Введение .................................................................................................................................................3
1. Возникновение обледенения и его воздействие на деятельность воздушных
судов .........................................................................................................................................................5
1.1 Основные понятия......................................................................................... 5
1.2 Причины образования обледенения............................................................ 6
1.3 Основные виды обледенения...........................................................................................7
1.4 Классификация отложений...............................................................................................8
2. Опасность обледенения для авиации ............................................................................10
2.1 Методы борьбы с обледенением .................................................................................11
3. Климатические и географические особенности аэродрома Сургут………..13
3.1 Климатологическое описание аэродрома г. Сургута…………………….14
3.2 Синоптические процессы, обуславливающие сложные условия на
аэродроме г. Сургута…………………………………………………………….16
4. Анализ случаев обледенения в районе прогнозирования АМСГ Сургут за
2022 г……………………………...……………………………………………………………………………….18
4.1 Прогноз обледенения методом Годске……………………………………23
4.2 Прогноз обледенения методом Абрамовича К.Г…………………………27
4.3 Методика Абрамовича К.Г. и Горлач И.А………………………………..32
4.4 Анализ основных условий для возникновения обледенения в районе
прогнозирования АМСГ Сургут при подтвержденных случаях
обледенения……………………………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................42
Одной из нескольких самых значительных опасностей для полетов в
холодную погоду является обледенение воздушного судна. Лед нарушает
движение плавного потока воздуха, увеличивая непосредственное лобовое
сопротивление и одновременно с этим уменьшает способность
аэродинамического профиля создавать подъёмную силу. Многим воздушным
суднам запрещено летать в условиях обледенения или, более точно, в
известных условиях обледенения.
Анализировать прогнозы и использовать различные методы для расчета
возникновения обледенения не всегда бывает достаточно, так как его довольно
трудно предсказать. Все пилоты должны быть осведомлены об условиях,
способствующих обледенению самолета, чтобы уметь их распознавать и
реагировать на них в режиме реального времени. После появления,
обледенение влияет на управление и эксплуатационные характеристики
самолета и бортовые систем самолета. Противообледенительное оборудование может использоваться для предотвращения или даже удаления накопившегося льда.
Целью данной работы является выявление основных факторов,
влияющих на процесс обледенения воздушных судов в районе
прогнозирования АМСГ Сургут и определении возможных рисков для
безопасности полетов, предложение рекомендаций по улучшению
существующих процедур по обеспечению безопасности полетов при условиях
обледенения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- Сформировать архив данных с подтверждёнными случаями
обледенения из дневников погоды АВ-6 за период 2016-2022 год...
Для обеспечения безопасности полетов во время наибольшей вероятности образования обледенения в районе аэродрома Сургут
необходимы высококачественные и эффективные прогнозы. Для этого необходимо анализировать и прогнозировать расположение облачных систем
в пространстве и выделять слои, где температура может стать достаточно
холодной для образования обледенения.
Проведен анализ случаев обледенения в различных метеорологических
условиях. В районе прогнозирования АМСГ Сургут было обнаружено, что
обледенение с большей частотой образуется на фронтах окклюзии, где как
правило облачная с осадками погода, повторяемость составила 32%. В
тыловой части антициклона повторяемость составила 17%. В остальных
барических образованиях повторяемость обледенения составила не более
15%.
В районе прогнозирования АМСГ Сургут за период январь 2016 –
декабрь 2022 года отмечалось 386 случаев обледенения, из них обледенение
слабой интенсивности составило всего 23% (104 случая). Это может быть
вызвано низкой скоростью полета ВС, так как данные о фактическом
обледенении передаются в основном на взлете или посадке, когда воздушные
суда находятся в зонах переохлажденных осадков на короткий период
времени.
За период исследования в районе прогнозирования АМСГ Сургут
преобладает умеренная интенсивность обледенения, из общего числа
умеренная интенсивность наблюдалась в 65% (241 случаев). Количество
случаев сильного обледенения было зафиксировано в 12% (41 случай).
Годовое распределение по месяцам за весь период исследования показал
повторяемость обледенения в осенне-зимний период более высокую, всего 278
случаев – около 72%. Этот переходный период характерен обилием осадков в виде дождя, снега, мороси, ледяного дождя, снежной крупы, большой
влажностью и температурой окружающего воздуха в диапазоне от 0 °С до
минусовых значений. В теплый период обледенение отмечается намного реже
– 28% или 108 случаев. На годовое распределение влияет континентальный
климат и смещение фронтов с запада на восток в холодный период года...