Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие аффикс в современном русском языке – теоретический
аспект …………………………………………………………………….. 5
1.1. Служебные морфемы современного русского языка …………. 5
1.2. Виды аффиксов на основе различных классификаций в морфемике
……………………………………………………………………… 9
1.2.1. Виды аффиксов по месту в слове ……………………………… 9
1.2.2. Виды аффиксов по функции в слове …………………………… 13
1.2.3. Виды аффиксов по продуктивности в современном русском
языке………………………………………………………………. 17
Выводы к первой главе ………………………………………………… 27
Глава 2. Заимствованные аффиксальные морфемы в языковых единицах
современной периодики ……………………………………………….. 28
2.1. Причины и условия появления заимствованных морфем в структуре
русского слова …………………………………………………………... 28
2.2. Лингвистический анализ образований с заимствованными аффиксами в
современной периодике ………………………………………………… 35
Выводы ко второй главе ………………………………………………… 42
Заключение ………………………………………………………………. 43
Список литературы ………………………………………………………. 45
В последнее десятилетие заметно вырос интерес к словообразовательному аспекту современного русского языка в связи с активизацией в нем деривационных процессов. В работах лингвистов предпринимаются разные подходы к исследованию производной лексики: структурносемантический (Мусатов; Николаев), лингвокультурологический
(Фатхутдинова; Щуклина), когнитивный (Евсеева), методический
(Красильникова) и др.
Активные процессы в аффиксальном словообразовании связаны с
общими языковыми изменениями, вызванными социально-экономическими
и политическими преобразованиями в российском обществе в конце ХХ и
начале XXI вв., а именно, с так называемой демократизацией и либерализацией языка, ослаблением нормативных правил образования и употребления языковых единиц, жаргонизацией современного русского
языка, резким увеличением потока английских заимствований.
Актуальность.Особую значимость имеет изучение аффиксального
аспекта словообразования, в частности, заимствованных морфем.
Исследование активных деривационных процессов с помощью
словообразовательных элементов другого языка, прежде всего английского,
помогает установить важнейшие изменения в словообразовательной системе
русского языка и проследить тенденции развития узуса в целом.
Теоретическую базу исследования формируют работы российских и
зарубежных лингвистов, в том числе В.Н. Немченко, Е.А. Земской, И.С.
Улуханова, М.Д. Степановой, Е.В. Сенько, О.Н. Ляшевской, Л. Ортнер, Х.
Ортнера, В. Флейшера, Г.-Д. Шмидта, Л.Н. Морева, П. Сириаксорнсата, С.
Мадженга и др.
Объект исследования – заимствованные морфемы.
Предмет исследования - продуктивность заимствованных аффиксов в языковых единицах современной периодики...
В заключение следует сказать, что иноязычное влияние на русский язык в изучаемый период более многообразно и интенсивно, чем в предшествующие десятилетия XX века. Оно требует углубленного и детального изучения, учитывающего как сравнительно легко
обнаруживаемые морфемные заимствования, так и разные формы скрытого
влияния других языков на русский. И хотя наиболее ярко эта тенденция
отражена в разговорной лексике, но, следует отметить, ее проникновение
достаточно часто можно обнаружить и на страницах современной периодики.
Исследование, проведенное во второй главе, показало, что это
проникновение – достаточно длительный процесс, которому способствует
целый ряд лингвистических факторов: 1) наличие "пустой ячейки" для
выражения определенного значения (в качестве примера можно привести
морфемы -дром- со значением "площадка для проведения соревнований или
испытаний", -гейт- со значением "скандал, связанный с каким-либо
государством или лицом" и под.); 2) необходимость синонимичного
выражения определенных отношений (например, приставки со значением
противоположности, противодействия противо- и анти- и под.); 3) наличие
ряда однокоренных слов как основы для формирования у заимствованного
слова словообразовательной структуры; 4) развитие словообразовательной
активности иноязычного элемента с участием как иноязычных, так и русских
производящих основ; 5) развитие многозначности иноязычных морфем в
русском языке как результат их высокой словообразовательной
продуктивности.
Кроме того, наиболее часто встречаются английские аффиксы:
приставки супер-, анти-, овер- и суффиксы –инг, -мент, -ер и т.д.
Определенная активность английских морфем в русском
словообразовании – результат глобализации, проявляющейся не только в
экономике и общественной жизни, но и во взаимодействии и взаимном
влиянии языков. Построение слов с помощью английских аффиксов носит
ограниченный характер и наблюдается в разговорной речи для создания, в
основном, юмористического эффекта. Такие аффиксы находятся на
периферии русской словообразовательной системы, но со временем
возможна их активизация и попадание в общеупотребительную лексику.
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 2009.
2. Балалыкина, Э. А. Русское словообразование / Э. А. Балалыкина, Г. А.
Николаев. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1985. – 183 с.
3. Бекетова Н.А. Экспрессивное словообразование в современных
медиатекстах (на материале суффиксальных имен существительных):
автореф. дис. ... канд. фи- лол. наук. - Белгород, 2014.
4. Бойко С. А. Англицизмы в современном русском языке:
лингвоэкологический аспект // Экология языка и коммуникативная
практика. СФУ, 2014.
5. Большая Советская Энциклопедия. - М., 1970-1976.
6. Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический
словарь терминов/Ю. Б. Борев — М.: ООО «Издательство Астрель»:
ООО «Издательство АСТ», 2003.
7. Будагов, Р. А. Введение в науку о языке / Р. А. Будагов. – 3. изд. –
Москва : Добросвет-2000, 2003. – 543 с.
8. Вайнрайх, У. Языковые контакты / У. Вайнрайх. – Киев : Вища шк.,
1979. – 263 с.
9. Виноградов, В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография /
В. В. Виноградов. – Москва : Наука, 1977. – 312 с.
10.Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове
/ В.В. Виноградов. - Л.: Учпедгиз, 1947.
11.Виноградов, В. В. Очерки по истории русского литературного языка
XVII-XIX вв. : Пособие для высших педагог. учеб. заведений / В. В.
Виноградов. – Москва : Учпедгиз, 1938. – 448 с.
12.Гареева Л.М. Современный русский новояз: разновидности и
тенденции развития / Л.М. Гареева // Международный научноисследовательский журнал. - Екатеринбург, 2020. - № 6. - С. 86 - 91.
13. Голованова, Д. С. Влияние интернет-сленга на речевую культуру
современной молодежи / Д. С. Голованова, И. Н. Якименкова // Юный
ученый. - 2019. - № 3 (23). - С. 1-3.
14.Евсеева И.В. Комплексные единицы русского словообразования:
Когнитивный подход / И.В.Евсеева. - М.: Либроком, 2018.
15.Елистратов, В.С. Толковый словарь русского сленга / В.С. Елистратов.
- М. : АСТ-Пресс Книга. - 2010. - 672 с... 62