Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФОРМИРОВАНИИ ЕГО МИРОВОСПРИЯТИЯ

Работа №17379

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы18стр.
Год сдачи2006
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
555
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность темы исследования задается многоаспектностью предметной и социальной реальности настоящего времени, которая поставила человека перед лицом задач и ситуаций, которые во многом не вписываются в исторический опыт предыдущих поколений. Экологические, демографические, межнациональные, коммуникативные и другие проблемы общепланетарного характера требуют объединенных усилий всего человечества для своего решения. Подобное объединение невозможно без отыскания общих оснований различных по содержанию типов мышления и стилей мировосприятия (видов менталитета). Решение этой проблемы во многом зависит от понимания сущности человека и его природы, что, в свою очередь, высвечивает различные ракурсы в понимании самого человека.
Уже с конца XIX в. человек не воспринимается исключительно как Homo sapiens или Animal rationale. Среди многочисленных определений человека, таких как «Человек — это животное, способное обещать» (Ф. Ницше), Animal symbolicum (Э. Кассирер), Homo ludens (Й. Хейзинга), на наш взгляд, отсутствует четкое философское понимание человека и как существа эмоционального - Homo affectus.
Роль эмоционального аспекта мышления человека в формировании содержания его представлений о реальности остается во многом не упорядоченной. Если в области изучения структурных и функциональных особенностей психической сферы индивидуума тема реализации способности человека к эмоциональному переживанию как динамической составляющей (С.Л. Рубинштейн) процесса его мыслительной деятельности и жизнеобеспечивающей активности разработана детально, то содержательный вклад эмоций в целостную систему представлений о реальности ограничивается жестко определенными рамками выражения субъективного отношения к объекту.
Философская проблематика, в рамках которой способность человека к эмоциональному переживанию явлений действительности рассматривается в качестве неотъемлемой составляющей процесса формирования целостной системы представлений о реальности, связана с исследованием менталитета, как социокультурной компоненты той или иной картины мира (Л. Февр, М. Блок, П. Бурдье, Ж. Ле Гофф, А.Я. Гуревич, Л.Н. Пушкарев, И.Г. Дубов и др.). Проблема менталитета рассматривается при выдвижении на первый план коллективного вклада в содержание того или иного стиля мировосприятия. Субъект предстает как абстрактная социальная единица с комплексом общественных функций, а не как реальный живой человек со всем многообразием своих личностных характеристик и возможностей. Кроме того, при исследовании менталитета делается акцент на неосознаваемых и нерефлексируемых человеческих представлениях и соответствующих им нормах поведения, что также не способствует выявлению обобщающих оснований установления различных взглядов на мир. Эмоциональные механизмы формирования определенной ментальности предстают в качестве «закрепителей» различных точек зрения, лежащих в основании качественно отличающихся схем описания реальности и вопрос об их возможном вкладе в систему знаний о мире, которой руководствуется каждая из этих схем, отпадает сам собой.
Развитие знаний о человеке и мире, смена научной парадигмы современного естествознания радикально изменили традиционные представления о человеке. Оказалось, что наиболее важные процессы, протекающие в окружающем нас мире, имеют вероятностный характер и принципиально непредсказуемы в своей динамике. Наиболее сложные и одновременно наиболее совершенные системы всегда имеют элемент спонтанности в своем развитии. Свобода выбора, не зависящие от внешних воздействий механизмы формирования мотивации, непредсказуемость внутренних реакций человека, неполная детерминированность его поведения и мышления внешними условиями существования являются важными характеристиками его сущности. Эмоциональное восприятие явлений реальности представляет собой одну из наиболее сложных проблем постижения окружающего нас «вероятностного мира». Конкретно-чувственное восприятие и рационально-логическое мышление не исчерпывают собой процесс познавательной деятельности человека. Интуитивное прозрение, доставляющее знание о таких неявных характеристиках объектов, которые могут быть зафиксированы в опыте лишь много позже, также вносит свой «вклад» не только в формирование общих представлений, но и в методологию научных исследований. Что же касается якобы исключительно субъективной оценочной реакции глубинных эмоциональных переживаний, то она не только мотивирует исследовательскую деятельность человека, концентрируя его внимание на изучении тех или иных объектов, но и привносит в общую систему представлений о мире дополнительные компоненты. Например, о процессах, протекающих в душе-психике самого человека и других людей.
Таким образом, наиболее проблемными и актуальными представляются механизмы эмоционального восприятия реальности, их влияние на предметную сферу мыслительной деятельности и на формирование содержания той или иной системы представлений. Налицо противоречие между общепризнанной значимостью эмоционального компонента в мыслительной деятельности человека и степенью его изученности в философии и естественных науках. Следовательно, обращение к теме места и роли эмоционального компонента (эмоционального переживания) в мыслительной деятельности и жизнеобеспечивающейся активности человека имеет теоретическое и практическое значение для философии и естественных наук, так как призвано установить основания и границы этого влияния, что и составляет проблему диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы роли механизма эмоционального переживания в формировании человеком системы взглядов на мир определяется, с одной стороны, новизной постановки проблемы с точки зрения функциональных представлений юнгианской ветви психоанализа, как частного 
направления философско-антропологических исследований, воспринятого философией культуры на уровне очевидности. С другой - что данная проблема ставится в рамках существующей философской традиции. В отечественной литературе эта традиция представлена трудами Б. Г. Ананьина, П. К. Анохина, В.М. Видгофа, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Г. Ковалева,
Г.Х Шингарова, Е.В. Шорохова, С.А. Петрушевского,
С.Л. Рубинштейна, В.Н. Сагатовского, П.В. Симонова,
М.Г. Ярошевского и др. В то же время следует отметить, что данная проблема решалась на основе анализа биологических, рационально-логических, этических и эстетических содержательных характеристик, а не
психоаналитических функциональных представлений.
Тема роли эмоционального переживания в формировании человеком общей картины мира, как в теории познания в частности, так и в философии в целом, всегда занимала одно из второстепенных мест. К ней обращались Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и другие представители античной философии. Какой бы ни была исследовательская проблематика, на фоне которой производится рефлексия, например, онтологической,
гносеологической, психологической, эстетической или религиозно-философской, со времен Аристотеля и до сегодняшнего дня все эти разноплановые направления мысли объединяются общим пониманием места и роли эмоций в системе душевных и познавательных процессов. Это - второстепенная, вспомогательная по отношению к деятельности рационального мышления роль, которая ограничивается выполнением оценочной и мотивационной функций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Заключении подводятся итоги проделанной работы и намечаются перспективы дальнейших исследований.


1. Гужавина О.Б. Ментальность: культурно-исторический анализ // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (Философия, культурология, история). -
2002. - № 4 (32). - С. 26-29.
2. Гужавина О.Б. К вопросу о гносеологическом статусе эмоций // Формирование научной картины мира человека XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции. - Горно-Алтайск:
ПАНИ, 2006. - С. 53-55.
3. Дмитриенко В. А., Гужавина О. Б. Науковедение и философия познания // Социальные процессы в современной Западной Сибири: Сб. науч. ст. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. - С. 79-83.
4. Гужавина О.Б. На путях развития познавательной культуры
(психологический аспект) // Наука. Культура. Образование /
Международный научно-образовательный журнал. Париж-Горно-
Алтайск, 2004. - Вып. 15-16. - С. 116-117.
5. Гужавина О.Б. Смысл и ограничения проективного мышления в стратегии развития образования // Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования: Материалы международной научно-практической конференции (4-5 ноября 2002 г.). - В 2-х т. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2004. - Т.1. - С. 206-210.
6. Гужавина О. Б. Структурные и генетические особенности менталитета рефлексивного человека «осевого времени» (сравнительный анализ) // VI Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и
молодых ученых «Наука и образование» (15-20 апреля 2002 г.): Материалы конференции. - В 5-ти т. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003. - Т.5:
Культурология и философия. - С. 17-22.
7. Гужавина О.Б. Ограничения проективного мышления в стратегии развития педагогики // Развивающее образование XXI века: Материалы международной научно-практической конференции (21-25 августа 2003 г.). - Горно-Алтайск, 2003. - С. 34-37.
8. Гужавина О.Б. О методологии философского исследования // Культура научного поиска: Сборник научных трудов / Под ред. Л.С. Сысоевой. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003. - С. 181-189.
9. Гужавина О.Б. Ментальность: проблема смешения генетических свойств и содержания при анализе // Материалы международной научной конференции «Россия и Азия: проблема интерпретации текстов русской и восточной культур». - Улан-Удэ, 2002. - С. 28-32.
10. Гужавина О.Б. Ментальность личности в соотношении духовного, социального и социологического компонентов // III Сибирская школа молодого ученого: Материалы V региональной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (22-23 декабря 2000 г.). - В 5-ти т. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2001. - Т.5: Философия и культурология. - С. 134-138.
11. Гужавина О.Б., Сысоева Л.С. Менталитет: историчность содержания и
культуросообразность формирующих механизмов // IV Сибирская школа молодого ученого: Материалы VII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (17-19 декабря 2001 г.). - В 5- ти т. - Томск: Издательство Томского государственного
педагогического университета, 2001. - Т. 5: Культурология и
философия. - С. 7-11.
12. Гужавина О.Б. Менталитет: иерархически-эволюционный метод анализа и подобие формирующих механизмов // IV Сибирская школа молодого ученого: Материалы VII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (17-19 декабря 2001 г.). - В 5-ти т. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2001. - Т. 5: Культурология и философия. - С. 113-118.
13. Гужавина О.Б. Структура ментальности и восприятие. Деп. в ИНИОН
РАН. № 51098 от 17.01.96. 8 с.
14. Гужавина О.Б., Сысоева Л.С. Субстанциальные свойства идеального в миросозерцании В.С. Соловьева // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее: Сборник тезисов докладов IV Духовно-исторических чтений. - Томск, 1995. - С. 38-40.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ