный дискурс как объект изучения лингвокультурологии / Л. Г. Дуняшева // Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания : Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 22-23 октября 2015 года / Научный редактор Васильева В. Н.. - Казань: Вестфалика, 2015. - С. 190-197.
6. Ефремов, В.А. Виды речевой агрессии / В. А. Ефремов // Русская словесность в научном, культурном и образовательном пространстве (к 90-летию со дня рождения профессора В. И. Максимова) : Материалы докладов и сообщений XXI международной научно-методической конференции, Санкт- Петербург, 05 февраля 2016 года / Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна; Ответственный редактор Н.Т. Свидинская. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2016. - С. 88-91.
7. Кербер, Е.В. Языковые особенности современного англоязычного песенного текста / Е.В. Кербер, А. Г. Ахмедьяров // ОмГТУ. - 2019. - С. 235-239.
8. Клычкова, М.А. Песенный (музыкальный) дискурс в работах зарубежных лингвистов / М. А. Клычкова // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики: традиции и инновации : Материалы международной научно¬практической конференции, посвященной 70-летию Института иностранных языков, Москва, 22-24 ноября 2018 года / Под ред. Е.А. Никулиной, Е.Е. Беляевой. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. - С. 261-265.
9. Клычкова, М.А. Современный англоязычный песенный дискурс : история изучения / М.А. Клычкова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики : Сборник научных трудов. - Москва : Национальный книжный центр, 2018. - С. 54-59.
10. Клычкова, М.А. Стилистическая дифференциация лексики в современном англоязычном песенном дискурсе / М. А. Клычкова // Вестник современных исследований. - 2018. - № 12.13(27). - С. 147-149.
11. Клычкова, М.А. Стилистические приемы в современном англоязычном песенном дискурсе / М. А. Клычкова // Преподаватель XXI век. - 2021. - № 2-2. - С. 376-385.
12. Клычкова, М. А. Функционирование глагольных фразеологизмов в англоязычном песенном дискурсе / М. А. Клычкова // Язык: категории, функции, речевое действие : Материалы X юбилейной международной научной конференции к 75-летию Валерия Степановича Борисова, Москва - Коломна, 13¬14 апреля 2017 года. - Москва - Коломна: Московский педагогический государственный университет Государственный социально -гуманитарный университет, 2017. - С. 121-123.
13. Комалова Л.Р. Язык и речевая агрессия: Аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания; Отв. ред. Яковлева Э.Б. - М., 2015. - (Сер.: Теория и история языкознания). - 75 с.
14. Конева, А. А. Лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса / А. А. Конева // Молодежь и духовное наследие эпохи: культура, артефакты, ценности : Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Году памяти и славы и 500-летию возведения Тульского кремля, Тула, 29-30 октября 2020 года. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2020. - С. 132-139.
15. Лазебная И. Б. Особенности выражения речевой агрессии в современном английском языке : специальность 10.02.04 «Германские языки» : автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук / Лазебная Ирина Борисовна ; Белгородский государственный университет . - Белгород, 2007. - 23 с...69