Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ №16 ПГТ Ильского МО Северский район им. Александра Невского.
Выборка: 67 учащихся.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические основы формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников 6
1.1 Современные исследования по проблеме формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников 6
1.2 Особенности формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников 16
1.3 Способы формирования положительного отношения к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста 20
2 Экспериментальная работа по формированию положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников 26
2.1 Диагностика уровня положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников 26
2.2 Разработка и реализация комплекса способов по формированию положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников 31
2.3 Динамика уровня положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников 42
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение А 54
Приложение Б 61
Формирование положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников является одной из ключевых задач современного образования. В условиях быстро меняющегося мира, где знания и навыки становятся основой для успешной жизни, важно не только передавать информацию, но и развивать у детей интерес к обучению, который будет способствовать их дальнейшему развитию и самореализации. Положительное отношение к учебной деятельности формируется на ранних этапах школьного обучения и во многом зависит от взаимодействия различных факторов, таких как семья, школа и окружающая социальная среда. В контексте исследуемой проблемы изучены труды JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева о роли деятельности в формировании личности, а также психологические исследования Д.И. Божович, B.В. Давыдова, М.В. Матюхиной, B.C. Мухиной, Д.Б. Эльконина о возрастных особенностях младшего школьника. Д.И. Божович, в книге «Личность и её формирование в детском возрасте», писала: «Интерес к знаниям у них тесно переплетен с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу»
Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в определении способов формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников. В последние годы наблюдается тенденция к снижению интереса детей к учебе, что может быть связано с различными факторами, включая изменения в образовательной среде, влияние технологий и недостаток эмоциональной поддержки со стороны взрослых. В связи с этим, исследование методов, способствующих созданию интереса к учебе, становится особенно важным.
Анализ накопленных теоретических данных и педагогической практики по проблеме исследования позволяет выделить следующие основные противоречия:
– между традиционным подходом к обучению, основанным на передаче готовых знаний, и необходимостью развития у младших школьников самостоятельности и креативности
– между стремлением формировать положительные установки к учебной деятельности и недостаточным вниманием к эмоциональной составляющей учебного процесса, которая влияет на мотивацию детей.
Эти противоречия и необходимость их разрешения обусловливают проблему исследования, заключающуюся в ответе на вопрос: каковы способы формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс способов формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников и экспериментально проверить его эффективность.
Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования: способы формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников.
Гипотеза исследования: если на уроках в начальной школе будет реализован комплекс способов формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников, то это будет способствовать формированию мотивационно-потребностного, эмоционально-волевого и деятельностно-практического компонентов положительного отношения к учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определить уровень положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников.
3. Разработать и реализовать комплекс способов формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников.
4. Проследить динамику формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников.
Методы исследования: теоретические (изучение и обобщение литературы по теме исследования); эмпирические (анкетирование, тестирование, эксперимент); методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ СОШ №16 ПГТ Ильского МО Северский район им. Александра Невского. 2 «А» − экспериментальный класс (34 учащихся), 2 «Б» − контрольный класс (33 учащихся). Всего 67 учащихся.
Теоретический анализ показал, что формирование положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников является многогранной и комплексной задачей, требующей учета множества факторов. Исследования таких ученых, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.И. Божович и многие другие, позволили раскрыть природу учебной деятельности и её значение для личностного развития ребенка.
Основополагающим понятием в теории учебной деятельности является идея о том, что она направлена на изменение самого субъекта, а не только на приобретение знаний. Этот творческий процесс способствует интеллектуальному росту, развитию личности и формированию необходимых компетенций для дальнейшей жизни. Современные образовательные стандарты делают акцент на развитии универсальных учебных действий, что подразумевает интеграцию теоретических знаний с практическими навыками и личностным развитием.
Ключевыми элементами учебной деятельности являются мотивация, учебные задачи, контроль и оценка. Мотивация занимает центральное место, определяя степень вовлеченности и успеха ребенка в обучении. Различные подходы к пониманию мотивации, представленные в работах А.К. Марковой и других исследователей, подчёркивают важность как внутренних, так и внешних факторов, влияющих на интерес к учебе.
Важно отметить, что младший школьный возраст характеризуется определенными особенностями, такими как повышенная восприимчивость к новому и стремление к познанию, что делает этот период особенно благоприятным для формирования положительных установок к учебной деятельности. Тем не менее, недостаток эмоциональной поддержки и снижение интереса к учебе в современном мире требуют разработки новых подходов к образованию, которые учитывают индивидуальные особенности детей и создают условия для их полноценного развития.
Вторая глава курсовой работы была посвящена экспериментальной проверке разработанных методик и подходов, направленных на формирование положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников. В ходе эксперимента были проведены диагностические процедуры, позволяющие выявить исходный уровень мотивации, эмоционального отношения и познавательной самостоятельности учащихся. Результаты констатирующего этапа показали, что значительная часть учеников испытывает трудности с восприятием учебного процесса и нуждается в дополнительной поддержке.
Особенностью исследования стало комплексное рассмотрение вопроса через призму трёх ключевых компонентов: мотивационно-потребностного, эмоционально-волевого и деятельностно-практического. Каждый из этих компонентов был проанализирован с использованием соответствующих методик, что позволило выявить позитивные сдвиги в уровне сформированности положительного отношения к учебной деятельности.
После внедрения комплекса мероприятий, включавшего игровые технологии, проектную деятельность, создание мотивирующей среды, работу с родителями и психологическое сопровождение, были зафиксированы положительные изменения. Экспериментальная группа продемонстрировала рост уровня мотивации, улучшенное эмоциональное восприятие учебного процесса и повышение познавательной самостоятельности по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенных методик и подходов. Результаты исследования свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по формированию положительного отношения к учебной деятельности может существенно улучшить учебные результаты и создать условия для успешной адаптации младших школьников в образовательной среде.
1. Агапитова, К. А. Возможности сказки в формировании учебной мотивации младших школьников / К. А. Агапитова // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 30 июня 2015 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2015. – С. 302-305.
2. Апасова, Е. В. Кто ты, младший школьник? Психология детей от 7 до 11 лет / Е. В. Апасова, И. Ю. Кулагина. — Москва : Академический Проект, 2020. — 198 с.
3. Братчикова, Ю. В. Психолого-педагогические приемы развития мотивации учебной деятельности у младших школьников / Ю. В. Братчикова // Личность в современном мире : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 19 ноября 2014 года / Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. – С. 49-57.
4. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной; Моск. Психол социал. ин-т. – Москва : Моск. психол-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1972. – 365 с.
5. Вилюнас, Витис.Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. - Москва : Изд-во МГУ, 1990. – 283 с.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 160 с.
7. Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 45–48.
8. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.
9. Давыдов В.В. Состояние и проблемы исследований учебной деятельности // Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова: монография по материалам междунар. сетевой науч. конф. (беларусь, италия, Россия). Волгоград, 6–8 апр. 2016 г. / сост. и общ. ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкого, Л.К. Максимова. – Волгоград: изд-во ВГсПу «Перемена», 2016. С. 31–44.
10. Дебо, Л. Л. Мотивация и учебные мотивы / Л. Л. Дебо // Психология XXI века Психология и современные проблемы образования: Сборник материалов IX международной научно-практической конференции молодых ученых, Санкт-Петербург, 27–28 февраля 2014 года. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2014. – С. 126-130.
11. Дубровина, И. В. Младший школьник : развитие познавательных способностей [Текст] / И. В. Дубровина. – М. : Просвещение, 2003. – 148 с.
12. Зимняя И. А. З-62 Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
13. Иванова, И. П. Формирование умения учиться у учащихся начальных классов / И. П. Иванова // Теоретические и методические основы профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях перехода к двухуровневой модели образования : Сборник научных статей, Чебоксары, 26 октября 2011 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2011. – С. 26-33.
14. Корепанова, Е. В. Из опыта работы по изучению познавательной мотивации младших школьников посредством игровых технологий / Е. В. Корепанова, Н. В. Зайцева // Вестник научных конференций. – 2018. – № 4-4(32). – С. 38-41.
15. Косыгина Е. А. Формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников средствами искусств : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Косыгина Елена Александровна. – Ставрополь, 2006. – 25 с.
16. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. - 2000. - №1. - с 15 - 25.
17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
18. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. - Москва: Прогресс, 2004. - 278 с.
19. Матюхина, М. В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте : учеб. пособие / М. В. Матюхина, С. Б. Спиридонова ; М. В. Матюхина, С. Б. Спиридонова ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение "Волгогр. гос. пед. ин-т". – Волгоград : Перемена, 2005. – 214 с.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития и бытия личности. В 2 т. Т. 1 : учебник для студентов ВУЗов / В. С. Мухина. - 18-е изд., перераб. и доп. - Москва : Наука, 2022. - 671 с.
21. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Воронеж: Институт практической психологии: НПО МОДЕК, 1995. – 356 с.
22. Рогалевич, Н.Н. Краткий словарь по философии / Н.Н. Рогалевич. – М. : Харвест, 2007.- 832 с.
23. Соловьева, Т. С. Изучение влияния мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников / Т. С. Соловьева, И. П. Иванова // Перспективы развития высшей школы : Материалы V Международной научно-практической конференции. В 3-х томах, Тюмень, 25 мая 2024 года. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2024. – С. 349-354.
24. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
25. Усатенко, Л. В. Мотивация учения младших школьников - показатель качества обучения младших школьников / Л. В. Усатенко // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : Сборник трудов Шестидесятой международной научно-практической конференции, Белгород, 30 октября 2023 года. – Белгород: ООО "ГиК", 2023. – С. 276-279.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06 октября 2009)
27. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2010. - 159 с.
28. Хапачева, С. М. Общая характеристика педагогических условий развития учебной мотивации младших школьников / С. М. Хапачева, А. Е. Ляликова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2024. – № 8. – С. 19-23.
29. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование.- 2003.- № 2.- С. 13-14.
30. Чернышова, К. Н. Формирование учебной мотивации младших школьников посредством онлайн-инструментов / К. Н. Чернышова // Вопросы педагогики. – 2024. – № 2-2. – С. 41-45.
31. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - Москва : Педагогика, 1971. - 352 с.
32. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин, чл.-кор. АПН СССР. - Москва : Знание, 1974. - 63 с.