ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРАНЦИИ В РАМКАХ НАТО 14
1.1 Роль и место НАТО в общей структуре внешней политики Франции в 1949-2009 годах 15
1.2 Концептуальные основы деятельности Франции в рамках Североатлантического альянса22
1.3 Развитие политической и военной доктрины НАТО после окончания "холодной войны" (1991-2016 гг.) 26
ГЛАВА II. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРАНЦИИ В РАМКАХ НАТО В 2009-2016 ГОДАХ 34
2.1 Основные причины и предпосылки возвращения Франции в военную структуру Североатлантического альянса в 2009 году 34
2.2 Специфика деятельности Франции в рамках НАТО в годы президентства Н. Саркози (2009-2012 гг.) 38
2.3 Политика Франции в рамках НАТО в период президентства Франсуа Олланда (2012-2016 гг.) 45
ГЛАВА III. РОЛЬ ФРАНЦИИ В АКТИВИЗАЦИИ НЕВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТО В 2009-2016 ГОДАХ 53
3.1 Роль Франции в активизации социально-экономического направления политики Североатлантического альянса 53
3.2 Основные направления экологической политики Франции в рамках НАТО.. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Актуальность дипломного исследования определяется тем, что проблемы обеспечения безопасности, как региональной, так и глобальной являются наиболее серьёзными и важными задачами, которые стоят перед человечеством. Организация Североатлантического договора играет
в решении этих вопросов одну из ведущих ролей, поскольку на современном этапе развития международных отношений НАТО является скорее глобальной организацией, чем региональной. Франция, в свою очередь, - одна из ведущих держав европейского региона. Таким образом, важно понимать политику, проводимую Французской Республикой в рамках Североатлантического альянса, для более глубокого понимания действий данных двух акторов
в сфере обеспечения безопасности.
Кроме того, актуальность обусловлена важными геополитическими процессами, происходящими в современном мире. С распадом Советского Союза и прекращением существования Организации Варшавского Договора, первоначальная роль НАТО изменилась, а сама Организация претерпевает трансформацию своей деятельности. Параллельно с этими процессами
на пространстве Европейского Союза все чаще и чаще говорят о собственной системе безопасности, пытаясь оградить данную сферу от вмешательства игроков вне региона. Выступающая в роли локомотива проекта по Европе Обороны Французская Республика при этом не отрицает важную роль Альянса, которую он играет в регионе. В связи с этим возникает необходимость понять то, как одна из ведущих страны-участницы Альянса, Франция, смогла скоординировать свою деятельность в сфере европейской безопасности с деятельностью в рамках НАТО.
Анализ опыта деятельности Французской Республики в рамках Организации Североатлантического договора может быть использован Российской Федерацией в качестве модели выстраивания внешней политики
в целом ряде внешнеполитических блоков, таких как Организация договора
о коллективной безопасности, Шанхайская Организация Сотрудничества
и других.
Объектом бакалаврского дипломного исследования является внешняя политика Франции.
Предметом исследования являются основные направления и приоритеты деятельности Франции в рамках Организации Североатлантического договора в 2009-2016 гг.
Целью исследования является выявление особенностей и ключевых аспектов политики Французской Республики в рамках Североатлантического альянса
в 2009-2016 гг.
Исходя из цели исследования, задачами дипломной работы стали:
• Провести исторический обзор французско-натовских отношений;
• Проанализировать концептуальные основы, определяющие деятельность Франции в рамках НАТО, а также основные документы, определяющие роль НАТО во французской внешней политике;
• Изучить ключевые этапы трансформации роли Североатлантического альянса в постбиполярный период;
• Обобщить теоретически основные направления взаимодействия Франции и Альянса по обеспечению региональной безопасности;
• Проанализировать влияние личностного фактора Николя Саркози и Франсуа Олланда на проведение французской политики в рамках НАТО;
• Исследовать роль Франции в невоенной деятельности Организации Североатлантического договора.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2009
по 2016 год. Нижняя хронологическая рамка – 2009 г. – обусловлена возвращением Французской Республики в военную структуру Североатлантического альянса (НАТО). Верхняя хронологическая рамка ограничена 2016 г., когда была опубликована новая версия Стратегии внешней политик Франции (Белой книги) 2016 г. Несмотря на вышеуказанные хронологические ограничения работы, в ряде случаев упоминались и затрагивались события, которые выходят за рамки рассматриваемого в исследовании периода и непосредственное обращение
к которым обуславливалось необходимостью более детального и полного раскрытия анализируемых событий.
Методология исследования определяется его целью и задачами, а также обусловлена подходом и научной позицией автора. Научно-теоретической основой исследования является школа неореализма, позволяющая наиболее полно проследить динамику политику Франции в рамках НАТО в 2009-2016 гг. с позиции ее национальных интересов.
Методология исследования основывается на таких принципах, как историзм, научная объективность и достоверность. Принцип историзма позволил рассмотреть внешнюю политику Франции в рамках НАТО как в тесной связи с международными процессами, так и сквозь призму изменений, имевших место на различных этапах эволюции в деятельности Североатлантического альянса после окончания «холодной войны». Принцип научной достоверности предусматривает опору на научные данные, на возможности использования исключительно научных выводов и положений. Принцип объективности предполагает анализ всей совокупности фактов и факторов, определяющих направленность политики Франции в рамках НАТО в 2009-2016 гг.
Для максимально объективного исследования проблемы автором была использована широкая методологическая база. Проблемно-хронологический метод был использован автором работы для исследования причин возвращения Франции в НАТО в 2009 году. Структурно-функциональный метод использовался для выявления основных пунктов взаимодействия Франции и Североатлантического альянса. Аналитический метод использовался для выявления основных направлений внешней политики Франции в рамках НАТО в 2009-2016 гг. Сравнительно¬-сопоставительный метод использовался для анализа различных этапов внешней политики Франции в рамках НАТО. Для изучения внешнеполитических интересов Франции в контексте её деятельности в рамках Организации Североатлантического договора применялся комплексный анализ, посредством которого были рассмотрены основополагающие внешнеполитические концептуальные документы, что позволило сформулировать основные направления, задачи и цели деятельности Французской республики в НАТО. Проблемно-хронологический метод применялся для изучения процессов во франко-натовских отношениях.
Степень научной разработанности проблемы. При написании данного исследования, автором был привлечен целый пласт научной литературы. Цель и задачи исследования потребовали изучения самого широкого круга работ отечественных и зарубежных авторов. Исследование осуществлено с использованием работ ученых и специалистов на русском, французском и английском языках.
Первая группа работ отечественных авторов посвящена анализу современной политики Французской Республики, в том числе и в рамках Североатлантического альянса. К данной группе можно отнести труды Ю.И. Рубинского ; С.М. Фёдорова ;
Е.О. Обичкиной и Т.В. Зверевой и др.
Вторая группа работ отечественных авторов затрагивает проблему военно-политического аспекта деятельности Франции в рамках НАТО. В частности, к даннйо группе можно отнести таких авторов, как М.Е. Кучинская ; Т.В. Оберемко ;
Д.А. Бочкарев ; В.А. Кременюк ; Ю.П. Давыдов ; М. Барабанов, И. Коновалов, В. Куделев, В. Целуйко .
Третья группа работ отечественных авторов посвящена взаимодействию Франции с США в рамках НАТО. Наиболее яркими представителями данной группы можно назвать таких исследователей, как Р. Пастернак ; Р.Т. Зиннуров, Г.В. Мотуз ; Е.С. Чукубаев, М.А. Иржанов ; О.В Приходько ; Е.Р. Воронин и др.
Значительную помощь в написании настоящей работы оказали и труды зарубежных авторов. Первая группа их работ посвящена анализу внешней политики Французский республики в период президентства Николя Саркози и Франсуа Олланда. В частности, среди работ данной группы можно отметить исследования таких авторов, как B. Kouchner ; T. Chafer и R. Alcaro ; а также трансформации, которую претерпела НАТО в XXI веке.
Вторая группа работ зарубежных авторов посвящена трансформации, которую претерпела НАТО в XXI веке. Наиболее яркими представителями данной группы можно назвать S. Berstein, P. Milza ; M. Aguirre ; D.S. Yost ; J. Planchais ; R. Franc ; P. Vianson .
Также автором были проанализированы материалы французских аналитических центров: TTU еженедельный информационный бюллетень ; Intelligence Online ; Европейский институт изучения безопасности ; Фонд стратегических исследований ; Французский институт международных отношений , а также информационных агентств и новостных порталов таких как Le Monde , Le Figaro , RFI , Военное обозрение , Интерфакс ,
ИТАР-ТАСС , РИА "Новости" , Russia Today и другие.
Источниковая база исследования. В процессе написания диплома автором были использованы источники различных видов, среди которых – нормативно-законодательные, делопроизводственные источники, источники личностного происхождения и статистические и документы на русском, французском и английском языках. Использованные источники можно разделить на несколько групп.
К первой группе принадлежат нормативно-законодательные акты, включающие в себя: Конституцию Пятой республики (1958 г.) ; Белую книгу по обороне и национальной безопасности (2008 г.) ; Белую книгу по обороне и национальной безопасности (2013 г.) ; Североатлантический договор
(1949 г.) ; Соглашение между сторонами Североатлантического договора о статусе их сил (войск) (1951 г.) ; Стратегическую концепцию Североатлантического альянса
(1991 г.) ; Стратегическую концепцию Североатлантического альянса
(1999 г.) ; Новую Стратегическую концепцию Североатлантического альянса «Активное вовлечение, современна защита»(2010г) . Также в эту группу можно отнести Резолюции Совета Безопасности ООН: № 1973 ; № 2083 ;
№ 2085 ; № 2095 ; № 2086 .
Вторая группа источников – делопроизводственные источники, среди которых можно выделить протоколы и стенограммы, доклады и материалы , заслушанные на заседаниях НАТО, отчеты Комиссий НАТО , а также материалы официальных международных конференций и др.
Третья группа - публицистические источники, к которым относятся декларации, коммюнике , совместные заявления стан НАТО , выступления , заявления, интервью , а также обращения и речи глав Франции и иных заинтересованных государств и государств-участников Североатлантического альянса и др.
Четвертая группа источников – статистические источники: материалы, предоставленные на официальном сайте Организации Североатлантического договора ; Группой Всемирного банка (The World Bank) , а также
на официальном сайте информационно-библиографической системы ООН ЮНБИСНЕТ .
Пятую группу составляют источники личностного происхождения, в перечень которых входят мемуары глав Франции и иных заинтересованных государств и государств-участников Североатлантического альянса и др.
С целью более глубокого ознакомления с тематикой исследования автором были проанализированы данные официальных сайтов министерства иностранных дел Франции , правительства Франции , министерства экономики Франции , министерства обороны Франции , а также официальные сайты международных и региональных организаций: Организации Объединенных Наций ; Организации Североатлантического Договора ; Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе .
Таким образом, обращение к данным видам источников позволило автору комплексно изучить внешнеполитические интересы Франции в рамках Организации Североатлантического договора, а также выявить основные направления французской внешней политики на современном этапе отношений Франции и НАТО.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в настоящее время количество отечественно и зарубежной литературы по деятельности Французской Республики на поля Организации Североатлантического договора и по взаимодействию Франции с НАТО невелико.
Новизна заключается в следующем:
• Комплексно и системно исследованы внешнеполитические интересы Франции в рамках НАТО;
• Впервые обобщена и всесторонне рассмотрена историко-концептуальная база, которая позволяет Франции осуществлять свою деятельность как в рамках Альянса, так и самостоятельно действовать
по вопросам обеспечения региональной безопасности;
• Рассмотрены методы реализации военно-политической доктрины Франции на современном этапе развития международных отношений;
• Изучены невоенные аспекты деятельности НАТО, а также влияние Франции на развитие данных векторов политического курса Альянса;
• Введен в научный оборот ряд документов и научной литературы.
Практическая значимость исследования. Изложенные в работе факты и выводы, к которым пришел автор, могут быть использованы для подготовки курсов по внешней политике Франции, курсов по международной и региональной, в частности, европейской безопасности. Также выпускная квалификационная работа может быть полезной
для дальнейшей проработки, затрагиваемой в ней проблематики, а также
при подготовке служебных записок в государственные ведомства.
Также стоит отметить, что работа, посвящённая рассмотрению основных аспектов французской политики в Североатлантическом альянсе, становится особо актуальной в условиях постепенного становления многополярного мира после развала Ялтинско-Потсдамской системы. Данная тема так же должна более системно прорабатываться в академических
и государственных учреждениях России, для более глубокого понимания внешнеполитического курса одной из ведущих держав европейского региона и ее взаимодействия с НАТО.
Структура дипломной работы определяется целью исследования
и решением поставленных в нем задач. Работа состоит из введения, трех тематических глав, заключения, списка литературы и источников, приложений.
Глава 1. Исторический обзор и концептуальные основы деятельности Франции в рамках НАТО. Первая глава дипломной работы посвящена историческим предпосылкам и концептуальным основам современной политики Франции в Североатлантическом альянсе. Отдельное внимание было уделено соглашением и договорам, которые лежат в основе осуществление деятельности Французской Республики. Также в этой главе автор рассмотрел ключевые преобразования доктрины НАТО на современном этапе.
Глава 2. Ключевые приоритеты военно-политической деятельности Франции в рамках НАТО в 2009-2016 годах.
Вторая глава дипломной работы посвящена основным направлениям политики Франции в военно-политической сфере. В рамках этой главы автор рассмотрел методы и способы, которые Франция использует
для осуществления своих интересов. Кроме того, автором было проанализированы внешнеполитические курсы Франции при Николя Саркози и Франсуа Олланде.
Глава 3. Роль Франции в активизации невоенной деятельности НАТО в 2009-2016 годах. В третьей главе автор рассмотрел проблемы, связанные с невоенной деятельностью НАТО и ролью Франции в проведении этой деятельности. Среди проблем особое внимание следует уделить проблемам экологии, в решении которых Французская Республика принимает значительное участие.
Организация Североатлантического договора на протяжении всего своего существования занимает ключевое место во внешней политики Франции. Особые отношения, которые сложились между НАТО и Францией на протяжении ХХ века, оказали влияние на формирование взаимодействия Пятой Республики и Альянса в XXI веке, после возвращения Франции
в военные структуры НАТО. Необходимо отметить, что несмотря
на трансформацию самой НАТО, она продолжает играть важную роль
как в регионе, так и на мировой арене, а Франция, как одно из ведущих государств европейского региона не может отрицать влияние Альянса.
В данном исследовании автор выражает позицию о том, что после реинтеграции Франции в Североатлантический альянс в 2009 г., французско-натовские отношения получили новый виток развития, при этом роль НАТО во внешней политики Французской Республики значительно возросла. Альянс стал для Франции еще одной значительной международной ареной наравне
с Организацией Объединенных Нации и Европейским Союзом по реализации своих внешнеполитических интересов.
В ходе исследовательской работы автор пришёл к следующим выводам:
1) Проведя исторический обзор отношений Франции и Организации Североатлантического договора, автор пришел к выводу, что отношения между данными двумя акторами международных отношений носят беспрецедентный характер. Будучи единственной страной, которая еще при правлении генерала де Голле в 1966 г. вышла из военных структур НАТО, Франция продолжала участвовать в деятельности Альянса за исключением участия в принятии решений по военным аспектам.
2) Анализируя отношения Франции и НАТО, автор отмечает, что
с течением времени и со сменой правящих кругов во Франции изменялась позиция касательно роли Пятой Республики в Альянсе. Принимая все более активное участие в деятельности Организации, Франция испытывала ряд ограничений, связанных с «неполноценным» ее участием в Альянсе. В связи
с этим стала очевидна необходимость реформы двусторонних отношений,
а пришедший в 2007 г. к власти во Франции Николя Саркози со своим проатлантическим вектором во внешней политики смог окончательно оформить возвращение Франции в НАТО.
3) В ходе исследования, автор заключил, что в основе взаимодействия Французской Республики с Североатлантическим альянсом лежит ряд основополагающих документов, который представлен как самыми ранними договорами, доктринами, документами и соглашениями, такими как Устав Организации Объединенных Наций и Североатлантический договор
и другими, так и современными, среди которых необходимо выделить Белую книгу Франции по обороне и безопасности от 2013 года, а также Стратегические концепции НАТО. Автор делает вывод, что существующая нормативно-правовая база позволяет Франции не только осуществлять свою деятельность в рамках Альянса, но также дистанцировать национальные приоритеты от позиции НАТО по ряду вопросов.
4) Автор также делает вывод, что на современном этапе развития международных отношений Организации Североатлантического альянса претерпела ряд трансформацией, связанных с распадом Советского Союза
и изменением роли НАТО на мировой арене. Постепенно НАТО
из региональной организации все больше превращается в глобальную организацию.
Но не все государства-члены НАТО позитивно воспринимают происходящие изменения. Франция придерживается позиции по сохранению за Альянсом статуса региональной организации. В связи с этим,
из-за несовпадения позиций по различным международным вопросам, Франция проводит самостоятельную политику, отличную от общей позиции ее союзников по Альянсу.
5) Анализируя политику Николя Саркози, автор пришел к выводу, что значительные перемены в отношения Франции и Североатлантического альянса пришлись как раз на период правления Н. Саркози. Благодаря влиянию личностного фактора президента Франции, возвращение в Альянс было воспринято как позитивное событие в современной французской историю. Реинтеграция в военные структуры НАТО позволила Франции более активно участвовать в проводимых Альянсом операциях, внести свои правки при формировании новой Стратегической концепции Организации, а также укрепить свои позиции внутри НАТО.
6) При рассмотрении политики, проводимой Франсуа Олландом, автор отмечает, что данный период перед Францией стала новая проблема: цели, поставленные Саркози, не были достигнуты, все чаще звучали вопросы о целесообразности возвращения в НАТО. Но Ф. Олланд был не в силах остановить процесс реинтеграции, поэтому он продолжил политику
на продвижение французских идей, таких как использование «мягкой силы»
в решение конфликтов, на полях Альянса.
При правлении Ф. Олланда Пятая Республика в своем внешнеполитическом курсе выражала солидарность с государствами-членами НАТО по основному спектру международных вопросов, а именно
по проблемам, связанным с кризисом на Украине, Ближневосточными конфликтами и борьбе с терроризмом.
7) Проведя исследование роли Франции в невоенной деятельности Организации Североатлантического договора, автор пришел к выводу, что несмотря на то, что Франция принимает участие в социально-экономических, экологических и природоохранных проектах НАТО, она не является
страной - «локомотивом» активизации невоенной деятельности Альянса.
Внутри самого Альянса продолжают споро о необходимости проведения невоенной деятельности в рамках организации, чьей основной функцией является обеспечение безопасности. Но трансформация роли НАТО ведет
к тому, что невоенная деятельность станет неотъемлемой часть Организации, способствующей более тесному взаимодействию как внутри самого альянса, так и с партнера по Североатлантическому альянсу.
Подводя общий итог исследованию, автор делает вывод, что период 2009-2016 гг. являются новым этапом отношений между Францией
и Североатлантическим альянсом. Возвращение в НАТО и, как следствие, полноценное участие в деятельности НАТО стало для Франции одним
из важнейших инструментом по реализации своих внешнеполитических интересов в Африке, а также стало стимулом для налаживания отношений
с Соединенными Штатами Америки. Но в ряде случаев, Пятая Республика проявляла определенную тенденцию к обособлению собственной политики
от общих целей и интересов, преследуемых Альянсов, в связи с чем мы можем говорить о большей самостоятельности Франции по сравнению с другими членами НАТО. Но стоит также отметить, что активное вовлечение Франции в деятельность Североатлантического альянса негативно сказывается
на отношениях с другими партнерами, такими как Российская Федерация. Сложные отношения с НАТО негативно сказываются на двусторонних российско-французских отношениях.
1) Выступление Франсуа Олланда перед депутатами Национального собрания (12 октября 2012). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://telegraf.com.ua/mir/europa/162251-olland-afrika-yavlyaetsya-kontinentom-budushhego-dlya-mirovoy-ekonomiki.html;
2) Декларация Пражской встречи НАТО на высшем уровне. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nato.int/docu/
other/ru/2002/p02-127r. htm
3) Доклад Межправительственной группы экспертов на Конференции по климату в Париже (МГЭИК). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ipcc.ch/pdf/assessment-report/ar5/syr/
AR5_SYR_FINAL_SPM.pdf
4) Доклад Североатлантического совета по так называемому референдуму в Крыму от 17 марта 2014. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_108030.htm?selectedLocale=ru
5) Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве от 08-09 июля 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_133169.htm?selectedLocale=ru
6) Заявление Североатлантического совета в ответ на террористическое акты в Париже от 16 ноября 2015.
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/
official_texts_124647.htm?selectedLocale=ru
7) Материалы Комиссии НАТО-Украина на уровне глав государств и правительств от 09 июля 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_133173.htm?selectedLocale=ru
8) Материалы сессии Национальной Ассамблеи Франции в 2013-2014 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.assemblee-nationale.fr/13/cri/2007-2008/20080136.asp
9) Новая Стратегическая концепция НАТО «Активное вовлечение, современная защита» от 19-20 ноября 2010 г. (Лиссабон). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nato.ucoz.ru/ index/strategicheskaja koncepcija nato 2010 goda/0-39
10) Программа НАТО в области защиты окружающей среды и экологического инжиниринга «Environmental Sciences and Engineering». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nato.int/science/calendar
/2010/arw-ase-20010.htm.
11) Размышляя о Рижской встрече на высшем уровне. // Вестник НАТО. — Зима, 2006. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nato.int/ docu/review/2006/issue4/russian/ art1.html
12) Резолюция Совета Безопасности ООН «О создании бесполетной зоны в Ливии» S/RES/1973 (2011). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/268/41/PDF
/N1126841.pdf?OpenElement
13) Резолюция Совета Безопасности ООН «Операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» S/RES/2086 (2013). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/211/62/PDF/N1321162.pdf?OpenElement
14) Резолюция Совета Безопасности ООН «Положение в Ливии» S/RES/2095 (2013). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/259/40/PDF/N1325940.
pdf?OpenElement
15) Резолюция Совета Безопасности ООН «Положение дел в Афганистане» S/RES/1386 (2001). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/708/57/PDF/N0170857
.pdf?OpenElement
16) Резолюция Совета Безопасности ООН «Ситуация в Мали» S/RES/2085 (2012). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/660/69/PDF/N1266069.
pdf?OpenElement
17) Резолюция Совета Безопасности ООН «Ситуация в отношениях между Ираком и Кувейтом» S/RES/1441 (2002). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N02/682/28/
PDF/N0268228.pdf?OpenElement
18) Резолюция Совета Безопасности ООН «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами» S/RES/2083 (2012). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/652/84/PDF/N1265284.pdf?OpenElement
19) Речь Франсуа Олланда на открытии 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (24 сентября 2014). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ambafrance-ru.org/RECH-FRANSUA-OLLANDA-PREZIDENTA.
20) Римская декларация сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lawmix.ru/abrolaw/13927/
21) Североатлантический Договор от 04 апреля 1949 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_
texts_17120.htm
22) Соглашение между сторонами Североатлантического договора о статусе их сил (войск) от 19 июня 1951 г. (Лондон) [Электронный ресурс] / Режим доступа: ttp://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_17265.htm
?selectedLocale=ru
23) Солана Хавьер: «НАТО не стремится быть мировым жандармом». [Электронный ресурс]. // «Независимая Газета». — 2007. — Режим доступа: http://www.uni-potsdam.de/u/slavistik/zarchiv/007wc/n011h15.htm>
24) Статистика голосования по Резолюции №1973(2011) «О создании бесполетной зоны в Ливии» Совета Безопасности ООН. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://unbisnet.un.org:8080/ipac20/ipac.jsp
?session=149441A9X2B37.21410&profile=voting&uri=full=3100023~!942775~!0&ri=2&aspect=power&menu=search&source=~!horizon
25) Статистика голосования по Резолюции №2058(2012) «О создании международной коалиции в Мали» Совета Безопасности ООН. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.unbisnet.un.org:8080/ipac20/ipac.jsp
?session=K4920033N2933.3766&profile=voting&uri=full=3100023~!942775
26) Стратегическая концепция Североатлантического альянса от 23-24 апреля 1999 г. (Вашингтон). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_27433.htm?selectedLocale=ru
27) Устав Организации Объединенных Наций от 24 октября 1945 г. (Вашингтон). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html
28) Эксклюзивное интервью президента Французской Республики Франсуа Олланда. 11 октября 2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20121011-intervyu-prezidenta-ollanda-pered-afrikanskim-sammitom
29) Communique PR/CP (2016)116. Defence Expenditures of NATO Countries (2009-2016). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_07/20160704_160704-pr2016-116.pdf
30) Déclaration de M. Nicolas Sarkozy (Tanger, 23 octobre 2007). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.discours.vie- publique.fr/notices/077003251.html;
31) Discours de M. Nicolas Sarkozy devant le Parlement Sud-Africain (28 février 2008). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.senat.fr/rap/r10-324/r10-324_mono.html#toc44;
32) La Constitution de la V République (4 octobre 1958). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.assemblee-nationale.fr/
connaissance/constitution.asp
33) Livre blanc: Défense et sécurité nationale (Paris, 17 juin 2008). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.defense.gouv.fr/portail-defense/enjeux2/politique-de-defense/le-livre-blanc-sur-la-defense-et-la-securite-nationale-2008/livre-blanc-2008
34) Livre blanc: Défense et sécurité nationale (Paris, 29 avril 2013). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.defense.gouv.fr/portail-defense/enjeux2/politique-de-defense/le-livre-blanc-sur-la-defense-et-la-securite-nationale-2013/livre-blanc-2013
35) NATO and the Environment. The Third Ministerial Conference “Environment for Europe” (Sofia, 23-25 October). – Brussels: prepared for the Third Ministerial Conference «Environment for Europe», 1995.
36) NATO Review. — Brussels, 2009. — № 2. — 75 p.
37) Sarkozy N. Mes objectifs en matiere de politique international // Politique africaine. — 2007. — P. 149-152.
38) Sarkosy N. Programme electorale. — Paris, 2007. — 27 p.
39) The Alliance`s New Strategic Concept (London, July 1990). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/
official_texts_23847.htm?selectedLocale=ru
Литература на русском языке
40) Безопасность Европы. / Под ред. Журкина В. В. — М.: Весь Мир, 2011. — 271 с.
41) Бочкарев Д. А. Механизм государственного стратегического планирования современной Франции: соотношение доктринальных и практических внешнеполитических обстоятельств. — Нижний Новгород: Институт стратегических исследований, 2013. — 114 с.
42) Валлерстайн И. Крайне рискованная ставка Олланда в Мали: вероятность долгосрочной катастрофы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rabkor.ru/opinion/2013/02/12/krajne-riskovannaya-stavka-ollanda-v-mali-veroyatnost-dolgosrochnoj-katastrofy.
43) Взаимодействия Франции и НАТО. [Электронный ресурс]. // Информационно-политический портал. — Режим доступа: http://www.nato.bz/ru/france.html.
44) Воронин Е. Р. Перспективы развития НАТО. Чикагский саммит: состояние и эволюция Альянса. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// eurasian-defence.ru/content/%D0%BF%D0%B5%D1.
45) Глава НАТО считает, что Альянсу угрожает глобальное потепление. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ec-arctic.ru/index.html?news_id=605
46) Достижения в процессе трансформации НАТО. // Вестник НАТО. — Весна, 1991. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nato.int/ cps/ru/ natolive/opinions 21939. htm?selectedLocale=ru.
47) Журкина А. В. Эволюция антикризисной стратегии НАТО (2008-2010 гг.). — М.: ИМЭМО, 2011. — 122 с.
48) Зверева Т.В. Внешняя политика современной Франции. — М.: Канон+, 2014. — 342 с.
49) Зиннуров Р.Т, Мотуз Г.В. Подходы ведущих стран Европы к вопросу безопасности в трансатлантическом регионе в начале 90-хх годов ХХ века. // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». — 2014. — №4. — С. 56-63.
50) Иванов П. А. Трансформация НАТО: век нынешний и век минувший. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 140 с.
51) Канинская Г.Н. Париж и НАТО // Международная жизнь. — 2008. — № 10. — 132 с.
52) Кременюк В. А. Проблемы трансатлантических отношений в начале ХХI века. — М., 2007. — 198 с.
53) Кучинская М. Е. Трансформация НАТО на современном этапе: политические аспекты. // Проблемы трансатлантических отношений в начале XXI века. / отв. Ред. Кременюк В. А., Шаклеина Т. А. — М., 2007. — С. 67-85.
54) Молчанов Н. Н. Генерал де Голль. — М.: Международные отношения, 1973. — 544 с.
55) Нарбут А. Международное сотрудничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды. // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2003. — №1. — С. 109-118.
56) Оберемко Т.В. Различия в ценностных подходах США и Европы к вопросам формирования внешней политики. // Проблемы трансатлантических отношений в начале XXI века. / отв. Ред. Кременюк В. А., Шаклеина Т. А. — М., 2007. — С. 23-42.
57) Обичкина Е.О. Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012). — М.: Аспект пресс, 2012. — 260 с.
58) Обичкина Е.О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. — М., 2003. — 328 с.
59) Пастернак Р. Роль Франции в разрешении вооружённых конфликтов в Африке. // Зарубежное военное обозрение. — 2014. — №9. — С.17-23.
60) Петрович-Белкин О. К. Основные направления невоенной деятельности НАТО в 1991-2011 гг.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.15 / Петрович-Белкин Олег Константинович; науч. рук. В. М. Заболотный; РУДН. — М., 2011. — 213 с.
61) Приходько О.В. США и Европа: закат атлантизма или функциональный кризис? // Проблемы трансатлантических отношений в начале XXI века. / отв. Ред. Кременюк В. А., Шаклеина Т. А. — М., 2007. — С. 53-66.
62) Река О., Пшемыский А. Белая книга Николя Саркози. // Профиль. — 2008. — №24(43). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=593.
63) Рубинский Ю. И. Франция в поисках новых путей. — М.: Весь мир, 2007. — 608 с.
64) Рубинский Ю. И. Франция. Время Саркози. — М.: Международные отношения, 2011. — 320 с.
65) Рубинский Ю. И. Франция. Год Саркози. — М., 2008. — 133 с.
66) Рыбинский И. Ю. Европа XXI века: государство, политические системы, гражданское общество. — М.: Экслибрис-пресс, 2000. — 324 с.
67) США спешат на помощь / О. Грицко [Электронный ресурс]. // Взгляд.ру. — 14.01.2013. — Режим доступа: https://vz.ru/politics/2013/1/14/615712.html.
68) Татарников В. НАТО: новый век - новая стратегия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rau.su/observer/N04 99/4 08.HTM
69) Фёдоров С.М. Франция в новых геополитических условиях Европы XXI века. // Доклады института Европы. — 2012. — № 277. — С. 33-46.
70) Франция: национальные приоритеты, Афганистан и НАТО [Электронный ресурс]. // Новостной портал: «Голос Америки». — 2012. — Режим доступа: http://blogs.voanews.com/russian/us-russia.
71) Чудодеев А. К. НАТО против НАТО / А. К. Чудодеев, О. В. Одноколенко // М.: Международные отношения и политика, 2007. — 432 с.
72) Чужие войны. / Барабанов М., Коновалов И., Куделев В., Целуйко В. — М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2012. — 320 c.
73) Чукубаев Е.С., Иржанов М.А. Вопрос о глобализации деятельности НАТО. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/10 DN 2012/Politologia/7 106238.doc.htm.
74) Шилов В.С. Политические партии и внешняя политика Франции (1958-1969). — М.: Наука, 1977. — 125 с.
75) Штоль В. В. Новая парадигма НАТО в эпоху глобализации. — М. Научная книга, 2013. — 284 с.
Литература на иностранном языке
76) Aguirre M. L’OTAN au service de quelle securite? // Le monde diplomatique. — Avril, 1996. — №505. — Р.11.
77) Alcaro R. European security and the future of Transatlantic relations. — London: IAI papers, 2011. — P. 264-265.
78) Balladur E. Pour une Union occidentale entre l’Europe et les Etats-Unis. — Paris: Fayard, 2007. — P. 45.
79) Berstein S., Milza P. Histoire. — Paris: Hattier, 1995. — 396 p.
80) Chafer T. Hollande policy // Modern and Contemporary France. — 2014. — P. 513-531.
81) Davet G., Lhomme F. Un président ne devrait pas dire ça. — Paris, 2016. — 1243 p.
82) Discussion sur la situation en Afghanistan. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.assemblee-nationale.fr/13/cri/2009-2010/20100088/asp#
83) Dominique D. La politique étrangére France/OTAN : la derniè marche. — Lyon, 2008. — P. 49.
84) Est-ce que la guerre est si importante pour nous? // Le monde. — 2011. — № 145. — P. 32.
85) Franc R. Histoire. — Paris: Berlin, 1995. — 282 p.
86) France: le protectorat americain. // Temoignage chretien. — Paris, 1970. — №1876. — Р.9.
87) Kouchner B. La France est de retour // Politique internationale. — 2008. — № 121. — P. 20-27.
88) L’OTAN au service de quelle securite? / Aguirre M. // Le Monde Diplomatique. — Avril, 1996. — № 505. — P. 11.
89) La France à l’OTAN. La France dans la transformation de l’OTAN. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rpfrance-otan.org/La-France-dans-la-transformation
90) Lepri C. Afghanistan. 10 ans de conflit. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.affaires-strategique.info/spip.php
91) Planchais J. Une histoire politique de l`armee. — Paris, 1967. — 347 p.
92) Vaisse J. L`election presidentielle francaise vue de Washington. Afghanistan. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ceri-sciences-po.org
93) Védrine H. Rapport pour le président de la République Française sur les conséquences du retour de la France dans le commandement intégré de l’OTAN, sur l’avenir de la relation transatlantique et les perspectives de l’Europe de la défense. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/
94) Vianson P. Ponté, histoire de la République gaulienne. — Paris, 1971. — 425 p.
95) Yost D.S. France`s Nuclear Dilemmas // Foreign Affairs. — January, 1996. — № 1. — P. 112.
Интернет-ресурсы
96) Агентство «Риа-Новости». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rian.ru
97) Газета «Le Figaro». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lefigaro.fr/
98) Газета «Le Monde». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lemonde.fr/
99) Газета «Независимое военное обозрение». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nvo.ng.ru
100) Европейский институт изучения безопасности. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.iss.europa.eu/
101) Информационное агентство «Интерфакс». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.interfax.ru
102) Информационное телеграфное агентство России «ИТАР-ТАСС». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://itar-tass.com
103) Международное французское радио «RFI». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rfi.fr/
104) Официальный сайт Группы Всемирного банка. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.worldbank.org/eca/russian/
105) Официальный сайт информационно-аналитического портала «НАТО.РФ». Взаимодействие Франции и НАТО. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://нато.рф/ru/france.html
106) Официальный сайт министерства иностранных дел Франции. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/
107) Официальный сайт Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.un.org/fr/index.html
108) Официальный сайт Организации Североатлантического договора. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/index.htm
109) Официальный сайт правительства Франции. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gouvernement.fr/
110) Российский информационный телеканал «Russia Today». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://russian.rt.com/
111) Телеканал France24. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.france24.com/fr/
112) Французский институт международных отношений. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ifri.org/