Концепция разделения властей (Северо-Восточный Федеральный Университет)
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ 5
1.1. Понятие и сущность принципа разделения властей 5
1.2. Возникновение и развитие механизма разделения 10
Глава 2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Ключевые элементы концепции разделения властей 16
2.2. Актуальные вопросы реализации принципа разделения властей в РФ и пути их разрешения 20
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 28
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ 5
1.1. Понятие и сущность принципа разделения властей 5
1.2. Возникновение и развитие механизма разделения 10
Глава 2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Ключевые элементы концепции разделения властей 16
2.2. Актуальные вопросы реализации принципа разделения властей в РФ и пути их разрешения 20
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 28
Актуальность темы для исследования в курсовой работе обуславливается прежде всего духом времени. На сегодняшний день концепция разделения властей приобретает новые формы и интерпретации, что связано с изменениями в политической, экономической и социальной сферах. Так, мировое сообщество постепенно переходит в новую фазу международного сотрудничества, характеризующуюся смещением акцентов от глобализационных тенденций к процессам деглобализации. В таких условиях исследование темы концепции разделения властей становится особенно значимым, поскольку выявление современных тенденций трансформации классических моделей государственного управления позволяет своевременно проанализировать специфику взаимодействия ветвей власти в новых геополитических реалиях.
Особое значение данная проблема приобретает в контексте изучения особенностей реализации принципа разделения властей в каких-либо правовых системах, в частности, в правовой системе Российской Федерации. Исследование данной темы способствует формированию теоретико- методологической базы для дальнейшего совершенствования законодательства в целях построения эффективного государственного аппарата.
Изученность проблемы. Идея разделения властей существует более 200 лет, и за этот период было проведено не мало исследований. Первые упоминания о разделении властей происходят в период античности, когда Платон, Аристотель и Полибий рассуждают об идеальном государстве, однако полное раскрытие концепции разделения властей происходит только в эпоху Просвещения, когда Джон Локк и Шарль Луи де Монтескье в своих трудах указывают необходимость ограничения власти монархии. Так, эти двое философов – просветителей создали классический, знакомый сегодня всеми теорию разделения властей, которая делит государственную власть на три
ветви. С времён эпохи Просвещения были предложены различные вариации модернизации данной теории, а также учеными современности делаются попытки определения какая из предложенных идей является наиболее перспективным, учитывая сегодняшние вызовы, стоящие перед государствами.
Целью настоящей курсовой работы является анализ теоретических основ концепции разделения властей, а также изучение особенностей ее реализации в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели подлежат выполнению следующие
задачи:
1. Провести теоретический анализ концепции разделения властей;
2. Проследить путь развития концепции разделения властей;
3. Исследовать основные элементы концепции разделения властей и проследить особенности элементов данной идеи в РФ;
4. Выявить наиболее острые вопросы концепции разделения властей в
РФ;
5. Разработать предложения по совершенствованию системы разделения
властей в РФ.
Объектом исследования является система государственного управления, в частности, совокупность институтов и механизмов, обеспечивающих функционирование властных структур.
Предметом исследования является концептуальная основа разделения властей, а также ее конкретизация и реализация в контексте Российской Федерации.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Особое значение данная проблема приобретает в контексте изучения особенностей реализации принципа разделения властей в каких-либо правовых системах, в частности, в правовой системе Российской Федерации. Исследование данной темы способствует формированию теоретико- методологической базы для дальнейшего совершенствования законодательства в целях построения эффективного государственного аппарата.
Изученность проблемы. Идея разделения властей существует более 200 лет, и за этот период было проведено не мало исследований. Первые упоминания о разделении властей происходят в период античности, когда Платон, Аристотель и Полибий рассуждают об идеальном государстве, однако полное раскрытие концепции разделения властей происходит только в эпоху Просвещения, когда Джон Локк и Шарль Луи де Монтескье в своих трудах указывают необходимость ограничения власти монархии. Так, эти двое философов – просветителей создали классический, знакомый сегодня всеми теорию разделения властей, которая делит государственную власть на три
ветви. С времён эпохи Просвещения были предложены различные вариации модернизации данной теории, а также учеными современности делаются попытки определения какая из предложенных идей является наиболее перспективным, учитывая сегодняшние вызовы, стоящие перед государствами.
Целью настоящей курсовой работы является анализ теоретических основ концепции разделения властей, а также изучение особенностей ее реализации в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели подлежат выполнению следующие
задачи:
1. Провести теоретический анализ концепции разделения властей;
2. Проследить путь развития концепции разделения властей;
3. Исследовать основные элементы концепции разделения властей и проследить особенности элементов данной идеи в РФ;
4. Выявить наиболее острые вопросы концепции разделения властей в
РФ;
5. Разработать предложения по совершенствованию системы разделения
властей в РФ.
Объектом исследования является система государственного управления, в частности, совокупность институтов и механизмов, обеспечивающих функционирование властных структур.
Предметом исследования является концептуальная основа разделения властей, а также ее конкретизация и реализация в контексте Российской Федерации.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Выводы по курсовой работе: поставленные цели достигнуты, анализ ключевых аспектов разделения властей, а также анализ теоретического исследования рассматриваемых проблем позволяют сделать следующие умозаключения.
1. Разделение властей подразумевает под собой распределение властных полномочий различным государственным органам для демонополизации власти. Система, которая обеспечивает работу концепции разделения властей называется «система сдержек и противовесов». Концепция разделения властей – идея, которая в конечном итоге зависит во многом от политической культуры, уровня гражданского общества и уважения к правам человека в каждом конкретном государстве.
2. Работы античных философов трудно назвать полноценными с точки зрения полноты раскрытия идеи разделения властей, как это было сделано другими философами в эпоху Просвещения. реализация принципа разделения властей зависит не только от наличия формальных институтов, но и от культурных, исторических и социальных факторов, которые влияют на восприятие власти и её функций в обществе. В конечном счете, концепция разделения властей служит важным инструментом для обеспечения свободы и справедливости, что делает её неотъемлемой частью современной политической системы.
3. Под ключевыми элементами концепции разделения властей следует понимать те основные положения, которые были заложены основоположниками данной теории, иными словами элементы концепции разделения властей – это:
- три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная;
- Система сдержек и противовесов;
Элементы концепции разделения властей в РФ, можно сказать все еще в процессе становления, а существующие механизмы разделения властей обеспечивают главную задачу идеи концепции – обеспечение защиты прав и
свобод человека и гражданина. Кроме того, элементы разделения властей в РФ имеет ряд особенностей, в частности: многонациональность и обширность территории государства вынуждают создать «горизонталь» разделения властей, где субъектам РФ создаются аналогичные органы разделения властей для более гибкого разрешения казусов, с учетом особенностей тех или иных народностей. Отсюда вытекает огромное количество других нюансов в концепции разделения властей в РФ, которое требует тщательного анализа и дальнейшего исследования.
4. После введения поправок в Конституции РФ роль Правительства РФ в рамках принципа разделения властей ослабла, вследствие чего, возникает необходимость переосмысления традиционных представлений о месте и функциях Правительства в принципе разделения властей. Однако некоторые исследователи допускают, что «президентская власть» может существовать как отдельная, самостоятельная власть в системе разделения властей, а некоторые авторы и вовсе относят «президентскую власть» к абсолютной власти.
Многими авторами подчеркивается, что широкие полномочия Президента РФ ставят под сомнения независимость судебной ветви власти, так как назначение судей Президентом РФ, по мнению исследователей, рассматривается как проявление зависимости судебной ветви власти от исполнительной ветви власти. Однако другие исследователи подчеркивают иные проблемы, которые связаны с практической реализацией судебной деятельности, авторы отмечают, что на судебную систему приходится колоссальная нагрузка, в связи с чем возникает проблема с контролем за деятельностью судей, которая может породить коррупционные факторы.
Некоторыми авторами продвигается идея, что через некоторое время в эпоху цифровизации, необходимость существования принципа разделения властей отпадет, как пишет Головатова Д.Е.: «ввиду высокой степени
информатизации общества»27. Данную идею сложно опровергнуть, но и назвать правильной также сложно в силу того, что на сегодняшний день крайне сложным представляется анализ темпа развития технологий.
5. Многие исследователи сходятся во мнении, что для разрешения существующих проблем, необходимо провести глубинные анализы первопричин возникновения тех или иных обстоятельств, в частности, поправки в Конституции РФ, которая стала наиболее обсуждаемой в рамках темы нашего исследования. Кроме этого, многие авторы подчеркивают, что большинство проблем возникают вследствие неподготовленности общества к подобным изменениям, однако, мы считаем, что принятые поправки отвечают вызовам времени, с данной точки зрения, изменения концепции разделения властей является адаптацией под новые реалии. Для «смягчения» острых проблем, необходимо проводить просветительские мероприятия и развивать институты гражданского общества. Важно отметить, что любые изменения, в особенностях поправки в Основной закон страны необходимо тщательно подготовиться, проработав все возможные аспекты.
Таким образом, концепция разделения властей в современном мире все еще продолжает играть важнейшую роль в политической и правовой системе государств, обеспечивая права и свободы человека и гражданина. Идеи Ш.Л. Монтескье нашли самое широкое применение во всем мире, однако практически все страны, применяющие эти идеи, адаптировали под свои государства, вследствие чего, в научной среде возникает почва для научного спора. Так или иначе, принцип разделения властей играет ключевую роль в противодействии монополизации власти в одних руках, или одного органа.
В заключение, можно сказать, что концепция разделения властей представляет собой важнейший элемент правового государства. Как говорил М.М. Сперанский, только в условиях истинного разделения властей возможно обеспечить защиту прав и свобод граждан, создать эффективную систему
1. Разделение властей подразумевает под собой распределение властных полномочий различным государственным органам для демонополизации власти. Система, которая обеспечивает работу концепции разделения властей называется «система сдержек и противовесов». Концепция разделения властей – идея, которая в конечном итоге зависит во многом от политической культуры, уровня гражданского общества и уважения к правам человека в каждом конкретном государстве.
2. Работы античных философов трудно назвать полноценными с точки зрения полноты раскрытия идеи разделения властей, как это было сделано другими философами в эпоху Просвещения. реализация принципа разделения властей зависит не только от наличия формальных институтов, но и от культурных, исторических и социальных факторов, которые влияют на восприятие власти и её функций в обществе. В конечном счете, концепция разделения властей служит важным инструментом для обеспечения свободы и справедливости, что делает её неотъемлемой частью современной политической системы.
3. Под ключевыми элементами концепции разделения властей следует понимать те основные положения, которые были заложены основоположниками данной теории, иными словами элементы концепции разделения властей – это:
- три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная;
- Система сдержек и противовесов;
Элементы концепции разделения властей в РФ, можно сказать все еще в процессе становления, а существующие механизмы разделения властей обеспечивают главную задачу идеи концепции – обеспечение защиты прав и
свобод человека и гражданина. Кроме того, элементы разделения властей в РФ имеет ряд особенностей, в частности: многонациональность и обширность территории государства вынуждают создать «горизонталь» разделения властей, где субъектам РФ создаются аналогичные органы разделения властей для более гибкого разрешения казусов, с учетом особенностей тех или иных народностей. Отсюда вытекает огромное количество других нюансов в концепции разделения властей в РФ, которое требует тщательного анализа и дальнейшего исследования.
4. После введения поправок в Конституции РФ роль Правительства РФ в рамках принципа разделения властей ослабла, вследствие чего, возникает необходимость переосмысления традиционных представлений о месте и функциях Правительства в принципе разделения властей. Однако некоторые исследователи допускают, что «президентская власть» может существовать как отдельная, самостоятельная власть в системе разделения властей, а некоторые авторы и вовсе относят «президентскую власть» к абсолютной власти.
Многими авторами подчеркивается, что широкие полномочия Президента РФ ставят под сомнения независимость судебной ветви власти, так как назначение судей Президентом РФ, по мнению исследователей, рассматривается как проявление зависимости судебной ветви власти от исполнительной ветви власти. Однако другие исследователи подчеркивают иные проблемы, которые связаны с практической реализацией судебной деятельности, авторы отмечают, что на судебную систему приходится колоссальная нагрузка, в связи с чем возникает проблема с контролем за деятельностью судей, которая может породить коррупционные факторы.
Некоторыми авторами продвигается идея, что через некоторое время в эпоху цифровизации, необходимость существования принципа разделения властей отпадет, как пишет Головатова Д.Е.: «ввиду высокой степени
информатизации общества»27. Данную идею сложно опровергнуть, но и назвать правильной также сложно в силу того, что на сегодняшний день крайне сложным представляется анализ темпа развития технологий.
5. Многие исследователи сходятся во мнении, что для разрешения существующих проблем, необходимо провести глубинные анализы первопричин возникновения тех или иных обстоятельств, в частности, поправки в Конституции РФ, которая стала наиболее обсуждаемой в рамках темы нашего исследования. Кроме этого, многие авторы подчеркивают, что большинство проблем возникают вследствие неподготовленности общества к подобным изменениям, однако, мы считаем, что принятые поправки отвечают вызовам времени, с данной точки зрения, изменения концепции разделения властей является адаптацией под новые реалии. Для «смягчения» острых проблем, необходимо проводить просветительские мероприятия и развивать институты гражданского общества. Важно отметить, что любые изменения, в особенностях поправки в Основной закон страны необходимо тщательно подготовиться, проработав все возможные аспекты.
Таким образом, концепция разделения властей в современном мире все еще продолжает играть важнейшую роль в политической и правовой системе государств, обеспечивая права и свободы человека и гражданина. Идеи Ш.Л. Монтескье нашли самое широкое применение во всем мире, однако практически все страны, применяющие эти идеи, адаптировали под свои государства, вследствие чего, в научной среде возникает почва для научного спора. Так или иначе, принцип разделения властей играет ключевую роль в противодействии монополизации власти в одних руках, или одного органа.
В заключение, можно сказать, что концепция разделения властей представляет собой важнейший элемент правового государства. Как говорил М.М. Сперанский, только в условиях истинного разделения властей возможно обеспечить защиту прав и свобод граждан, создать эффективную систему
Подобные работы
- Роль Республики Корея в формировании системы безопасности в Восточной Азии на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМА «РОССИЯ И ЕВРОПА» В РОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ вв.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ В XXI ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛЬШИ И СТРАН БАЛТИИ)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Философия (Тест, Северо-Восточный Федеральный Университет)
Задачи, тесты, ПТК, философия. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2019 - Образ колониальной Индии глазами иностранцев в XIX - начале XX века
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Роль и оценки аграрной реформы в КНР в трудах китайских ученых
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовой статус Республики Алтай
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ЭТНОЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИИ В СВЕТЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



