Современное состояние культуры оценивается с разных сторон. Но, повидимому, ведущую роль в изменяющемся культурном мире играет беспрецедентная мобильность человека, сопровождающая процессы глобализации.
В свою очередь сами процессы глобализации нивелируют отличия многовариантности жизни сложившихся культур, стандартизируют многообразие
культурных практик человека, унифицируют стили повседневности. Вместе с
тем, всю интеллектуальную историю пронизывает страстное любопытство к
узнаванию иных возможностей мира человеческих отношений, иных способов сосуществования людей, то есть узнавания повседневности и смыслов
Других культур. Любопытство как имманентно присущая человеку поисковая активность пересиливало страх перед неизвестным, заставляло разрывать круг повседневности собственного существования и вынуждало преодолевать границы многих культурных пространств. Знание о возможных
конфигурациях мира культуры человек извечно добывал в путешествиях.
Странствие становилось отправной точкой на пути познания.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем,
что путешествие как феномен культуры, становясь предметом изучения
практически всех наук о человеке и обществе, не нашло до сих пор должного
философского осмысления. Результаты многих междисциплинарных исследований требуют обобщения на основе релевантных концептуальных моделей. Настоятельность этого требования, связывается в диссертации с выяснением собственно культурного значения возросшей в принципиальной степени мобильности человека в пространстве культуры.
Никогда за всю историю человечества не совершалось столько путешествий как за один ХХ век. На это, в первую очередь, оказало влияние развитие
социально-политической инфраструктуры современного общества. Путешествие становится доступнее и в силу появления такой его разновидности
как «виртуальное» путешествие. Распространенность такого явления как путешествие неизбежно приводит к различным последствиям в культуре: как
положительным, так и отрицательным, что и актуализирует изучение роли
путешествия в культурном пространстве.
Человеческая история изначально связана с путешествиями: далекие
предки человека постоянно перемещались, стараясь найти места, пригодные
для жизни. Результатом долгой истории этого феномена являются и множество смыслов, вкладываемых в это понятие, и большое количество синонимов.
Однако указанные обстоятельства создают ситуацию, когда под путешествием становится возможным понимать абсолютно любое пространственное
преремещение. Таким образом, появляется потребность в выявлении и исследовании признаков, позволяющих отделить путешествие от остальных
видов перемещения.
Лингво-культурологические исследования указывают на то, что путешествие изначально ассоциируется с опасностью и преодолением трудностей.
Прежде путешественники преодолевали страх перед стихией и мифическими чудовищами, сейчас – перед угрозой терроризма и культурной нетерпимости.
Противоречивость в оценках самого путешествия проявляется в том, что,
с одной стороны, множество людей совершают путешествия, для некоторых
это даже становится стилем жизни, несмотря на то, что путешествие это серьезное испытание, требующее от человека напряжение физических и моральных сил. С другой стороны, есть люди, которые никогда не решатся на
путешествие, и для них оно всегда будет не более чем описание чужих приключений в травелогах. В связи с этим, представляется важным исследование
условий, которые укажут на то, почему одни люди отправляются в путешествие, а другие – нет.
Исследование роли путешествия в современном мире приобретает особую
актуальность поскольку, тенденции трансформаций в культурной действительности требуют от человека в принципиальной степени большей, чем когда-либо коммуникабельности и мобильности. Модификация условий жизни
вызывает, уже знакомый человеку «страх и трепет» перед неустойчивостью настоящего. Культура всегда создает противовес той нестабильности, которую
переживает человек в переломные эпохи. Поэтому, появляется необходимость
выяснения способности путешествия как феномена культуры быть способом
адаптации к изменяющемуся миру, быть способом сохранения в памяти пути
возврата к истокам культуры, компенсирующего неустойчивость настоящего.
Вследствие того, что любое путешествие неразрывно связано с пространственным перемещением, встает необходимость исследовать эту составляющую путешествия. В силу того, что путешествие совершается в культурном
пространстве, важным представляется изучить роль путешествия в самом
этом пространстве. Причем, постнеклассическая методология позволяет рассмотреть культуру как многостадийный информационный процесс, что открывает возможности установить тот этап социокультурной динамики, на
котором появляется путешествие как культурное явление, а, следовательно,
и выяснить его роль в пространстве культуры.
Степень теоретической разработанности проблемы
Понимание путешествия как феномена и его роли в диалоге культур не
имеет четко выраженной философской традиции. Вместе с тем, за последнее
десятилетие изучение путешествия приобрело особую актуальность в гуманитарных и социально-экономических исследованиях. Поэтому в диссертации философской рефлексии подвергались результаты конкретно-научных и
междисциплинарных постижений феномена путешествия.
В первую очередь, значение для нашего исследования имели работы
М.Б. Биржакова, В.П. Грецкевича, А.Я. Гуревича, И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, Ж. Ле Гоффа, Дж. Плано Карпини, М. Поло, Г. де Рубрука посвященные истории путешествия и описанию реальных путешествий, поскольку именно исторический ракурс рассмотрения этого явления культуры позволил выявить
формы и признаки путешествия. Прояснение семантики понятия потребовало
привлечение лингво-культурологического подхода, реализованного для осмысления концепта «путешествие» в исследованиях А.А. Беляковой и Л. Цзюань. Однако в перечисленных работах не дается определение путешествия,
раскрывающего значение этого явления в поле смыслов за пределами локальных культур. Интегрирование лингвистических и «неязыковых» областей знания для исследования путешествия как литературного жанра проведено в работах Д.С. Лихачева, К. Лоуренс, М.Г. Шадриной. В этих исследованиях, инициируемых, по утверждениям их авторов, неразработанностью вопроса о жанрово-стилистистической природе «путевой литературы» и необходимостью в
системных представлениях описания «путешествий», утверждается, что литература «путешествий» синтезирует функции передачи информации, добытых
путешественниками, популяризирует научные знания среди широкого круга
читателей, воздействует на сознание путем убеждения. В данных исследованиях фиксируется необходимость осознания «языковой личностью» своего прошлого, в котором картина «свое»-«чужое» занимает одну из ведущих позиций.
Вместе с тем, в этих работах раскрываются особенности «литературы путешествий» (по определению Д.С. Лихачева) в следующем синонимическом ряду –
«хожений», «хождений», «записки путешественника», «путевые заметки»,
«очерки по пути», «дневные записки», но не выявляются условия существования человека собственно вызывающие потребность путешествовать.
Путешествие как способ измерения пространства культуры // Вестник
Томского гос. пед. ун-та. Серия: Гуманитарные науки (Философия и культурология). – 2006. – Вып. 7 (58). – С. 65–71.
2. Путешествие как феномен образования в коммуникативном пространстве // Философия образования. – 2006. – № 4 – С. 161–165 (в соавторстве с
Л.Р. Тухватулиной).
3. Путешествие как феномен культуры // Философия. Наука. Культура: Сборник статей / Под ред. В.В. Ильина. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – Вып. 5. –
С. 47–61.
4. «Виртуальное путешествие» как способ получения образования // Образование в Сибири. – 2005. – № 1 (13). – С.122–124.
5. Te Potential of Tomsk for Scientifc and Business Tourism as a Resource of the
Sustainable Development of the Region // Материалы докладов VII Всероссийской научно-технической конференции «Энергетика: экология, надежность, безопасность»: В 2 т. Т. II. – Томск: Изд-во Томского политех. ун-та,
2001. – С. 129–130.
6. Социокультурная динамика, инициируемая туристской деятельностью
// Материалы VI Общероссийская межвузовская конференции студентов,19
аспирантов, молодых ученых «Наука и образование» (15–20 апреля): В 5 т.
Т. 5: Культурология и философия. – Томск: Изд-во Томского гос. пед. унта, 2002. – С. 21–22.
7. Экологический туризм: проблемы и перспективы // Труды VI Всероссийского научно-технического семинара «Энергетика: экология, надежность,
безопасность». – Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2004. – С. 248–
251.
8. Путешествие как элемент образования // Материалы всероссийской научно-методологической конференции «Современные технологии образования и их использование в вузе и профильной школе». – Томск: Изд-во
Томского гос. пед. ун-та, 2005. – С.294–298.
9. Роль путешествия в современном образовании // V Сибирская школа молодого ученого: Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация профессионального послевузовского образования». – Томск: Изд-во STT, 2005. – С. 169.
10. Понятие пространства в культурном исследовании // Материалы IX Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Наука и образование»: В 6 т. Т. 4: Культурология, история,
философия. Ч.II. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2005. – С.41–42.
11. Экологическое путешествие как феномен культуры // Труды
XI Всероссийской научно-технической конференции «Энергетика: экология, надежность, безопасность». – Томск: Изд-во Томского политех. ун-та,
2005. – С. 116–117.
12. Культурные ландшафты: экология, генезис, динамика // Труды VIII Всероссийского студенческого научно-технического семинара «Энергетика:
Экология, Надежность, Безопасность». – Томск: Изд-во Томского политех.
ун-та, 2006. – С. 332–335.
13. Академическая мобильность как способ измерения коммуникативности
образования // Формирование культуры личности средствами искусств в
системе классического образования (опыт междисциплинарного исследования): Материалы Всероссийского гуманитарного форума «Сибирские
Афины». – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2006. – С. 79–84.