Изучение особенностей формирования государственного бюджета Российской Федерации в рамках дисциплин экономической направленности общеобразовательного учреждения (Московский педагогический государственный университет (Покровский филиал))
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования государственного бюджета и методические подходы к обучению школьников 8
1.1. Понятие и функции государственного бюджета 8
1.2.Источники формирования доходов бюджета 11
1.3. Структура расходов бюджета 16
1.4. Бюджетный процесс 21
Глава 2. Особенности формирования государственного бюджета Российской Федерации 26
2.1. Современное состояние бюджета 26
2.2. Проблемы и вызовы 31
Заключение 39
Список литературы 42
Приложения 44
Изучение характеристик формирования государственного бюджета Российской Федерации является важным аспектом экономической теории и практики. Государственный бюджет играет ключевую роль в распределении ресурсов, обеспечении социальных гарантий и поддержании экономической стабильности . Понимание механизмов формирования бюджета позволяет оценить эффективность экономической политики государства и выявить потенциальные направления для ее улучшения.
Актуальность изучения характеристик формирования государственного бюджета Российской Федерации обусловлена несколькими важными аспектами:
распределение ресурсов – государственный бюджет является основным инструментом перераспределения ресурсов в экономике, понимание механизмов его формирования позволяет оценить, насколько эффективно распределяются средства между различными секторами экономики и социальными группами;
социальные гарантии – бюджет играет ключевую роль в обеспечении социальных гарантий, таких как пенсии, пособия, здравоохранение и образование, изучение его характеристик помогает оценить, насколько эффективно государство выполняет свои социальные обязательства;
экономическая стабильность – бюджетные механизмы влияют на макроэкономическую стабильность страны, изучение формирования бюджета позволяет выявить потенциальные риски и угрозы для экономической стабильности, а также разработать меры по их предотвращению;
эффективность экономической политики – понимание процессов формирования бюджета позволяет оценить эффективность экономической политики государства, что включает анализ налоговых ставок, расходов на инфраструктуру, поддержку бизнеса и другие важные аспекты;
потенциальные направления для улучшения – изучение характеристик формирования бюджета помогает выявить слабые места и предложить пути их улучшения, что может включать оптимизацию налоговых систем, повышение эффективности государственных расходов и улучшение управления долгом.
Таким образом, изучение характеристик формирования государственного бюджета Российской Федерации имеет важное значение для понимания и улучшения экономической политики государства, а также для обеспечения социальной справедливости и экономической стабильности.
Цель работы: разработать методические материалы и программу обучения для учащихся гимназий, направленные на изучение особенностей формирования государственного бюджета Российской Федерации в рамках дисциплин экономической направленности.
Задачи работы:
1. раскрыть теоретические основы формирования государственного бюджета Российской Федерации, включая понятия, функции и структуру доходов и расходов бюджета;
2. исследовать современное состояние и проблемы бюджетной системы России, уделяя внимание историческим особенностям, текущим вызовам и путям их решения;
3. разработать методические материалы для обучения школьников особенностям формирования государственного бюджета, учитывая важность понимания экономических процессов и роли бюджета в общественной жизни.
Объект исследования: изучение темы «Государственный бюджет Российской Федерации в рамках дисциплин экономической направленности общеобразовательного учреждения».
Предмет исследования: Педагогическая тема «Особенности формирования государственного бюджета Российской Федерации в рамках дисциплин экономической направленности общеобразовательного учреждения» в МОУ гимназии №14.
Методы исследования: анализ литературы, статистических данных, сравнительный анализ.
Теоретическая основа исследования базируется на работах отечественных и зарубежных авторов, посвящённых изучению государственного бюджета, его функций, структуры доходов и расходов, а также механизма формирования и исполнения бюджета. Особое внимание уделяется трудам, связанным с экономическими дисциплинами, такими как экономика, управление, право и педагогика .
Ключевые источники включают:
учебные пособия и монографии по экономике и бюджетированию;
законодательные акты и нормативные документы, регулирующие бюджетный процесс в Российской Федерации;
научные статьи и публикации, освещающие актуальные вопросы бюджетной политики и её влияние на социально-экономическое развитие;
материалы конференций и семинаров по проблемам формирования и исполнения государственного бюджета.
Информационной базой исследования послужили:
данные официальной статистики, публикуемые Росстатом и другими ведомствами;
отчёты и доклады Министерства финансов Российской Федерации, Федерального собрания и других государственных органов;
нормативные правовые акты, касающиеся бюджетного регулирования;
внутренняя документация образовательного учреждения (МОУ гимназия №14), такая как учебные планы, программы, отчёты по учебной деятельности;
результаты опросов и интервью с преподавателями и учащимися, участвующими в изучении курса экономики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций и учебного материала, которые могут быть применены в образовательном процессе для повышения уровня финансовой грамотности школьников . Кроме того, результаты исследования могут быть использованы органами местного самоуправления и образовательными учреждениями для оптимизации учебных программ и внедрения эффективных методик обучения экономике.
Исследование позволит выявить лучшие практики и подходы к обучению школьников основам бюджетирования, что будет полезно для педагогов и методистов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В ходе исследования теоретических основ формирования государственного бюджета и методических подходов к обучению школьников, можно сделать несколько важных выводов. Государственный бюджет является важнейшим инструментом государственного управления, который выполняет функции распределения ресурсов, контроля и стимулирования экономической активности. Он отражает приоритеты государственной политики и используется для решения социальных и экономических задач. Важно, чтобы школьники понимали, как государственный бюджет формируется, какие источники доходов используются и как распределяются бюджетные средства на различные социальные и экономические нужды.
Методические подходы, направленные на обучение школьников теме государственного бюджета, должны учитывать современные педагогические методы, такие как ролевые игры, проекты, интерактивные задания и работа с реальными данными. Это способствует не только пониманию теоретических основ, но и развитию практических навыков, которые могут быть полезны в повседневной жизни. Важно, чтобы учебный процесс был направлен на вовлечение учащихся в активную деятельность, что позволит им лучше понять суть бюджета, а также развить навыки критического мышления, анализа и принятия решений.
Кроме того, рассмотрение таких аспектов, как источники доходов бюджета, структура расходов и бюджетный процесс, способствует более глубокому осознанию учащимися значимости государственных финансов в их жизни. Применение различных методик и подходов в обучении позволяет сделать тему более доступной и увлекательной, что стимулирует интерес учащихся к изучению экономики и государственного управления.
Таким образом, реализация предложенных методик в преподавании темы государственного бюджета поможет учащимся не только усвоить теоретические знания, но и развить навыки, которые будут полезны в будущем, как в повседневной жизни, так и в их дальнейшей профессиональной деятельности.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2023. – С. 12-15.
2. Национальная доктрина образования в РФ. – М.: Министерство образования и науки РФ, 2021. – С. 5-8.
3. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – URL: https://www.minfin.ru (дата обращения: 02.04.2025).
4. Пояснительная записка к проекту Закона «О Федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. – М.: Минфин РФ, 2022. – С. 4-8.
Книги:
5. Балакирев И.В. Государственное регулирование финансовых потоков. – М.: Наука, 2021. – С. 40-45.
6. Бежаев О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования. – М.: Экзамен, 2021. – С. 50-53.
7. Годин А.М., Подпорин И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник / под ред. А.М. Година, И.В. Подпорина. – М.: Прогресс-Академия, 2024. – С. 120-125.
8. Годин А.М., Подпорин И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник / под ред. А.М. Година, И.В. Подпорина. – М.: Прогресс-Академия, 2024. – С. 130-135.
9. Иванова Н.Г., Канкулова М.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. Н.Г. Ивановой, М.И. Канкуловой. – М.: Издательство Юрайт, 2025. – С. 50-55.
10. Капустина Е.С. Государственный бюджет и налоги: анализ и практика. – М.: Альфа-Пресс, 2021. – С. 100-105.
11. Лапуста М.Г., Никольский П.С. Современный финансово-кредитный словарь. – М.: ИНФРА-М, 2022. – С. 10-12.
12. Мельникова Л.А. Финансовый менеджмент в государственном секторе. – СПб.: Питер, 2023. – С. 18-20.
13. Михайлов В.Г. Финансовая политика государства. – М.: Бизнес-Пресс, 2023. – С. 32-35.
14. Панков Д.А., Голованова Е.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций / под ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головановой. – С.: Новое знание, 2023. – С. 25-30.
15. Ребров В.Е. Государственные финансы: теория и практика. – М.: РИПОЛ классик, 2022. – С. 75-80.
16. Симонов А.В., Черняк И.А. Основы финансового права. – М.: Юрайт, 2023. – С. 22-30.
17. Тарасова О.А., Ушакова С.С. Финансовая система России. – М.: Вузовская книга, 2021. – С. 45-50.
18. Фролов А.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: теория и практика. – М.: Экономика, 2022. – С. 120-125.
19. Хотеев Н. Счетчик на каждого не поставишь или сколько стоит государственная гарантия? / Учительская газета, №38, 16 сентября 2023 г. – С. 12-13.
20. Яхьев М.А. (ред.). Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования. – М.: Экзамен, 2021. – С. 30-35.
Интернет-ресурсы:
21. Федеральная служба государственной статистики. Годовой отчёт о бюджетной системе РФ. – М.: Росстат, 2023. – С. 90-95.