Экотуризм как инструмент экологического PR (на примере пресс- тура в дельту реки Лена)
|
Введение 3
Глава 1. Экотуризм в системе экологического PR: сущность и основные черты 7
1.1. Роль и место экологического PR в современном мире 7
1.2. Инструменты экологического PR: media relations (MR), формирование
паблисити, социальная реклама, цивилизованное лоббирование, public involvement, special events, экотуризм 8
1.3. Место и роль экологического туризма в формировании экологического
сознания населения 14
1.4. Виды экотуров. Birdwatching 19
Глава 2. Проект разработки экологического пресс-тура в дельту Лены 24
2.1 Описание проекта 24
2.2. Программа пресс-тура и её калькуляция 26
2.3. Особенности продвижения тура 30
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения
Глава 1. Экотуризм в системе экологического PR: сущность и основные черты 7
1.1. Роль и место экологического PR в современном мире 7
1.2. Инструменты экологического PR: media relations (MR), формирование
паблисити, социальная реклама, цивилизованное лоббирование, public involvement, special events, экотуризм 8
1.3. Место и роль экологического туризма в формировании экологического
сознания населения 14
1.4. Виды экотуров. Birdwatching 19
Глава 2. Проект разработки экологического пресс-тура в дельту Лены 24
2.1 Описание проекта 24
2.2. Программа пресс-тура и её калькуляция 26
2.3. Особенности продвижения тура 30
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения
К началу XXI века человечество пришло со множеством проблем, связанных со стремительным развитием науки, техники и, следовательно, промышленности, концентрацией населения в крупных населенных пунктах. В связи с этим происходят необратимые изменения в природе, некоторые из которых грозят мировыми экологическими катастрофами.
Обостряется противоречие между своими растущими потребностями человечества и его неспособностью обеспечить их без разрушения биосферы. Под угрозой оказывается не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования.
Очевидно, что экологические вопросы должны решаться всем человечеством сообща. Однако, это не всегда представляется возможным на фоне продолжающихся экономических и политических кризисов. Следовательно, каждое государство должно стремиться к решению экологических проблем не только вместе с другими, но и на своей территории, привлекая к этому не только собственные структуры, но и население: до каждого гражданина должно быть донесено, насколько важно для человечества осторожное и бережное обращение с природой. В Российской Федерации идет целенаправленный процесс формирования экологической культуры и экологического сознания граждан.
Собственно, это и есть основная задача экологического PR.
Одним из рычагов экологического просвещения, а, следовательно, экологического PR является близкое знакомство населения с миром природы во время непосредственного контакта с ней - в походах и специальных турах. Это подтверждает актуальность выбранной темы.
Туры, направленные на близкое знакомство с природой, на её изучение в настоящее время очень популярны в странах западной Европы и Америки. В нашей стране экотуризм еще только начинает своё развитие и широко не распространен.
При этом можно утверждать, что экотур- это специфическое экологическое мероприятие, что делает его одним из инструментов экологического PR.
Экотуры, как и любые другие предложения на туристском рынке, нуждаются в продвижении. Сегодня экотуризм в России является сравнительно новым видом туризма, поэтому перед предлагающим их туристскими организациями стоит задача их продвижения. Для успешных продаж они нуждаются в отдельной рекламе, но обычной рекламы сегодня мало, поэтому для продвижения туристских услуг необходимо разработать особую PR- программу.
Разработка таких программ является главной задачей развития экотуризма в России, что подтверждает актуальность предлагаемого исследования, целью которого является разработка эффективной PR-кампании для продвижения экотуристического маршрута по реке Лена.
Объектом настоящего исследования являются коммуникативные технологии в сфере экологического PR, а предметом - пресс-тур как специальная технология в сфере экологического PR.
Целью исследования является разработка эффективной PR-кампании для продвижения экотуристического маршрута в дельту реки Лена.
Для достижения цели необходимо найти решения следующих задач, определяющих структуру исследования:
• исследовать экологический PR как часть экологического просвещения населения РФ;
• изучить возможности продвижения экотуризма в современной РФ;
• предложить экологические туры, как инструмент формирования экологического сознания российской аудитории;
• разработать эффективные PR-технологии по продвижению предлагаемого маршрута.
Глава1 посвящена теоретической составляющей. Изучено понятие экологического PR, рассмотрены инструменты экологического PR, определены место и роль экологического туризма в формировании экологического сознания населения, дано определение понятию birdwatching.
Во 2 главе предложен проект экологического тура и PR-программа его продвижения.
В Заключении представлены выводы из проделанного исследования и даны конкретные рекомендации по организации экотура на территории Якутии.
В настоящее время уже существуют предложения по природному туризму, в том числе и в Якутии. Однако эти туры можно рассматривать скорее как предложения отдыха с использованием природных ресурсов.
Предложений именно экологических туров, направленных не только на знакомство с природой, но и на побуждение к сохранению этих ресурсов, на целенаправленное формирование экологического сознания, практически нет, а именно это является целью разрабатываемого тура, что подтверждает новизну предложения. Предлагаемый тур не только может, но и должен найти практическое применение в работе туристских организаций. Осуществление предлагаемого и подобных ему туристских маршрутов направлено на решение проблемы сохранения природных ресурсов страны.
Предложенный в настоящей работе туристский маршрут представляет собой и знакомство с природой, и тур активного отдыха, и занимательный поход по красивым местам, о которых многие россияне еще не знают. Побывав в таком походе, его участники задумаются и над судьбой дикой природы, и над тем влиянием (как отрицательным, так и положительным), которое может оказывать на неё человек. Как один из первых этапов продвижения нового туристского продукта в настоящем исследовании предлагается пресс-тур, к участию в котором будут привлечены представители СМИ, а также представители туристских организаций, которые впоследствии будут участвовать в реализации тура.
Кроме уже сказанного важным представляется и то, что в последние годы по ряду причин суживается круг стран, которые могут легко посетить россияне, поскольку общий жизненный уровень снижается. Это является одной из причин развития внутреннего туризма, следовательно предлагаемый тур будет иметь и «побочный» эффект в виде интересного туристского маршрута по территории страны. Нет сомнений, что такой маршрут заинтересует и гостей из-за рубежа.
Методологическую основу работы составляет системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения научных разработок в области РЯ технологий, маркетинга и менеджмента в туризме, экологии.
Теоретической базой настоящего исследования стали труды специалистов в области экологического PR, таких как В.А. Ачкасова, Е.А. Шаркова, основополагающие теоретические работы в сфере PR. А.Д. Кривоносова, О.Г. Филатовой, а также статьи, посвященные экологическому туризму.
Методика исследования включает в себя теоретический (диалектический, основанный на принципе всесторонности рассмотрения изучаемых объектов) и эмпирические (экспертный опрос и последующий теоретический анализ полученных данных) методы исследования.
Эмпирическую основу исследования составили данные, полученные при изучении географии и природной сферы Якутии, данные опросов сотрудников заповедников Якутии, а также данные, полученные при анализе предложений туристских фирм в сфере природного и экологического туризма.
Обостряется противоречие между своими растущими потребностями человечества и его неспособностью обеспечить их без разрушения биосферы. Под угрозой оказывается не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования.
Очевидно, что экологические вопросы должны решаться всем человечеством сообща. Однако, это не всегда представляется возможным на фоне продолжающихся экономических и политических кризисов. Следовательно, каждое государство должно стремиться к решению экологических проблем не только вместе с другими, но и на своей территории, привлекая к этому не только собственные структуры, но и население: до каждого гражданина должно быть донесено, насколько важно для человечества осторожное и бережное обращение с природой. В Российской Федерации идет целенаправленный процесс формирования экологической культуры и экологического сознания граждан.
Собственно, это и есть основная задача экологического PR.
Одним из рычагов экологического просвещения, а, следовательно, экологического PR является близкое знакомство населения с миром природы во время непосредственного контакта с ней - в походах и специальных турах. Это подтверждает актуальность выбранной темы.
Туры, направленные на близкое знакомство с природой, на её изучение в настоящее время очень популярны в странах западной Европы и Америки. В нашей стране экотуризм еще только начинает своё развитие и широко не распространен.
При этом можно утверждать, что экотур- это специфическое экологическое мероприятие, что делает его одним из инструментов экологического PR.
Экотуры, как и любые другие предложения на туристском рынке, нуждаются в продвижении. Сегодня экотуризм в России является сравнительно новым видом туризма, поэтому перед предлагающим их туристскими организациями стоит задача их продвижения. Для успешных продаж они нуждаются в отдельной рекламе, но обычной рекламы сегодня мало, поэтому для продвижения туристских услуг необходимо разработать особую PR- программу.
Разработка таких программ является главной задачей развития экотуризма в России, что подтверждает актуальность предлагаемого исследования, целью которого является разработка эффективной PR-кампании для продвижения экотуристического маршрута по реке Лена.
Объектом настоящего исследования являются коммуникативные технологии в сфере экологического PR, а предметом - пресс-тур как специальная технология в сфере экологического PR.
Целью исследования является разработка эффективной PR-кампании для продвижения экотуристического маршрута в дельту реки Лена.
Для достижения цели необходимо найти решения следующих задач, определяющих структуру исследования:
• исследовать экологический PR как часть экологического просвещения населения РФ;
• изучить возможности продвижения экотуризма в современной РФ;
• предложить экологические туры, как инструмент формирования экологического сознания российской аудитории;
• разработать эффективные PR-технологии по продвижению предлагаемого маршрута.
Глава1 посвящена теоретической составляющей. Изучено понятие экологического PR, рассмотрены инструменты экологического PR, определены место и роль экологического туризма в формировании экологического сознания населения, дано определение понятию birdwatching.
Во 2 главе предложен проект экологического тура и PR-программа его продвижения.
В Заключении представлены выводы из проделанного исследования и даны конкретные рекомендации по организации экотура на территории Якутии.
В настоящее время уже существуют предложения по природному туризму, в том числе и в Якутии. Однако эти туры можно рассматривать скорее как предложения отдыха с использованием природных ресурсов.
Предложений именно экологических туров, направленных не только на знакомство с природой, но и на побуждение к сохранению этих ресурсов, на целенаправленное формирование экологического сознания, практически нет, а именно это является целью разрабатываемого тура, что подтверждает новизну предложения. Предлагаемый тур не только может, но и должен найти практическое применение в работе туристских организаций. Осуществление предлагаемого и подобных ему туристских маршрутов направлено на решение проблемы сохранения природных ресурсов страны.
Предложенный в настоящей работе туристский маршрут представляет собой и знакомство с природой, и тур активного отдыха, и занимательный поход по красивым местам, о которых многие россияне еще не знают. Побывав в таком походе, его участники задумаются и над судьбой дикой природы, и над тем влиянием (как отрицательным, так и положительным), которое может оказывать на неё человек. Как один из первых этапов продвижения нового туристского продукта в настоящем исследовании предлагается пресс-тур, к участию в котором будут привлечены представители СМИ, а также представители туристских организаций, которые впоследствии будут участвовать в реализации тура.
Кроме уже сказанного важным представляется и то, что в последние годы по ряду причин суживается круг стран, которые могут легко посетить россияне, поскольку общий жизненный уровень снижается. Это является одной из причин развития внутреннего туризма, следовательно предлагаемый тур будет иметь и «побочный» эффект в виде интересного туристского маршрута по территории страны. Нет сомнений, что такой маршрут заинтересует и гостей из-за рубежа.
Методологическую основу работы составляет системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения научных разработок в области РЯ технологий, маркетинга и менеджмента в туризме, экологии.
Теоретической базой настоящего исследования стали труды специалистов в области экологического PR, таких как В.А. Ачкасова, Е.А. Шаркова, основополагающие теоретические работы в сфере PR. А.Д. Кривоносова, О.Г. Филатовой, а также статьи, посвященные экологическому туризму.
Методика исследования включает в себя теоретический (диалектический, основанный на принципе всесторонности рассмотрения изучаемых объектов) и эмпирические (экспертный опрос и последующий теоретический анализ полученных данных) методы исследования.
Эмпирическую основу исследования составили данные, полученные при изучении географии и природной сферы Якутии, данные опросов сотрудников заповедников Якутии, а также данные, полученные при анализе предложений туристских фирм в сфере природного и экологического туризма.
Программы по повышению экологической грамотности населения и роста формированию экологического сознания могут включать в себя экологические туры как один из инструментов для достижения желаемого эффекта.
Экологические туры пока не имеют широкой популярности среди населения России, поэтому нуждаются в дополнительном активном продвижении.
Особенность экологических туров состоит в том, что их осуществление является своего рода экологическим PR.
Все мероприятия пресс-тура являются в то же время и мероприятиями экологического PR, поскольку направлены на повышение информированности населения в сфере экологического туризма.
Чем больше участников собираются в экологических турах, тем шире становится круг общественности, неравнодушной к экологическому состоянию регионов и к сохранности окружающего нас мира.
Проведение экологических туров в регионах страны привлечет внимание к этим регионам, позволит увеличить в них количество рабочих мест, повысить инфраструктуру, обратит внимание населения региона к экологическому состоянию окружающей среды.
Природные условия Республика Саха являются интереснейшим объектом экологического туризма, благодаря своим природным условиям и наличию малонаселенных мест, в которых еще могут существовать относительно нетронутыми разрушительными воздействиями человека флора и фауна. При этом территория республики нуждается в привлечении внимания широких масс общественности к сохранению природных богатств.
Разработанная в данном исследовании программа тура по наблюдению за птицами в дельте реки Лена может иметь практическую значимость как реальное предложение экологического отдыха как среди петербургских турфирм (именно этот вариант подробно рассмотрен), так и для других регионов страны, включая Республику Саха (Якутия), многие из жителей которой никогда не были на севере республики.
Следует отметить, что предлагаемый тур имеет значение как способ привлечения внимания населения к природе, как рычаг формирования экологического сознания. Однако, он не принесет больших прибылей турфирме, поскольку является сезонным. Даже расширение предложений за счет других улусов Якутии не сделает его туром массового предложения.
Однако, наличие такого предложения в ассортименте туроператора безусловно окажет положительное влияние на его имидж и повысит лояльность к нему со стороны клиентов, увеличит их количество.
Таким образом можно утверждать, что трудовые и материальные затраты, направленные туроператором на разработку тура, на проведение РК кампании по его продвижению, одним из элементов которой будет предложенная программа birdwatching в варианте пресс-тура, станет протяженным во времени РК мероприятием, направленным на повышение имиджа туроператора, а также на повышение интереса со стороны населения к birdwatching, экологическому туризму в целом, а следовательно, росту экологического сознания.
В результате работы выполнены следующие задачи:
• исследован экологический РК как часть экологического
просвещения населения РФ;
• изучены возможности продвижения экотуризма;
• предложен экологический тур, как инструмент формирования экологического сознания аудитории;
• разработан пресс-тур по предлагаемому маршруту.
Экологические туры пока не имеют широкой популярности среди населения России, поэтому нуждаются в дополнительном активном продвижении.
Особенность экологических туров состоит в том, что их осуществление является своего рода экологическим PR.
Все мероприятия пресс-тура являются в то же время и мероприятиями экологического PR, поскольку направлены на повышение информированности населения в сфере экологического туризма.
Чем больше участников собираются в экологических турах, тем шире становится круг общественности, неравнодушной к экологическому состоянию регионов и к сохранности окружающего нас мира.
Проведение экологических туров в регионах страны привлечет внимание к этим регионам, позволит увеличить в них количество рабочих мест, повысить инфраструктуру, обратит внимание населения региона к экологическому состоянию окружающей среды.
Природные условия Республика Саха являются интереснейшим объектом экологического туризма, благодаря своим природным условиям и наличию малонаселенных мест, в которых еще могут существовать относительно нетронутыми разрушительными воздействиями человека флора и фауна. При этом территория республики нуждается в привлечении внимания широких масс общественности к сохранению природных богатств.
Разработанная в данном исследовании программа тура по наблюдению за птицами в дельте реки Лена может иметь практическую значимость как реальное предложение экологического отдыха как среди петербургских турфирм (именно этот вариант подробно рассмотрен), так и для других регионов страны, включая Республику Саха (Якутия), многие из жителей которой никогда не были на севере республики.
Следует отметить, что предлагаемый тур имеет значение как способ привлечения внимания населения к природе, как рычаг формирования экологического сознания. Однако, он не принесет больших прибылей турфирме, поскольку является сезонным. Даже расширение предложений за счет других улусов Якутии не сделает его туром массового предложения.
Однако, наличие такого предложения в ассортименте туроператора безусловно окажет положительное влияние на его имидж и повысит лояльность к нему со стороны клиентов, увеличит их количество.
Таким образом можно утверждать, что трудовые и материальные затраты, направленные туроператором на разработку тура, на проведение РК кампании по его продвижению, одним из элементов которой будет предложенная программа birdwatching в варианте пресс-тура, станет протяженным во времени РК мероприятием, направленным на повышение имиджа туроператора, а также на повышение интереса со стороны населения к birdwatching, экологическому туризму в целом, а следовательно, росту экологического сознания.
В результате работы выполнены следующие задачи:
• исследован экологический РК как часть экологического
просвещения населения РФ;
• изучены возможности продвижения экотуризма;
• предложен экологический тур, как инструмент формирования экологического сознания аудитории;
• разработан пресс-тур по предлагаемому маршруту.



