Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние зарубежной китайской диаспоры на государства Юго-Восточной Азии: Малайзии, Индонезии и Таиланда

Работа №173620

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы53
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Хуацяо - сокровище китайской экономики 7
1.1. Определение хуацяо 7
1.2. История китайской миграции в страны Малайзии, Индонезии и
Таиланд 9
1.3. Положение хуацяо в второй половине XX в. в Индонезии, Малайзии и
Таиланде 18
2. Китайская диаспора как инструмент влияния КНР в Индонезии, Малайзии и
Таиланде 24
2.1. Влияние хуацяо в экономической, политической и культурной сферах в
Индонезии 27
2.2. Влияние хуацяо в экономической, политической и культурной сферах в
Малайзии 34
2.3. Влияние хуацяо в экономической, политической и культурной сферах в
Таиланде 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46


Актуальность темы исследования. В 2020 г. показатель ВВП КНР составил 14,72 трлн долл., уступив только США (20,95 трлн долл. [1]). Также, Китай стал единственной экономикой, которая показала рост ВВП (показатели увеличились на 2,1%) во время пандемии COVID-19. Так, экономический рост КНР является одной из основных угроз гегемонии США в рамках современного мирового порядка, что и обуславливает повышенный интерес исследователей к политическим и социально-экономическим процессам в Китае. «Китайское экономическое чудо» стало возможным благодаря экономическим реформам «открытости», которые начались в КНР в 1979 г. под руководством Дэн Сяопина. Важную роль в модернизации китайской экономики сыграли зарубежные китайцы, так как они активно инвестировали в южные провинции КНР, которые являются «малой родиной» зарубежных китайцев.
В настоящее время китайская зарубежная диаспора является самой многочисленной в мире, а большая часть зарубежных китайцев проживает в странах Юго-Восточной Азии. Этнические китайцы занимают важное место в экономиках стран Юго-Восточной Азии, так как представители диаспоры контролируют больше половины всего капитала стран, составляя при этом этническое меньшинство. Поскольку зарубежные китайцы обладают значительным экономическим потенциалом, а также стараются сохранять связь с материковым Китаем через общность языка, культуры и истории, КНР стремится удерживать их в сфере своего влияния, выстраивая прагматичную политику в отношении соотечественников. Пекин рассматривает зарубежную диаспору как один из инструментов продвижения китайской «мягкой силы» и один из способов влияния на внутриполитические процессы стран-пребывания.
Юго-Восточная Азия представляет стратегический интерес для КНР не только с точки зрения наличия природных ресурсов, но и его важностью для осуществления политический амбиций Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, регион Юго-Восточной Азии включен в ряд инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется в рамках китайской инициативы «Один пояс - один путь». Так, страны ЮВА являются связующим звеном между рынками КНР и Европы. К тому же, в силу географического положения и исторических причин между КНР и странами АСЕАН сложились тесные экономические отношения, что благоприятно способствует совместному сотрудничеству. В этой связи, КНР стремится укрепить экономические связи, а также добиться определенных внешнеполитических целей в странах ЮВА посредством интенсификации экономической и культурной деятельности через зарубежную китайскую диаспору.
В рамках данной работы объектом исследования выступают способы взаимодействия КНР с зарубежной диаспорой для достижения взаимных интересов. Предмет исследования - формы и способы влияния китайской диаспоры в Индонезии, Малайзии и Таиланде в политической, экономической и культурной сферах.
Целью работы является исследование механизмов влияния КНР на Малайзию, Индонезию, Таиланд через взаимодействие с зарубежными китайцами. Из поставленной цели ставятся соответствующие задачи:
- рассмотреть понятие «хуацяо», определить специфику формирования китайской диаспоры в Индонезии, Малайзии и Таиланде и ее структуру;
- изучить историю возникновения китайской диаспоры в Индонезии, Малайзии и Таиланде;
- рассмотреть этапы формирования китайской диаспоры в странах ЮгоВосточной Азии;
- проследить изменение диаспоральной политики КНР по отношению к зарубежным китайцам;
- рассмотреть экономическое положение этнических китайцев в Индонезии, Малайзии и Таиланде в XXI в.;
- изучить способы политического участия представителей китайской диаспоры в Индонезии, Малайзии и Таиланде;
- выявить способы взаимодействия правительства КНР с зарубежной диаспорой.
Степень изученности темы положения китайской диаспоры в Юго - Восточной Азии достаточно высока, однако большая часть исследовательских работ концентрируется либо на историческом развитии диаспоры, либо на отдельных сферах деятельности этнических китайцев в странах пребывания, либо на способах взаимодействия партийно-государственных структур КНР с диаспорой. В данной работе данные аспекты были рассмотрены комплексно, чтобы шире рассмотреть поставленную задачу, что и определяет новизну настоящей работы.
Источники и литературу можно разделить на соответствующие тематики. Во-первых, работы и монографии, посвященные изучению истории формирования китайской диаспоры в Юго-Восточной Азии. Коллективная монография «Китайские этнические группы в странах Юго-Восточной Азии» под редакцией Г.И. Левенсона предоставляет объемную фактическую базу для изучения истории формирования и эмиграции китайцев в страны Юго-Восточной Азии, формирования взаимоотношений в треугольнике европейские колонисты - этнические китайцы - местное население, а также для изучения особенностей социально-экономической интеграции и ассимиляции этнических китайцев в странах Юго-Восточной Азии. К данным материалам также можно отнести работы А.Г. Ларина, Гу Цзенцзина, Г. Скиннера.
Во-вторых, важной работой является монография Е.С. Анохиной «Е.С. Китайские диаспоры и «новая» китайская миграция в странах Юго-Восточной Азии», где представлены не только исторические этапы развития китайской диаспоры, но и исследованы изменения в формирования диаспоральной политики Китая по отношению к зарубежным китайцам.
В-третьих, работы, посвященные исследованию отдельных аспектов деятельности китайских диаспор в Индонезии, Малайзии и Таиланде. К данным работам можно отнести статьи А.В. Афанасьевой, И.Н. Золотухина, П.Н.Калмыкова, А.А. Сергеевой, М.И. Струковой, М.В.Орловой, С.В. Михневич, а также работы зарубежных исследователей: А.Гэмбл (Gamble A.), Э. Гомез (Edmund Gomez).
В-четвертых, новостные сообщения информационных агентств таких как газета «Жэньминь жибао», ТАСС, The Malaysian Insider. Списки богатейших людей журнала Forbes были использованы с целью рассмотрения этнической принадлежности крупнейших предпринимателей стран Малайзии и Таиланда.
В рамках работы были методологическую основу составили сравнительный, исторический анализ, а также методы системного анализа и ивент-анализа.
Работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенной работы можно выделить следующие выводы.
Переселение этнических китайцев в страны Юго-Восточной Азии можно разделить на четыре этапа: первый этап - с древнейших времен до первой половины XIX века; второй - с середины XIX века до 1949 года, третий - с 1949 года до 1978 года; четвертый, «новая» волна миграции, - с 1978 года по настоящее время. Первая волна переселения была вызвана запретом на частную торговлю, в связи с чем многие китайцы оставались на постоянное место жительство в странах Юго-Восточной Азии для продолжения своей экономической деятельности. Именно в этот период начинает формироваться первое поколение хуацяо, которые в основном были заняты в сфере торговли и добывающей промышленности. Вторая волна была тесно связана с началом европейской колонизации, что придало импульс к тому, что хуацяо помимо экономической сферы активизировали свою деятельность в политической и административной сферах стран пребывания, поскольку исполняли роль откупщиков и посредником между европейцами и местным населением. В Малайзии и Индонезии такое положение этнических китайцев приводило к конфликтам с местным населением, поскольку, будучи меньшинством они обладали большей частью капитала. Однако, в Таиланде, в отличие от других стран Юго-Восточной Азии, этнические китайцы не воспринимались «чужаками» и, как следствие, что способствовало интенсификации процесса ассимиляции. На основе исторического положения хуацяо в этих странах формируются отношения между этническими китайцами и местным населением и в настоящее время. Так, в Индонезии и Малайзии хуацяо являются не ассимилировавшейся частью населения, что вызвано этно-конфессиональными различиями, и сохраняют свою культурную и языковую связь с материковым Китаем, в то время как тайские китайцы смешались с местным населением, в связи с чем могут активно участвовать в политической жизни страны. В период с 1949 по 1978 гг. эмиграция китайцев прекратилась, что было вызвано непоследовательной политикой КНР в отношении за- 44
рубежных «соотечественников». Четвертая волна продолжается до сих пор, и состав «новых мигрантов» значительно отличается: большая часть китайцев стремится переехать в страны Европы или в США для получения качественного образования или для поиска высокооплачиваемой работы. В этой связи, приток китайских мигрантов в Индонезию и Малайзию сократился, однако Таиланд по-прежнему принимает новых мигрантов, поскольку китайцы считают страну наиболее безопасным местом и воспринимают ее в качестве транзитного пункта, а не постоянного места жительства.
Что касается специфики формирования китайской диаспоры в Таиланде, Индонезии и Малайзии, то исторически хуацяо были заняты в экономической и финансовой сферах, где сохраняли за собой большую долю капитала по сравнению с местным населением. Такое состояние сохраняется и сейчас: во всех трех странах китайцы составляют этническое меньшинство и владеют крупнейшими конгломератами и банками.
В этой связи, КНР стремится использовать высокий экономический потенциал соотечественников для реализации своих эконмических интересов, а также для осуществления «мягкой силы» через общность языка, культуры и истории, что выражается в государственной концепции «китайской мечты». В экономической сфере планируется сотрудничество с предпринимателями из числа китайской диаспоры в рамках масштабного инфраструктурного проекта «Один пояс - один путь». Однако, устойчивый и целенаправленный курс на поддержание отношений с диаспорой начал формироваться правительством КНР только в периоде реформ и открытости при Дэн Сяопине. До этого, диас- поральная политика КНР носила непоследовательный характер.



1. Current GDP // The World Bank. - 2020. URL:
https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD7most recent value descH rue (дата обращения: 14.05.2022).
2. Чжифен, Чжан. Экономические реформы в Китае: их особенности, механизмы, факторы успеха / Чжан Чжифен // Вестник ТГУ. - 2003. - №4. - С.104118.
3. World Migration Report 2022 // International Organization for Migration (IOM) UN MIGRATION. - 2022. URL: https://publications.iom.int/books/world- migration-report-2022 (дата обращения: 14.05.2022).
4. The Overseas Chinese: A long history // UNESCO. - 2021. - URL:
https://en.unesco.org/courier/2021-4/overseas-chinese-long-history (дата
обращения: 23.04.2022).
5. Афонасьева, А. Экономическое влияние хуацяо в Юго-Восточной Азии: перспективы Китая / А. В. Афонасьева // Синология.Ру. - URL: https://www.synologia.ru/a/ (дата обращения: 23.04.2022).
6. Золотухин, И. Н. Китайская диаспора в Юго-Восточной Азии / И. Н. Золотухин // Ойкумена. Регионоведческие исследования. - 2011. - № 2(17). - С.157-163.
7. Ларин, А.Г. Китай и зарубежные китайцы : монография / А.Г. Ларин. - Москва : Российская академия наук Институт Дальнего Востока, 2008. - 78 с.
8. Калмыков, П.Н. Современная китайская диаспора. Россия в структуре международной китайской миграции : специальность 07.00.07 Этнография, этнология и антропология : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Калмыков Петр Николаевич ; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. - Москва, 2013. - 30 с.
9. Цзецзин, Гу. История китайской эмиграции: основные этапы развития / Гу Цзецзин // European Journal of Arts. - 2016. - №3. - С. 59-61.
10. Lockard, Craig A. Chinese Migration and Settlement in Southeast Asia Before 1850: Making Fields From the Sea / Craig A. Lockard // History Compass. - 2013. - 11(9). - P. 765-781.
11. Tay, A. The Chinese in South-East Asia / A. Tay // Race Class. - 1962. - 4(1). - P. 34-48.
12. Левенсон, Г.И. Китайские этнические группы в странах ЮгоВосточной Азии : монография / Г.И. Левенсон, Г.Ф. Ким, Г.И. Чуфрин ; под редакцией Г.И. Левенсон. - Москва : «Наука», 1986. - 283 с.
13. Skinner, G.W. Chinese Society in Thailand: An Analytical History / G.W. Skinner // Cornell University Press, 1957. - P. 461. - ISBN: 9781597406062.
14. Берзин, Э.О. История Таиланда (Краткий очерк) : монография / Э.О. Берзин. Москва : «Наука», 1973. - 320 с.
15. Анохина, Е.С. Китайские диаспоры и «новая» китайская миграция в странах Юго-Восточной Азии / Е. С. Анохина // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - №361. - С. 62-65....56



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ