Реферат
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Формирование личностного самоопределения молодежи в клубной системе библиотеки 9
1.1. Теория и практика деятельности клубных формирований в библиотеке 9
1.2. Особенности самореализации молодежи в современных
социокультурных условиях 25
Глава 2. Специфика применения информационно-просветительных технологий в самоопределении молодежи средствами клубной деятельности библиотеки . 33
2.1. Тенденции развития информационно-просветительных технологий
социально-культурной деятельности в работе библиотечных клубов 33
2.2. Социально-проектная деятельность клубного формирования
библиотеки как средство самоопределения и творческой самореализации молодежи 48
Заключение 57
Использованная литература 58
Приложение А 65
Приложение Б 68
Приложение В 75
Приложение Г 76
Приложение Д 99
Актуальность темы исследования
Лидирующие позиции в построении информационного общества как решения глобальной задачи, несомненно, принадлежат библиотекам. Крайние десять лет ознаменованы развитием таких важных направлений, как интеграция информационных ресурсов библиотек; становление библиотек в качестве региональных центров культуры и досуга; создание на базе библиотек информационных центров в области права, экологии и других областей деятельности. Одной из таких областей является создание клубных формирований.
Информационно-просветительные технологии же на протяжении всего периода развития социально-культурной деятельности играли доминирующую роль. Не случайно информационно-просветительная функция рассматривается в методологии социально-культурной деятельности как постоянная и всеобщая. Одним из основных направлений деятельности культурных учреждений в условиях современности является информационно-просветительная деятельность. Она предполагает в первую очередь удовлетворять потребности человека в получении новой созидательной информации в сфере культуры, искусства, досуга. Конечная цель информационно-просветительной деятельности состоит в духовной самореализации личности через содействие развитию индивидуальных способностей, благодаря чему люди усваивают и приумножают накопленный человечеством духовный опыт.
Формирование быстро меняющейся информационной среды существенно влияет на характер деятельности современных библиотек. Информационно - просветительные и библиотечные технологии прошли несколько этапов своего становления и формирования. Таким образом, они стали применяться в области клубной деятельности в рамках библиотечной среды, что не могло не оказать свое влияние на социальные группы, представленные в клубных формированиях.
Степень изученности проблемы
За последнее время появилась специальная литература, рассматривающая широкий круг проблем, связанных с применением информационнопросветительных технологий в социокультурной сфере, использованием современных средств, форм, методов социально-культурной деятельности, исследующая актуальные аспекты теории социально-культурной деятельности, где ключевым разделом становятся информационно -просветительные технологии.
Природа социально-культурной деятельности и её роль в воспитании подрастающего поколения, её общественное значение по созданию, освоению, сохранению, распространению и развитию ценностей традиционной народной культуры раскрыта в работах Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова, И. С. Кона.
Информационно-просветительные технологии воспитания студенческой молодежи представлены в трудах Т. А. Годиной, Л. В. Мизиновой, Л. П. Овчинниковой, А. В. Петрущенкова.
Различные аспекты развития клубной деятельности в условиях социокультурных трансформаций анализировались в работах Е. М. Акулич, М.
A. Ариарского, Г. А. Боронниковой, Е. А. Владимирова, А. Ф. Воловик и B. А. Воловик, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, М. Каплан, С. А. Комиссаровой, Т.
B. Кузнецовой и В. В. Стрельцова, C. И. Курганского, Г. Н. Новикова, В. В. Полукарова, Л. В. Секретова, Н. В. Шарковской.
О клубных формированиях библиотек в своих работах пишут такие исследователи, как Н.В. Галеевой, К. А. Кузоро, Д.Н. Болотских, Н.А. Куликова, М. Н. Самарина.
Объект исследования — деятельность клубных формирований в библиотеке.
Предмет исследования — использование информационнопросветительных технологий в самоопределении молодежи средствами клубной деятельности.
Цель исследования — анализ использования информационнопросветительных технологий социально-культурной деятельности как инструмента формирования личностного самоопределения молодежи в условиях деятельности клубной системы библиотеки.
Задачи:
• определить сущность и специфику современных клубных формирований в библиотеках;
• понять особенности самореализации личности в юношеском возрасте;
• изучить влияние информационно-просветительных технологий на формирование самоопределения молодежи в клубной деятельности библиотек ;
• проанализировать клубную деятельность библиотек Красноярска;
• провести социологическое исследование на базе Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края;
• разработать проект по созданию клубного формирования в рамках библиотеки, использующего информационно-просветительные технологии для формирования личностного самоопределения молодежи.
Методы исследования
Методологической основой исследования является рассмотрение использования информационно-просветительных технологий социальнокультурной деятельности в клубной деятельности библиотек. Мы опирались на искусствоведческие, педагогические, философские и социологические труды о деятельности библиотек Т. Ф. Берестова, В. В. Васильева, И. А. Герасимова, Е. И. Григорьевой, Е. Н. Гусевой, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, А. С. Крауш, Т.
Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, А. П. Маркова и др. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. При изучении теории вопроса, а также содержания информационно-просветительных технологий социально-культурной
деятельности библиотек использовался контент-анализ документальных источников информации. Для характеристики состояния информационнопросветительных технологий в рамках клубной деятельности библиотек Красноярского края привлекались методы экспертного интервью и анкетирования.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что информационно-просветительные технологии в рамках клубной деятельности библиотечного учреждения являются инструментом самоопределения и социализации молодежи.
Новизна исследования заключается в том, что впервые на базе библиотек было проведено исследование влияния информационнопросветительных технологий на формирование личности молодежи в рамках клубной деятельности.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что в ходе работы были выявлены и даны теоретические обоснования таким понятиям как «клубные формирования», «информационно-просветительные технологии», «самоопределение молодежи». Проанализирована деятельность библиотек Красноярского края по использованию информационнопросветительных технологий в рамках клубной деятельности. Кроме того, на базе Государственной научной универсальной библиотеки города Красноярска и был разработан и внедрен проект, направленный на создание клубного формирования, способствующего самоопределению молодежи посредством информационно-просветительных технологий.
Структура исследования: введение, основная часть (состоящая из двух разделов), заключение, список использованной литературы, приложения.
В ходе проведенных исследований в рамках выпускной квалификационной работы на тему «Влияние информационно-просветительных технологий на формирование личностного самоопределения молодежи в клубной системе библиотеки» был сделан ряд заключений.
Информационно-просветительные технологии способствуют
формированию и раскрытию личности, при этом эффективнее работая в малых группах, чем и являются клубные объединения. Библиотека представляет собой центр информации, основываясь на которой можно организовать полезный и развивающий досуг для молодежи.
При изучении роли информационно-просветительских технологий в организации работы клубных формирований библиотек относительно личности молодежи и на основании полученных данных, был разработан проект создания клубного формирования «Энергия» на базе Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края.
Таким образом, мы можем говорить о том, что цель работы - анализ современного уровня использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности в условиях клубной системы библиотеки как фактора формирования личностного самоопределения молодежи, была достигнута.
Предполагаемая гипотеза о том, что информационно-просветительные технологии в рамках клубной деятельности библиотек значительно содействуют молодежной аудитории в рамках ее самоопределения работы, была подтверждена.
1. Абдуразакова Д.М, Саиева З.Х. Клубные объединения как форма организации внеурочной деятельности учащихся в школе // Мир науки, культуры и образования. - 2015. - №6
2. Библиотека и новые информационные технологии // Библиотека в эпоху перемен (философско-культурологические и информационные аспекты) : информ. сб. (дайджест) / Рос.гос. б-ка, НИЦ КИ Информ-культура ; отв. за вып. Т. И. Лаптева; сост. И. П. Смирнова. — Москва, 2007. — Вып. 2. — С. 119-126.
3. «В помощь руководителю клубного формирования». Методические материалы — Красноярск: ГЦНТ, 2016. — 90 с.
4. Васильев, В. В. Информационные технологии в библиотечном деле : учеб.-метод. пособие / В. В. Васильев, Н. В. Сороколетова, Л. В. Хливненко. — Москва: ЛибереяБибинформ, 2007. — 368 с.
5. Волкова, Елена Викторовна. Формирование межкультурной
компетенции средствами интерактивных технологий в клубной общности лингвокультурной направленности: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Волкова Елена Викторовна; [Место защиты: С.-Петерб.
гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2013.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/267
6. Гагач М.Г. Современные направления социально-культурной работы с молодёжью // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 150-154
7. Герасимова И.А. Информационно-просветительные технологии социально-культурной деятельности // Культура и образование. - Сентябрь 2015. - № 9
8. Герасимова, И. А. Досуговые предпочтения современной молодёжи: социальнокультурный анализ / И. А. Герасимова / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. — № 3 (59) — С. 128-133.
9. Горева О.Н. Клубные объединения - эффективная форма
организации досуга населения
10. Дмитриева Л.А. Библиотека и клубная деятельность: история и современность. Материалы регион. науч. конф. (Новосибирск, 21 дек. 2008 г.) / Редкол.: Е.А.Базылева и др. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. - С.342-344
11. Долженкова М.И. Современные тенденции развития
информационно-просветительных технологий социально-культурной
деятельности. Вестник ТГУ, выпуск 12 (104), 2011. С. 601-606
12. Жарникова В.И., Ермошина Т.А. Аналитическая справка о работе
библиотек Красноярского края по библиотечно-библиографическому
обслуживанию молодежи 15-30 лет в 2020 г.
13. Жуковская Л. Н. Проектная деятельность региональной
библиотеки по организации содержательного досуга учащейся молодежи: системный подход // Интеллектуальный досуг: актуальные проблемы и перспективы. Материалы Второго регионального симпозиума СФУ. - Красноярск: СФУ, 2014. - С. 57- 63.
14. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социология молодежи. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
15. Идеалообразующий потенциал клубных формирований
современной библиотеки / Л. Н. Жуковская, В. И. Жуковский // Румянцевские чтения - 2014 = The Rumyantsev readings - 2014 : материалы международной научной конференции (15-16 апреля 2014) : [в 2 ч.].- Ч. 1. - Москва : Пашков дом, 2014. - C. 240-245. - [6] с...57