Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования аллюзий и
библейских мотивов в творчестве У. Голдинга
7
1.1 Философско-эстетическая концепция У. Голдинга 7
1.2 Роман «Повелитель мух»: жанровая специфика и история
создания произведения
12
1.3 Аллюзия как основной стилистический прием романа 18
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Особенности использования библеизмов в романе
«Повелитель мух» У. Голдинга
26
2.1 Библейские мотивы в романе У. Голдинга «Повелитель мух» 26
2.2 Анализ библеизмов в романе-притче «Повелитель мух» 38
2.3 Функционирование библеизмов в романе 48
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список использованной литературы 55
Приложение 1. Словарь библеизмов в романе 60
Рисунок 1. Соотношение библеизмов в романе 62
Проза Уильяма Голдинга (William Gerald Golding 19 сентября 1911 —
19 июня 1993) является пластичной, красочной и напряженной – его
произведения относятся к самым культовым явлениям послевоенной
литературы Великобритании. В частности «Повелитель мух»
характеризуется в первую очередь драматической мощью, глубиной
философского содержания, многоуровневостью текста, множеством разного
рода метафор и аллюзий. Кажущийся на первый взгляд непринужденным,
текст имеет целостность и детальный мир полный символов и отсылок.
Роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» – это превосходный
пример бесчисленного множества аллюзий, библейских параллелей, мотивов
и образов. Уильям Голдинг приводит своих героев в уникальную среду, в
силу чего кардинально меняются их поведение и взаимодействие.
Будучи лауреатом Нобелевской премии «за романы, которые с
ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с
многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия
существования человека в современном мире». [22, с. 163] Подобно многим
классикам литературного мира У. Голдинг в рамках своего творчества
обращает взор на философские проблемы добра и зла, человеческой
природы, жизни и смерти. Однако в интерпретации У. Голдинга все эти вещи
показаны через призму религии – прямо или косвенно. На примере
произведения из раннего творчества «Повелитель мух» мы наблюдаем
именно косвенные аллюзии к Библии, однако более позднее творчество
автора изобилует прямыми отсылками или же образами религиозного толка.
(«Шпиль», считающийся наиболее сложным и религиозным произведением,
наполнен такими параллелями).
Среди зарубежных критиков распространено мнение, что Голдинг
является прямым последователем философских идей психоанализа Фрейда и
Юнга. Иные же рассматривают его как христианина, трактующего
посредством своих произведений основные догматы и положения
5
христианства. И наконец, существует мнение о Голдинге – представителе
экзистенциализма...
Согласно эссе и интервью самого У. Голдинга, ему близки
христианские взгляды. Однако его концепция далека от традиционной,
поскольку автор провозглашает главенство знания и достойного
нравственного выбора в текущий момент, а не ради «иной стороны жизни».
Библеизмы позволяют автору выстроить притчевый роман, высказывая
свои идеи в адрес всей цивилизации на любой ее этапе развития.
Посредством религиозных категорий и архетипов писатель доказывает
универсальность своих идей, расширяет пространство своего произведения
до масштабов всего общества, описывая мальчиков, случайно попавших на
безымянный остров.
Перспективы исследования произведения достаточно широки. В
рамках лингвистики представляет интерес феномен лингво-визуального
текста. В современном мире происходит рост интереса к визуализации
информации, главным образом для упрощения её декодирования. Как
отмечают современные лингвисты, иллюстрирование «все шире становится
элементом текстообразования».
Внимание исследователей сегодня привлекает сочетание вербального и
невербального в рамках исследования текста. Исследованием семиотически
осложненного, "нетрадиционного", видеовербального, составного,
поликодового, креолизованного текста занимаются множество
исследователей. Современная коммуникация строится по принципу
визуализации, где сосуществуют различные способы передачи информации.
Весьма высок уровень интегрированности экстралингвистических элементов
в текстуальное пространство. Данный процесс именуется «эскалацией
изображения.
По мнению исследователей, подспорьем для возникновения такого
рода текстов был средневековый период. Графическое послесловие или же
иллюстрации присутствовали в так называемом жанре «городского романа».
Даже Библия неоднократно обнаруживалась в богато иллюстрированном
60
виде. Здесь имеют место быть такие термины как эмблематика и
иконография...
1. Алеева, Е. Художественный мир Уильяма Голдинга. Дисс. ...к.ф.н. / Е.
Алеева. — Казань: изд-во Казанского ун-та, 1993 — 20 с
2. Аникин, Г.В. Философско-аллегорический роман У. Голдинга/ Г.В.
Аникин // Современный английский роман — Свердловск. : [б.и.], 1971. —
310 с.
3. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация
(на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр.
яз. вузов. - М.: Academia, 2003. - 128 с.
4. Байлс, Дж. Беседы Уильяма Голдинга / Дж. Байлс // Иностранная
литература. — 1973. — № 10. 219 с.
5. Бабенко, В.Г. Драматургия современной Англии / В.Г. Бабенко. — М.:
Высшая школа, 1981. — 144 с.
6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.:
Российское Библейское общество, 2001. — 1237 с.
7. Бирих А., Матешич Й. Фразеология библейского происхождения / А.
Бирих, Й. Матешич. Прага, 1999.
8. Вейман Р. История литературы и мифология.— М.: Прогресс, 1975.—
344 с.
9. Владимирова Н. Г. Условность, созидающая мир. Поэтика условных
форм в современном романе Великобритании. — Великий Новгород: Изд-во
Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого, 2001. — 269 с.
10. Гак В.Г. Особенности библейских фразеологизмов в русском языке /
В.Г. Гак // Вопросы языкознания. 1997, № 5. С. 3-19.
11. Голдинг, У. Повелитель мух / У. Голдинг // Повелитель мух. Шпиль.
Чрезвычайный посол. — М.: Изд-во «АСТ», 2003. — 413 с.
12. Гудков Д.Б. Прецедентное имя. Проблемы денотации, сигнификации //
Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. —
«Филология», М., 1997.
62
13. Давыдов, Ю.Н. «Интеллектуальный роман» и философское
мифотворчество / Ю.Н. Давыдов // Вопросы литературы. — 1986. — №10 —
С. 147—168.
14. Захаренко И.В. Прецедентные высказывания и их функционирование в
тексте // Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. М.,
1997. С. 92-99
15. Зельченко, В. Предисловие / В. Зельченко // Голдинг У. Повелитель
мух: роман. - СПб. : Роман, 2000. — С. 5 —8... 58