ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Поэтика сказочности как предмет исследования.
1.1 Сказочные мотивы в современной литературе 5
1.2 Художественное своеобразие романа «Дом, в котором...»: историографический аспект 14
ГЛАВА 2. Поэтика романа «Дом, в котором...»: своеобразие и функции сказочности
2.1 Сказочные образы в системе пространственно-временной организации
романа 26
2.2 Функции сказочных образов в характерологии персонажей 33
2.3 Сказочные образы в системе предметного мира произведения 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список литературы 49
Сказка как жанр имеет глубокие корни в культуре и фольклоре разных
народов. Она является не только средством передачи народной мудрости, но
и важным инструментом для формирования мировоззрения. Уже с XIX в.
писатели перерабатывают сказочные тексты, придумывают новые формы и
характеры. И современная литература, богатая на разнообразие стилей и
сочетания жанров, не обходит сказку стороной.
Роман М. Петросян «Дом, в котором...» – это уникальное современное
произведение, в котором по-новому переплетаются реальность и сказка. Весь
текст романа наполнен сказочными элементами, которые трансформируют
мир романа и населяющих его персонажей.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной
изученностью связей произведения с фольклорными сказками и активным
интересом учёных к поэтике романа М. Петросян «Дом, в котором…».
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в
новизне аспекта исследования – выявлении влияния традиционных
сказочных образов и мотивов на развитие сюжета и персонажей романа М.
Петросян «Дом, в котором…».
Объектом исследования является роман М. Петросян «Дом, в
котором…».
Предмет исследования – своеобразие художественных функций
сказочных образов в романе.
Материалом для исследования послужил роман М. Петросян «Дом, в
котором…».
Целью работы является определение смысла сказочных образов и
мотивов в общей поэтике романа М. Петросян «Дом, в котором…».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
систематизировать научную и критическую литературу по данной
проблеме и выявить наиболее значимые работы...
Для современной литературы характерно взаимодействие с
классическими сюжетами. Авторы изменяют традиционные линии поведения
сказочных героев, экспериментируют с пространственно-временной
организацией, обращаются к другим текстам, в том числе мифологическим, и
вводят в свои произведения элементы магического реализма.
Таковым является роман армянской писательницы М. Петросян «Дом,
в котором…», который поразил литературную общественность своей
непохожестью на другие тексты. Поэтика автора романа стала предметом
активного исследования и осмысления. В выпускной квалификационной
работе обращается внимание на своеобразие художественных функций
сказочных образов в «Дом, в котором…».
Особенностью поэтики этого произведения является мифологизация и
трансформация пространственно-временных параметров традиционной
сказки, незаметность перехода реальности в фантастику. В романе
присутствует двоемирие, но автор его трансформирует: персонажи считают
«своим» миром Дом, пограничную зону, враждебно относятся к Наружности,
из которой пришли, и нередко попадают в Изнанку – иное пространство,
представленное Лесом и закусочной, где избавляются от физических недугов
и в полной мере обретают волшебные свойства (становятся оборотнями) без
прохождения испытаний. Возможность перемещения есть только у Прыгунов
и Ходоков. У первых это получается непроизвольно, под влиянием сильных
эмоций.
Если для фольклорной сказки характерно неопределённое линейное
время, то в своём произведении Петросян «зацикливает» его в круги, создаёт
параллельные сюжеты. Свои законы времени существуют у Изнанки: оно
идёт гораздо быстрее, чем реальное.
Петросян усложняет характерологию своих героев. Автор выделяет не
одного протагониста, а нескольких и показывает их в развитии. Герои
реалистичны благодаря внутренним конфликтам и внешним вызовам. Вместо того чтобы следовать стереотипным представлениям о добре и зле, Петросян
исследует человеческую природу в её сложности и многообразии, показывая,
что каждый из героев может одновременно обладать как положительными,
так и отрицательными чертами. Это позволяет читателям увидеть
персонажей в другом свете, понять их переживания...
1. Аверкиева Ю.П. Тотем [Электронный ресурс] // Мир индейцев:
научно-популярный сайт. URL:
https://www.indiansworld.org/Nonmeso/indian_nomadic26.html (Дата
обращения: 20.11.2024)
2. Антонова М.В. «Свое» и «иное» пространство сказки (на материале
сборника И.Ф. Каллиникова) [Электронный ресурс] // Ученые записки
Орловского государственного университета: Электрон. науч. ж. – 2016. – №3
(72). – С.1-5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoe-i-inoe-prostranstvoskazki-na-materiale-sbornika-i-f-kallinikova/viewer (Дата обращения:
15.11.2024).
3. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7-ми т. / под ред. С. Г.
Бочарова, Л. А. Гоготишвили. М.: Русское слово, 1996. Т. 5. Работы 1940-х –
начала 1960-х годов. 731 с. 3.].
4. Бахтина В.А. Время в волшебной сказке // Сборник статей
«Проблемы фольклора», Изд-во «Наука». – 1975. – № С. 157-163
5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.:
Паритет, 2007. – 320 с. – ISBN 978-5-93437-258-4. – Текст:
непосредственный.
6. Бесолова Е.Б., Габуниа З.М. О знаковой функции и культурной
семантике волос [Электронный ресурс] // Известия СОИГСИ: Электрон.
науч. ж. – 2017. – №23 (62) – С. 117-129. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-znakovoy-funktsii-i-kulturnoy-semantike-volos
(Дата обращения: 24.11.2024)
7. Биякаева А.В. Бытовые и культовые действия персонажей как
поведенческий кодекс в тексте магического реализма (на материале романа
М. Петросян «Дом, в котором…» [Электрон. ресурс] // Филологические
науки: Электро. науч. ж. – 2017. – Т. 3 (69). – № 1. – С. 59-67.
8. Булгакова А.А. Топос «Дом» как гетеротопия в романе М. Петросян
«Дом, в котором…» [Электрон. ресурс] / Филологический класс: Электрон.
54
науч. ж.– 2021. – С. 167-181. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/topos-domkak-geterotopiya-v-romane-m-petrosyan-dom-v-kotorom (Дата обращения:
25.09.2024)
9. Васильева Н.И. Фольклорные архетипы в современной массовой
литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодёжной
субкультуре: специальность 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья
(английская): автореферат диссертации на соискание научной степени
кандидата филологических наук / Васильева Наталья Игоревна;
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Н.
Новгород, 2005. – 27 с. – Текст: непосредственный.
10. Горалик Л. Как размножаются Малфои. Жанр «фанфик»:
потребитель масскультуры в диалоге с медиаконтентом [Электронный
ресурс] // Новый мир: Электрон. науч. ж. – 2003. – № 12. – URL:
https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2003/12/kak-razmnozhayutsyamalfoi.html (Дата обращения: 20.10.2024).
11. Гудкова Е. Что символизируют животные в русских сказках?
[Электронный ресурс] // Культура. РФ. – URL:
https://www.culture.ru/s/vopros/zhivotnyye-v-skazkakh/ (Дата обращения:
17.11.2024)
12. Демина А.В., Гладкова М.С. Трансформация сказки в современной
культуре [Электронный ресурс] // Каспийский регион: политика, экономика,
культура: Электрон. науч. ж. – 2018. – №3 (56). – С. 139-146. – URL:
https://kaspy.asu.edu.ru/archive/2018/issue/3/article/1724 (Дата обращения:
01.10.2024)
13. Джафарова У.М. Поэтика интертекстуальности в литературе
постмодернизма [Электронный ресурс] // Молодой учёный: Электрон. науч.
ж. – 2010. – Т. 2. – №1-2 (13). – С. 71-73. – URL:
https://moluch.ru/archive/13/1083/ (Дата обращения: 10.11.2024)
14. Добровольская В. Е. Мнимые болезни героев русских волшебных
сказок: имитация психических и речевых недугов [Электронный ресурс] //
55
Вопросы русской литературы: Электрон. науч. ж. – 2018. – № 1. – С. 82-95. –
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnimye-bolezni-geroev-russkihvolshebnyh-skazok-imitatsiya-psihicheskih-i-rechevyh-nedugov-sus-532-
neznayka-i-sus-361-neumoyka (Дата обращения: 05.10.2024)
15. Ефимова Н. И., Плотникова Е.А. Эстетический диапазон жанра
сказки (фольклорные сюжеты и формы, их интерпретации в прозе молодых
авторов) [Электронный ресурс] // Вестник Марийского государственного
университета. – 2016. – №1. – С. 95-99. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskiy-diapazon-zhanra-skazki-folklornyesyuzhety-i-formy-ih-interpretatsii-v-proze-molodyh-avtorov (Дата обращения:
05.10.2024)... 54