Реферат
Введение 5
1 Проблема нравственного воспитания детей старшего дошкольного 8 возраста
1.1 Сущность нравственного воспитания 8
1.2 Особенности организации нравственного воспитания старших 14 дошкольников
2 Организация нравственного воспитания старших дошкольников 22 посредством мультлектория
2.1 Мультлекторий как средство нравственного воспитания детей 22
старшего дошкольного возраста
2.2 Методические рекомендации по организации нравственного 28
воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством мультлектория
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А Описание методик «Закончи историю» автор - Р. М. 49 Калинина, «Сюжетные картинки» авторы - Г. А. Урунтаева, Ю. А.
Афонькина
Приложение Б Протокол исследования по методике «Сюжетные 51 картинки», первичная диагностика
Приложение В Протокол исследования по методике «Закончи историю», 52 первичная диагностика
Приложение Г Протокол исследования по методике «Сюжетные 53 картинки», повторная диагностика
Приложение Д Протокол исследования по методике «Закончи историю», 54 повторная диагностика
Приложение Е Картотека занятий по формированию нравственной 55 воспитанности с использованием возможности мультлектория
Приложение Ж Культура просмотра мультфильмов детьми 57
Формирование нравственного воспитания является одним из направлений в сфере российской государственной политики, что нашло своё отражение в государственных документах: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019г.) «Об образовании в Российской Федерации» [47]; федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 (ред. от 23.01.2019) ФГОС ДО) [48]; стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 года № 996-р [35].
В статье 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» одним из направлений дошкольного образования является формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста [47].
В стратегии развития воспитания в РФ одной из поставленных задач в области воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» [35, С.1].
Основа нравственного воспитания и закладывается в дошкольном детстве, что обозначено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где в п. 1.5 поставлена задача по организации образовательного процесса «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» [48]. Так же отражено в социально-коммуникативном развитии, одним из направлений которого является формирование моральных и нравственных ценностей ребёнка [48].
Основу исследования составили труды авторов, раскрывающих вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста Н. А. Ветлугина, О. С. Богданова, И. Ф. Мулько и др.
Среди широкого спектра средств воспитания дошкольников в своих работах раскрыли возможности мультфильма А. Ф. Бурухина, Е. А. Тупичкина, О. В. Куниченко.
Отталкиваясь от обозначенной проблемы, нами была сформулирована тема исследования: «Мультлекторий как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - охарактеризовать мультлекторий как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - организация нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством мультлектория.
Гипотеза исследования: повышению эффективности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет способствовать использование средств мультлектория в образовательной деятельности ДОУ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить сущность нравственного воспитания;
- раскрыть особенности организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- охарактеризовать мультлекторий как средство нравственного воспитания старших дошкольников;
- разработать методические рекомендации по применению мультлектория в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, беседа, обобщение, эксперимент, количественная и качественная обработка результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Сибирячок» г. Лесосибирска.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в работе данные систематизированы, и на их основе разработаны методические рекомендации по организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством мультлектория. Материалы выпускной квалификационной работы можно использовать воспитателям дошкольных учреждений, родителям, а также студентам при подготовке к занятиям, при написании рефератов или курсовых работ.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы отражены в статье «Мультлекторий как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» опубликованной на образовательном портале «Инфоурок».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 56 источников, и 7 приложений. В работе содержится 7 рисунков. Общий объем работы составляет 57 страниц.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день нет единого подхода в определении нравственного воспитания. В своей работе мы будем опираться на определение Е. А. Рубец, которая под нравственным воспитанием понимает систематическое, осознанное привитие подрастающему поколению общечеловеческих нравственных качеств.
Нами были выделены несколько особенностей, которые необходимо учитывать при организации нравственного воспитания старших дошкольников: необходимо заинтересовать ребёнка, мотивировать его на деятельность; создавать условия, в которых дети сами будут анализировать, находить пути решения, делать свои выводы; создавать ситуации, при которых будут задействованы эмоции ребёнка. Кроме того, важно учитывать и возрастные особенности старших дошкольников: большую эмоциональность, конкретность восприятия и мышления, импульсивность в поведении, развитие нравственных качеств личности, а также формирующиеся произвольные формы памяти, воображения, мышления.
Мы выяснили, что мультлекторий может выступать эффективным средством нравственного воспитания старших дошкольников. Определяя его как интегрированную форма проведения занятий, наиболее близкую детям, поскольку включает просмотр мультфильмов, теоретическую и практическую части, мы считаем что мультлекторий будет способствовать обогащению нравственных представлений детей, развитию нравственного сознания, формированию нравственных чувств, а так же совершенствованию нравственных черт характера.
С целью выявления уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста нами была организованна и проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБДОУ «Детский сад № 2 «Сибирячок». Результаты первичной диагностики определении необходимость целенаправленной работы по повышению уровня нравственной воспитанности старших дошкольников. Для этого нами были разработаны методические рекомендации по организации нравственного воспитания детей подготовительной группы «Ромашка» посредством мультлектория.
По результатам проведенной работы нами был осуществлён сравнительный анализ первичной и повторной диагностик, который позволяет говорить о положительной динамике нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста: низкий уровень нравственной воспитанности уменьшились на 21% (4 ребёнка), высокий уровень увеличился на 10% (2 ребёнка), а средний уровень увеличился на 6 % (1 ребёнок).
В связи с чем мы можем утверждать об эффективности мультлектория как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1. Аникина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т. М. Аникина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. - Москва : УЦ «Перспектива», 2012. - 248 с.
2. Аршанская, О. В. Подходы в исследовании волевых качеств дошкольников на современном этапе развития психолого-педагогической науки / О. В. Аршанская, П. В. Шолухова // Polish Journal of Science. - 2021. - № 46-2(46). - С. 60-62. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47389318 (Дата обращения: 10.01.2022)
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович. - Москва : Институт практической психологии, 1997. - 349 с.
4. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. - Москва : Просвещение, 1979 - 224 с.
5. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов : 2-е издание, переработано и дополнено / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - Москва : Юрайт, 2022. - 218 с.
6. Блюмкин, В. А. Моральные качества личности: центр.-чернозем. отделение философского общества СССР / В. А. Блюмкин. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1974. - 185 с.
7. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: для занятий с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. - Москва : Мозайка - синтез, 2018. - 80 с.
8. Вареца, Е. С. Нравственное воспитание дошкольников средствами сказки / Е. С. Вареца // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. - 2014. - № 4. - С. 34-38.
9. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста / Е. Н. Водовозова.
- Москва : Либроком, 2019. - 400 с.
10. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский.
- Москва : Перспектива, 2018. - 148 с.
11. Гармаева, Т. В. Нравственное воспитание дошкольников:
опыт, проблемы, современные подходы / Т. В. Гармаева, О.А. Пестерева // Вестник БГУ. - 2017. - № 7. - С.16-24. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7nravstvennoe-vospitanie-
doshkolnikov-opyt-problemy-sovremennye-podhody (Дата обращения: 15.03.2022).
12. Гордиенко, Е. В. Мультлекторий как средство формирования социальных установок старших дошкольников / Е. В. Гордиенко, Н. А. Мосина, О. Б. Лобанова, Т. В. Казакова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5. - С. 144. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36367932 (Дата обращения 18.11.2021)
13. Гундорова, И. В. Проблема «телевидение и дети» в вопросах и ответах / И. В. Гундорова // Детский сад от А до Я. - 2010. - № 2 - С. 133 - 141 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23108460 (Дата обращения: 14.11.2021)
14. Демков, М. И. О нравственном воспитании / М. И. Демков // Педагогический сборник. - 1894. - № 6. - С. 539 - 564.
15. Евтеева, Л. В. Роль русских народных сказок в духовно-
нравственном воспитании детей / Л. В. Евтеева // Молодёжь: свобода и ответственность : Материалы ежегодных Митрофановских церковно - исторических чтений (Борисоглебск, 07 декабря 2018 г.). - Борисоглебск: Воронежский государственный университет, 2018. - С. 20 - 23. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36918947 (Дата обращения: 10.01.2022)...56