ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 5
I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА М.Е. САЛТЫКОВАЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ» ......................................................... 11
1.1. История создания романа и его оценка современниками писателя...... 11
1.2. Изучение романа советскими литературоведами и современными
учеными-исследователями............................................................................. 18
Выводы............................................................................................................ 25
II. СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ РОМАНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ» ....... 27
2.1. Категории персонажей в романе............................................................. 27
2.2. Варианты классификации персонажей романа...................................... 43
2.2.1. «Любимчики» и «постылые» ............................................................... 44
2.2.2. «Убийцы» и «убиенные» ..................................................................... 50
Выводы............................................................................................................ 55
III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СЕМЕЙСТВА ГОЛОВЛЁВЫХ ............. 57
3.1. Внутрисемейные отношения .................................................................. 57
3.2. Отношения с внешним миром ................................................................ 62
Выводы............................................................................................................ 65
IV. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СЕМЕЙСТВА ГОЛОВЛЁВЫХ ... 67
4.1. Иллюзорные ценности Головлёвых........................................................ 70
4.2. Истинные ценности Головлёвых ............................................................ 75
Выводы............................................................................................................ 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ................................................................................. 83
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - ярчайший из представителей
русской литературы, наделенный талантом непревзойдённого сатирика и
избравший своим орудием «Ювеналов бич», безусловно, своим творчеством
оказал влияние не только на общественное сознание своих современников,
но и на многих писателей XX века (Е.И. Замятин, В.В. Маяковский, М.А.
Булгаков, А.П. Платонов).
Сатирик выступал против крепостного права как явления, основанного
на принуждении и зависимости, сочувствовал крепостному мужику,
наделенному нравственными идеалами и духовным потенциалом. СалтыковЩедрин на примере многих своих персонажей показал, как скучна и
бесполезна жизнь людей, которые общественной борьбе предпочитают свои
мелкие личные интересы, в его произведениях мы находим
общенациональные характеры и типы.
Роман «Господа Головлевы», который относится к позднему периоду
творчества писателя, раскрывает проблему помещичьей семьи, рода,
родственных отношений. Решает эту проблему автор совершенно особым
образом, что и отличает это произведение от творчества писателейсовременников.
Салтыков-Щедрин работал над «Головлёвыми» с осени 1875-го до
весны 1880 года. Впервые главные герои будущей книги появились в
рассказе «Семейный суд», опубликованном в цикле сатирических очерков
«Благонамеренные речи». Автор был не слишком доволен текстом — в
письме Некрасову он сокрушался: «Кажется, что неуклюж и кропотливо
сделан. Свободного, лёгкого творчества нет».
Высокая оценка, которую дали «Суду» критики и корреспонденты
Салтыкова-Щедрина, если не изменила его мнения, то по крайней мере
побудила писать дальше. В конечном счёте рассказы о Головлёвых
совершенно отделились от «Речей» («…Нужно было бы печатать их под
5
особой рубрикой: «Эпизоды из истории одного семейства», — писал автор) и
— после основательных правок и переделок — стали главами романа
«Господа Головлёвы»...
В процессе изучения социального и аксиологического аспектов
системы персонажей романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
мы приходим к следующим теоретическим и практическим выводам.
На основании изученных трудов можно сделать вывод, что роман
«Господа Головлевы» был принят современниками с горячим одобрением.
Многие литературоведы, специализирующиеся на исследовании творчества
М.Е. Салтыкова-Щедрина, обнаруживают в своих работах параллели между
романом «Господа Головлевы» и фактами биографии автора.
Обозначенные в I главе теоретические положения являются основой
анализа системы персонажей романа «Господа Головлевы» в социальном и
аксиологическом аспектах.
Ценность» каждого члена семьи определяют Арина Петровна
Головлёва и Порфирий Владимирович Головлёв, разделяя остальных членов
семьи на «любимчиков» (Порфирий Владимирович Головлёв) и «постылых»
(Степан Владимирович Головлёв, Павел Владимирович Головлёв, Анна
Владимировна (дочь Арины Петровны), Аннинька, Любинька, Владимир
Михайлович Головлёв (муж Арины Петровны), Петенька Головлёв (сын
Порфирия Владимировича), Володенька Головлёв (сын Порфирия
Владимировича), Пётр Иванович (отец Арины Петровны), Александра
Головлёва (первая жена Порфирия), Варвара Михайловна (сестра Владимира
Михайловича), Вера Михайловна (сестра Владимира Михайловича), Михаил
Петрович (брат Арины Петровны), Петр Петрович (брат Арины Петровны),
Надежда Ивановна Галкина (дочь Варвары Михайловны), Володя (сын
Евпраксеюшки и Порфирия Петровича).
Учитывая, что некоторые члены семьи Головлёвых являются причиной
гибели своих близких, персонажи были разделены на «убийц» и «убиенных».
К категории «убийц» были отнесены: Арина Петровна Головлёва, Порфирий
Владимирович Головлёв (сын Арины Петровны)...
1. Автухович Т. Е. Сатира и риторика (традиции сатиры XVIII века в
творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина) // М.Е. Салтыков-Щедрин и
русская сатира XIX-XX веков / под ред. Д.Н. Николаева. М., 1998. С. 34–
51.
2. Арсеньев К. К. Салтыков-Щедрин, СПБ, 1906.
3. Ауэр А. П. К вопросу о формах циклообразования в поэтике М. Е.
Салтыкова-Щедрина // Проблемы истории и теории литературы и
фольклора. М.: МГПУ, 2004. С. 421–424.
4. Ауэр А. П. Некоторые особенности поэтики М. Е. Салтыкова-Щедрина //
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина в историко-литературном
контексте / Изд-во КГУ. Калинин, 1989. С. 93–100.
5. Ауэр А. П. Поэтика символических и музыкальных образов СалтыковаЩедрина / под ред. Т. М. Акимовой. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та,
1989. 113 с.
6. Белоголовый Н.А. Из воспоминаний о М.Е.Салтыкове // СалтыковЩедрин в воспоминаниях современников. М.: Худ. лит., 1957. С. 588–
627.
7. Беренштейн Е.П. Футуристическая щедринистика : (Велимир Хлебников
и Салтыков-Щедрин) // Русская словесность. 2004. № 3. С. 11–16.
8. Борисова Л.В. Проблема бессознательного в произведениях M.Е.
Салтыкова-Щедрина и М. Булгакова // Вестник Пятигорского
государственного лингвистического университета. 1999. № 1. С. 42–47.
9. Бушмин А.С. M.Е. Салтыков-Щедрин [Электронный ресурс] / История
русской литературы: в 4 т. М., 1980. Т. 3. URL: http://febweb.ru/feb/irl/default.asp
10. Бушмин А. С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М.: Современник,
1976. 253 с.
83
11. Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина: избр. тр. / отв.
ред. Д. С. Лихачев, В. Н. Баскаков. — Л.: Наука, 1987. 365 с.
12. Бушмин А. С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина/ Л.: Наука, 1984.
342 с.
13. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение. Владос, 1995. 256 с.
14. Вдовин А. В. Деформация пространства и времени в романе М. Е.
Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" / Анализ художественного
текста : тр. каф. рус. лит. / Киров, 2005. С. 89-91.
15. Вдовин А. В. Евангельские реминисценции в образе Иудушки Головлева /
Библия и национальная культура / Пермь, 2004. С. 201-204... 89