Введение 3
Глава 1. Публичная дипломатия как один из компонентов «мягкой силы» 7 государства: основные характеристики и ресурсный потенциал ... '
1.1. Публичная дипломатия как важная составляющая «мягкой силы»:
роль в мировой политике 7
1.2. Эволюция инструментов и механизмов публичной дипломатии 14
Глава 2. Современная система российской публичной дипломатии: 22
эффективность функционирования и перспективы развитии
2.1. Функционирование системы публичной дипломатии России на 22
современном этапе
2.2. Ограничители эффективности российской публичной дипломатии и 29
ее развитие в будущем
Заключение 40
Список использованных источников 44
В современном мире все больше стран отдают предпочтение дипломатическому инструментарию для оказания влияния на зарубежные общества, с целью осуществления конкретных политических целей, а также реализации своих национальных интересов. Российская Федерация не является исключением и активно использует «мягкую силу» во внешней политике, уделяя особое внимание публичной дипломатии. Стоит отметить, что зачастую публичная дипломатия стран опирается на три главных правительственных внешнеполитических механизма. Во-первых, это информационные проекты или пропаганда, которая сегодня воспринимается как самый эффективный механизм воздействия. Во-вторых, это образовательные и культурные обмены, которые связаны с реформированием систем образования в зарубежных странах, а также с подготовкой определенных профессиональных групп, таких как политики, лидеры НПО, активисты и бизнесмены. И в-третьих, это цифровая дипломатия, т. е. активное использование Интернета и социальных сетей.
Особое внимание хотелось бы обратить на схожесть инструментария публичной дипломатии различных стран и разный уровень достигнутого успеха в ходе реализации стратегий публичной дипломатии. Так, ОСК Центр Общественной Дипломатии предпринял попытку выявить и измерить современную «мягкую силу», составной частью которой является публичная дипломатия, проведя исследование, основанное на современном состоянии глобальной геополитики, либерального международного порядка и реализации политики мягкой силы стран. Индекс рейтинга «мягкой силы» «The Soft Power 30» рассматривается как наиболее полный и подробный анализ использования «мягкой силы» в мире. Доклад представляет собой самую ясную картину глобальной имплементации «мягкой силы» на сегодняшний день. Стоит также отметить, что рейтинг основывался на данных опроса, вопросы в котором затрагивали отношение респондентов к национальной кухне, высокотехнологичной продукции, дружелюбию и культуре страны, а также популярности национальных предметов роскоши и успешности внешней политики. Объективные данные были получены из различных источников и структурированы по шести категориям. Причем каждая категория является субиндексом с отдельной оценкой. Как и в предыдущие годы, шесть субиндексов остались прежними — это правительство, культура, глобальное взаимодействие, образование, цифровые технологии и предпринимательство. Российская Федерация в отчётах 2016-2019 гг. «курсирует» с 26 по 30 место, не попадая в топ-10 ни по одной категории.
Сегодня перед Российской Федерацией стоит задача занять устойчивое и предсказуемое положение в плеяде стран, которые успешно внедряют публичную дипломатию. Именно это обусловливает актуальность данной работы, поскольку РФ обладает потенциалом, и ей действительно есть, что предложить мировой общественности. Поэтому предпринятая попытка анализа, а также обнаружение ограничителей эффективности публичной дипломатии РФ представляется вполне оправданной.
Объектом исследования является «мягкая сила» Российской Федерации с точки зрения ее имплементации.
Предметом исследования является публичная дипломатия Российской Федерации.
Целью данной работы является оценка эффективности и анализ перспектив развития публичной дипломатии РФ.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть роль публичной дипломатии в мировой политике.
2. Отследить эволюцию инструментов и механизмов публичной дипломатии.
3. Оценить успешность публичной дипломатии РФ на современном этапе.
4. Проанализировать ограничители эффективности российской публичной дипломатии и дать прогноз относительно ее развития в будущем.
Степень научной разработанности темы исследования. При написании работы были использованы статьи отечественных и зарубежных авторов, исследующих «мягкую силу», публичную дипломатию, национальный брендинг, а также международные отношения.
Учитывая, что публичная дипломатия является составной частью концепции «мягкой силы», особое внимание было уделено трудам Джозефа Ная, где дается общее понятие и определяются принципы «мягкой силы». Изначальное определение публичной дипломатии и его границы были найдены в работах Д. Галлиона и В. Липпманна, а справочник по публичной дипломатии ‘Routledge handbook of public diplomacy’ Университета Южной Калифорнии позволил сформулировать наиболее полное и точное определение публичной дипломатии.
Основные составляющие публичной дипломатии были рассмотрены в работах Лебедевой М. М. «Soft Power: The Concept and Approaches» и Долинского А. «Что такое общественная дипломатия и зачем она нужна России?» и «Публичная дипломатия для бизнеса, НКО и университетов», а учебно-методические материалы «Курс общественного дипломата» РСМД указали основные направления работы публичной дипломатии в целом, а также помогли проанализировать современное состояние публичной дипломатии РФ.
Стоит отметить, что концепт публичной дипломатии Российской Федерации на современном этапе изучен недостаточно, одной из проблем является отсутствие чёткого разграничения понятий «общественная дипломатия», «публичная дипломатия» и «мягкая сила», еще более
неразработанной остается проблема ограничителей эффективности
публичной дипломатии РФ и перспективы ее развития.
Именно этим обусловливается новизна проводимого нами исследования. В данной работе мы не только постараемся выявить проблемы функционирования системы публичной дипломатии России, но и сформулируем конкретные рекомендации для ее успешного развития в будущем.
В методологическую основу исследования легли как качественные, так и количественные методы, среди которых принципы системности и объективности, исторический метод, помогающий проследить эволюцию подходов к понятию «публичная дипломатия»; функциональный метод, на основе которого были определены причинно-следственные связи в системе функционирования публичной дипломатии России; ивент-анализ, то есть анализ конкретных событий и высказываний политических и общественных лидеров; в рамках оценки эффективности публичной дипломатии также был использован метод изучения документов. Для получения комплексного представления о предмете исследования нами были использованы общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция.
Эмпирическую базу исследования составили документы и материалы, которые можно разделить на следующие группы: официальные программные документы РФ (наиболее важный из которых концепция внешней политики РФ); заявления представителей МИД РФ и других официальных лиц, сообщения СМИ. Кроме того, были использованы статистические данные рейтинга «мягкой силы» государств мира международной консалтинговой компании Портланд, в котором глубокому анализу подверглось развитие системы публичной дипломатии и эффективность ее функционирования в различных странах мира.
Структура работы соответствует ее целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В современных условиях все большее практико-политическое значение приобретает комплекс идей и положений, объединенных понятием «мягкая сила», автором которого является американский аналитик и политик Д. Най. Суть «мягкой силы» заключается в проецировании государством своего влияния на окружающий мир с опорой на экономические, информационно- коммуникационные, гуманитарные и социальные каналы. «Мягкая сила» много давала государствам в прошлом, и сегодня сомневаться в ее эффективности не приходится. Именно поэтому российское руководство понимает, как важно развивать это направление политики.
На основании проведенного в данной работе всестороннего анализа системы публичной дипломатии России, мы можем сделать вывод о том, что перед нашей страной со всей остротой стоит задача найти оптимальные формы применения «мягкой силы» в целом и публичной дипломатии в частности, учитывающие как международный опыт, так и национальную специфику с опорой на зарекомендовавшие себя информационнокоммуникационные, гуманитарные и другие методы и технологии.
Среди наиболее перспективных направлений работы в данном направлении хотелось бы выделить следующие:
В-первую очередь, России необходимо выработать и документально закрепить единую концепцию публичной дипломатии. Необходим программный документ, который бы определил четкую траекторию движения, объединил бы целями и задачами акторов, «задал тон» публичной дипломатии России, а также стал прочной правовой базой функционирования системы публичной дипломатии.
Во-вторых, необходимо определить единый координационный центр, позволяющий всем элементам системы публичной дипломатии России эффективно взаимодействовать друг с другом. Именно такой центр, по нашему мнению, мог бы стать отправной точкой инициатив, а также был бы 41
неким консультационным центром для отечественных и иностранных НКО, НПО и других организаций, которые хотели бы работать в сфере публичной дипломатии. Какой орган может и должен стать таким центром? С одной стороны, логично, если бы МИД РФ взял на себя эти функции. С другой стороны, нельзя не учитывать достаточно высокую загруженность этого органа. Поэтому, на наш взгляд, целесообразнее было бы возложить эти обязанности на иной орган, у которого обязательно должно быть государственное начало. Полагаем, что в системе российской публичной дипломатии именно Россотрудничество при определенной политической воле могло бы стать основным ведомством по реализации публичной дипломатии России.
В-третьих, сегодня в сфере публичной дипломатии работает достаточно большое количество различных организаций как государственного, так и негосударственного типа. Поэтому необходимо не резко повышать количество таких учреждений и гнаться за числом, а увеличивать эффективность работы если не каждого учреждения, то хотя бы крупных акторов.
В-четвертых, очень важно выделять финансирование на развитие проектов в сфере публичной дипломатии, при этом осуществляя строгий контроль расходуемых средств. В этом контексте очень важна разработка стратегии общественной дипломатии, поиск приоритетов, грамотное формулирование целей и задач, а также оптимальное совмещение традиционных и инновационных направлений деятельности. Как показывает международный опыт, существует прямая связь между вложениями государства в эту сферу и получением результата. Проблема в том, что срок «окупаемости» таких вложений довольно долгий и его очень сложно прогнозировать, вместе с тем, необходимость финансирования этой сферы сегодня - объективная реальность.
В-пятых, важнейшим фактором становится использование современных информационно-коммуникационных технологий для целей публичной дипломатии. Ее эффективность в значительной степени зависит от объемов и направлений потоков информации. Однако, сегодня Россия только осваивает опыт применения новейших технологий для продвижения своих внешнеполитических целей, и это направление, безусловно, нужно развивать.
В-шестых, и это абсолютно очевидно, необходимо продолжать работу в направлении образовательных и академических обменов, в рамках которых необходимо создать стипендиальную программу обменов по государственной линии. Создав такую программу, мы сможем централизовать стажировки по всей стране, а также привлечь большее количество студентов. Итогом таких действий будет рост количества лояльных граждан иностранных государств и круглогодичное позиционирование позитивного имиджа РФ. Такие стажировки будут также стимулировать туристические потоки и приносить прибыль для местного бизнеса.
В-седьмых, необходимо развивать и поддерживать высшие учебные заведения в развитии магистерских программ по специальности «публичная дипломатия». Мы уверены, что «конвенционный» и публичный дипломат совершенно два разных специалиста, обладающие разным набором знаний, компетенций и характеристик. Сегодня, к сожалению, получение магистерской степени по публичной дипломатии не представляется возможным в РФ.
Безусловно, в-восьмых, в отдельной поддержке нуждаются
аналитические центры, отечественные и иностранные НКО.
В-девятых, России необходим выход за границы РФ и постсоветского пространства в своих инициативах и проектах публичной дипломатии. Более того, необходимо поддерживать те организации, которые работают с «дальним» зарубежьем. Сегодня, «Россотрудничество» имея своё
представительство в 80 странах, приоритетным направлением выбирает лишь пространство СНГ и проекты культурно-гуманитарной направленности. РФ необходимо присутствовать не только в границах бывшего СССР, ведь аудиторию, глубоко уважающую русскую культуру и традиции, можно найти в любом уголке мира.
Десятый шаг на пути к эффективной публичной дипломатии - обращение отдельного внимание на роль правильного маркетинга в создании позитивного имиджа и продвижении ценностей и культуры. Сегодня публичная дипломатия зачастую идет рука об руку с маркетингом, необходимо научиться правильно и эффективно «представлять» русскую культуру, ценности, историю и туристические достопримечательности иностранной аудитории, повышая тем самым интерес и прибыль от различного рода проектов.
Находясь между Европой и Азией, наша культура и ценности представляют собой уникальное сочетание европейской и азиатской составляющих с самобытной славянской ноткой. Нашей культурой, во всех ее ипостасях: историей, природными красотами, архитектурой и туристическими достопримечательностями, интересовались и продолжают интересоваться и восхищаться независимо от географических или политических факторов. Необходимо снимать те маски, которые сегодня, к сожалению, продолжают одевать на РФ в политической борьбе, а это возможно сделать в том числе с помощью открытого знакомства с той Россией, которую мы сами знаем, с ее лучшими качествами.
Все перечисленное выше, на наш взгляд, приведет к желаемой цели - повышению эффективности функционирования системы публичной дипломатии России и усилению ее внешнего измерения.
1. Артемов В.Л. Психологическая война в стратегии империализма / В.Л. Артемов, Международные отношения, 1983. 136 с.
2. Астафьева Л.С. Международные образовательные обмены: история и современное значение // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 3.
3. Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на восьмом совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации, Москва, МИД, 30 июня 2016 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https: //www. mid.ru/sovesanie-poslov-i-postoannyh-predstavitelej -rossij skoj - federacii-30-iuna-1 -iula-2016-g./- /asset_publisher/sznBmO7t6LBS/content/id/2338996 (дата обращения: 25.04.2020).
4. Генюш C.B. Экспертная дипломатия: гражданское общество на службе внешней политики // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2012. № 5 (25) (5).
5. Глебов М. С. Элементы и механизмы новой публичной дипломатии во внешней политике государства // Правовые и политические аспекты управления. 2018. № 68.
6. Долинский А. Что такое общественная дипломатия и зачем она нужна
России? // Российский Совет По Международным Делам [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-
comments/analytics/chto-takoe-obshchestvennaya-diplomatiya-i-zachem- ona-nuzhna-/ (дата обращения: 16.02.2020).
7. Ковынева Л. В Формирование территориального бренда в регионах России // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 5.
8. Концепция внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013
г.) // «Гарант» [Электронный ресурс]. URL:
https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094/ (дата обращения: 09.04.2020).
9. Концепция внешней политики Российской Федерации (15 июля 2008 г.)
// Президент России [Электронный ресурс]. URL:
http://kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 09.04.2020).
10. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-
/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения:
16.02.2020).
11. Курс общественного дипломата. Учеб.-метод. материалы №4/2017 / Н.В. Бурлинова, Российский совет по международным делам (РСМД),
2017. 76 с.
12. Минобрнауки: число иностранных студентов в России выросло за два года на 40 тыс. человек // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/3475157 (дата обращения: 12.04.2020).
13. Най Дж.С. Будущее власти / Дж.С. Най, Москва: AST, 2014.
14. Неймарк М.А. «Мягкая сила» в мировой политике /М.А. Неймарк; предисл. Е.П. Бажанова; Дни. академия МИД России. - 2-е изд. - М.,
2018.
15. Панова Е.П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства // Вестник МГИМО-Университета. 2011. №2....333