Принятые сокращения 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Современные представления о гидрологическом режиме арктических и субарктических море 5
1.1 Физико-географическое описание Арктических и Субарктических морей 5
1.2 Гидрологический режим арктических и субарктических морей и
определяющие его процессы 17
1.3 Влияние гидрологического режима Арктических и Субарктических морей на
морехозяйственную деятельность в Арктике 20
Глава 2. Определение и поиск данных по изменению гидрологического режима арктических и субарктических морей в связи с изменениями климата 36
2.1 Состояние направления 36
2.2 Выбор методов и инструментов исследования 42
2.3 Геоинформационная система ARGO 51
Глава 3. Обобщенная характеристика изменения гидрологического режима арктических и субарктических морей в связи с изменениями климата по результатам анализа натурных данных 57
3.1 Краткая характеристика танкерных перевозок в рамках проекта ЯМАЛ СПГ. 57
3.2 Ледовая обстановка на трассах Северного Морского пути ЯМАЛ СПГ. .63
3.3 Краткая характеристика гидрологического режима на трассах Севморпути по средствам возможностей интерактивного сервиса “EARTH’’ 71
Заключение 77
Список литературы 78
На данный момент Арктика является перспективным регионом для морехозяйственной деятельности. Ресурная база арктики не разведана должным образом, что создает предпосылки для освоения Арктического региона. Арктика является труднодоступным регионом для ведения деятельности, так как располагается в суровых климатических условиях Крайнего севера. Так же следует сказать, что транспортная система является неотъемлемой частью транспортной системы России, поэтому вопросу развития и эксплуатации транспорта в Арктике уделяется повышенное внимание.
В настоящее время развитие северных регионов Российской Федерации является одним из перспективнейших направлений развития, так как Арктическая зона представляет собой слабо исследованную территорию. Первоочередным интересом определено «использование Арктической зоны как стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально¬экономического развития страны». Эти задачи необходимости широкомасштабного освоения арктических ресурсов прямо связаны с необходимостью создания единой арктической транспортной системы и совершенствования ее инфраструктуры. Северный Морской Путь - является основной водной транспортной артерией Арктики , ему уделяется наибольшее внимание в развитии Арктического региона, так как он позволяет значительно сократить расстояние для доставки грузов будь то в порты Арктической зоны РФ, либо доставку грузов в Азиатский регион. Чтобы эффективнее использовать данный путь - нужно брать в учёт гидрологический режим водоёмов, рек, которые располагаются в данном регионе. На данный момент существует множество способов как дистанционно , так и оперативно отслеживать параметры океана - как температура, плотность и солёность, ледообразование. Благодаря спутниковым данным с высоким разрешением и буям системы ARGO мы можем оперативно следить за состоянием ледяного покрова в Арктической зоне, что позволяет эффективно составлять маршрут движения судов. Конечно стоит учитывать, что буи АРГО располагаются только до Баренцева моря, а восточнее - еще система АРГО не заработала, и нам доступны остаются только дистанционные методы исследования .
Целью работы является исследование современного состояния гидрологического режима арктических и субарктических морей при изменении климата.
Предметом исследования является: изменение гидрологического режима на Северном Морском пути в области транспортировки СПГ от Ямала порта Сабетта до Юго-Восточной Азии.
В ходе работы будут решены следующие задачи:
1. Обзор физико-географический акваторий
2. Обзор методов исследования
3. Анализ геоинформационных данных из сервиса EARTH
В ходе данной ВКР были описаны моря Арктической и Субарктической зоны, а так же гидрологические режимы каждого из морей, что позволило нам понять то как изменяется климат в данной области с течением времени. Были использованы дистанционные методы исследования, такие как спутниковые снимки, полученные в реальном времени при помощи геоинформационных систем, а так же системы буёв ARGO. Геоинформационные сервисы так же позволил получить данные за десятилетний период, что наглядно показало, что климат арктической зоны подвержен изменениям. Арктика в последние три десятилетия нагревалась больше нежели чем остальные регионы земли. За время этих наблюдений площадь морского льда сократилась более, чем на 10%, а так же сократилось количество снежного покрова на суше. Неопределённость, связанная с потеплением имеет разнонаправленные последствия, так как потепление ведёт к деградации вечной мерзлоты , увеличению стока рек, образование большего числа айсбергов, увеличению волновой активности, что в свою очередь снижает доступность транспортной системы Арктики, но с другой стороны потепление в Арктическом регионе создаёт в долгосрочной перспективе условия для реализации большего количество транспортных маршрутов, маршрутной карты из-за доступности судоходства в следствии снижения ледового покрова. Особенно изменения были видны в Карском море, которое является одним из самых трудных для судоходства в Арктическом регионе, что позволяет сказать о тренде на потепление в ближайшем будущем. Учитывая важность развитии региона можно смело заявить, что Арктика является наиболее важным регионом развития РФ, а при помощи геоинформационных систем, а так же международной системы ARGO - следить за состоянием Арктического и Субарктического региона стало гораздо эффективнее.