Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)

Работа №173481

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы134
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания (ОГКУ СО) «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей города Черемхово».
Выборка: 20 детей раннего возраста (2 – 3 года) из них 11 девочек и 9 мальчиков.
Есть приложения.

Введение………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения адаптации детей к условиям детского сада…10
1.1. Адаптация как объект научного исследования ………………...... 10
1.2. Психологические особенности детей раннего возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых ………………………………….22
1.3. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада …………32
Выводы по главе ……………………………………………. 51
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада...52
2.1. Организация и методы исследования ……52
2.2. Анализ полученных результатов ………57
2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада … 69
Заключение ……………………………………………………………… 80
Список использованной литературы …………………82
Приложения …………………………………………………………….. 87

Детское дошкольное образовательная организация, является первой ступенью образования и выполняет множество функций. Деятельность ДОО в контексте внедрения ФГОС ДОО (приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года) направлена на развитие у детей умений, которые обеспечивают его собственную готовность самостоятельно учиться или переучиваться в течение всей жизни.
Среди многих задач, согласно ФГОС ДО базовой ценностью является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического и социально-психологического. Именно в адаптационный период эта задача является приоритетной, так как именно в этот момент ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Поступая, в детское дошкольное образовательную организацию ребенок 2-3 лет встречает много изменений: другой режим дня, расставание с родителями на долгое время, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, возможно и опасного, новые требования к поведению, постоянный контакт с детьми и взрослыми, другой образ общения. Все эти изменения случаются с ребёнком одновременно, создавая стрессовую ситуацию для него и способны привести к невротическим реакциям (отказ от еды, частые заболевания, капризы, страхи, психическая регрессия и т.п.). Начало раннего посещения ребёнком дошкольного учреждения (1,5-3 года) и увеличение образовательной нагрузки, делают проблему адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада особенно актуальной.
Понятие адаптации рассматривалось в исследованиях достаточно большого количества авторов. Среди них стоит отметить таких классиков социологии, психологии, психофизиологии и педагогики как Г.М. Андреева, П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, В.Т. Лисовский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов. Особенности адаптации детей дошкольного возраста изучались в работах Л.И. Божович, А.Л. Венгера, Л.С. Выготского, Н.И. Гуткиной, А.А. Житниковой, Е.Е. Кравцовой. Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации описаны в трудах А.С. Роньжиной, Е.О. Смирновой, Е.А. Стребелевой, Д.Б. Эльконина.
Актуальность темы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации обусловлена и другими несколькими важными аспектами:
Социальный контекст: современное общество предъявляет высокие требования к раннему развитию детей. Дошкольная образовательная организация играет ключевую роль в подготовке детей к школе и дальнейшей социальной жизни. Адаптация является первым важным этапом социализации ребенка, от которого зависит его дальнейшее развитие и благополучие.
Психологическое здоровье: процесс адаптации может сопровождаться стрессовыми ситуациями для ребенка, такими как разлука с родителями, изменение привычной обстановки, новые социальные контакты. Это может негативно сказываться на психическом состоянии ребенка, вызывать тревожность, страхи и другие негативные эмоции.
Индивидуальные особенности: каждый ребенок уникален, и процесс адаптации у каждого протекает индивидуально. Учитывать эти особенности важно для успешного прохождения данного этапа.
Семейные отношения: родители также испытывают трудности в период адаптации своего ребенка. Они переживают за безопасность и комфорт своего малыша, часто сталкиваются с проблемами, связанными с организацией ухода за ребенком вне дома.
Образовательные стандарты: современные программы дошкольного образования направлены на всестороннее развитие ребенка, включая интеллектуальное, физическое и социальное развитие. Эффективная адаптация способствует лучшему усвоению знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения.
Эффективная адаптация способствует гармоничному развитию ребёнка, формирует у него положительные установки к учёбе и общению, что создаёт прочную основу для дальнейшего успешного обучения и социализации. Вместе с тем, неудачная адаптация может привести к возникновению у ребёнка чувства тревоги, страха, неуверенности в себе, что негативно сказывается на его психическом и физическом здоровье. Поэтому крайне важно уделять особое внимание факторам, способствующим успешной адаптации, и разрабатывать эффективные методики, которые бы облегчали этот процесс.
Исследования в области детской психологии показывают, что именно первые годы жизни ребёнка являются критически важными для формирования его характера, привычек и представлений о мире. От того, насколько легко ребёнок сможет войти в новое окружение, зависит его дальнейший путь развития. Именно поэтому вопрос адаптации детей раннего возраста остаётся одним из приоритетных направлений в педагогике и психологии.
Высокие требования общества к уровню организации системы воспитания и обучения в детских учреждениях определяют поиск новых, более результативных психолого-педагогических подходов, которые нацелены на оптимизацию процесса развития личности ребенка, согласно заявленным требованиям. В этом смысле проблема поиска современных подходов сокращения сроков адаптационного периода с минимальными негативными последствиями для ребенка в настоящий момент приобретает особое значение.
Таким образом, возникает необходимость разработки эффективных методов и стратегий, направленных на облегчение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Эти методы должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечивать плавность перехода из семейной среды в образовательную, способствовать формированию позитивного отношения к посещению детского сада и минимизации негативных последствий адаптационного периода.
Цель работы: изучение психолого-педагогических особенностей
процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Чтобы достичь цели исследования, связанной с изучением процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, необходимо поставить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме адаптации детей раннего возраста условиям дошкольной образовательной организации.
2. Охарактеризовать особенности адаптационного процесса при поступлении ребенка в ДОО.
3. Обосновать комплекс мер организации эффективного процесса адаптации в ДОО для детей раннего возраста.
Эти задачи позволят всесторонне изучить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации и предложить практические решения для его оптимизации.
Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – особенности адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: использование специально разработанных методов психологической поддержки и педагогических приемов способствует снижению уровня тревожности и повышению социальной адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения:
- индивидуализация подхода: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка позволяет создать комфортные условия пребывания в детском саду, минимизировать негативные реакции и повысить чувство защищенности.;
– разработка и проведение серии психопрофилактических занятий по адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации;
– создание благоприятной развивающей среды: продуманная организация пространства группы, использование игровых методик и позитивного взаимодействия воспитателей способствуют развитию коммуникативных навыков и самостоятельности у детей;
- формирование эмоционально-положительного отношения к детскому саду: систематическое проведение мероприятий, направленных на знакомство ребенка с педагогами и сверстниками, улучшает психологический климат и облегчает переход от домашней обстановки к коллективному взаимодействию;
– психологическая поддержка родителей: информирование и вовлечение родителей в процесс адаптации ребенка снижает уровень стресса семьи и помогает ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям.
Таким образом, реализация предложенных мер позволит оптимизировать процесс адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении и снизить возможные риски нарушения психоэмоционального состояния детей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны показатели и уровни адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методы психологической поддержки и педагогических приемов
и описанные и апробированные психолого-педагогические условия могут использовать в своей работе педагоги для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база.
Исследования проводились в отделении реабилитации детей и подростков дневного отделения Областного государственного казённого учреждения социального обслуживания (ОГКУ СО) «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей города Черемхово». Выбор данной организации обусловлен спецификой работы с детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации, что требует особого внимания к вопросам адаптации и социализации.
Контингент испытуемых.
В исследовании принимали участие 20 детей раннего возраста (2 – 3 года) из них 11 девочек и 9 мальчиков, находящихся в дневном отделении центра.
Критерии отбора:
- возраст от 2 до 3 лет;
- нахождение в центре не менее одного месяца;
- отсутствие выраженных физических и умственных отклонений;
- согласие законных представителей (опекунов) на участие в
исследовании.
Этические аспекты.
Перед началом исследования законным представителям детей были представлены информационные письма, разъясняющие цели и методы исследования. Участие в исследовании было добровольным. Вся информация, собранная в ходе исследования, оставалась строго конфиденциальной.
Эта экспериментальная база позволила детально изучить особенности адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, к новым условиям жизнедеятельности и предложить практические рекомендации для улучшения этого процесса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, в которой описаны актуальность темы, цель и задачи, объект и предмет исследования, а также описана теоретическая и практическая значимость работы. Двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы (49 наименований), 12 приложений. Работу иллюстрируют 10 рисунков и 4 таблицы. Основной текст работы изложен на 78 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В самом начале данного исследования нами был поставлен ряд задач, которые можно считать выполненными, что позволяет сделать следующие выводы. Выбранная тема является актуальной, так как обоснована современными реалиями.
Исследование различных аспектов в ходе данной работы показывает, что имеется множество условий, которые влияют на адаптацию ребенка раннего возраста, находящегося в дошкольном учреждении. В ходе изучения психолого-педагогической литературы в теоретической части работы дана характеристика понятия «адаптация»; рассмотрены факторы, которые влияют на условия ее протекания; дано описание психологических особенностей детей раннего возраста, а также, форм и методов работы, применяющихся в организационном управлении процессом адаптации ребенка к ДОО.
Можно утверждать, что адаптация к условиям дошкольной организации является особым по сложности периодом, в первую очередь, для детей раннего возраста, во вторую очередь, для их родителей и педагогов. С целью быстрой и безболезненной адаптации необходима предварительная подготовка ребенка к новым условиям жизни.
Успешность адаптации детей к новым условиям дошкольной организации базируется на комплексном подходе к ее решению. В результате эмпирического исследования было установлено три группы детей: первая группа, где проходит легкая адаптация; вторая группа, где адаптация средней тяжести; третья группа с дезадаптацией. По результатам анализа литературных источников и данных практического исследования факторов адаптации ребенка в процессе пребывания в детском саду, имеют влияние три вида показателей: социально-психологические показатели, которые характеризуют уровень закаленности, сформированность навыка самообслуживания, уровень коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и влиянием семьи на ребенка; психофизиологические показатели, которые характеризуются особенностями психомоторного развития детей 1,5-2,5 лет, и обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений; педагогические показатели, характеризующиеся компетентностью и профессионализмом педагогов. Данные положения легли в основу разработки комплекса мер по организации процесса адаптации к детскому саду детей раннего возраста. Таким образом гипотеза исследования подтвердилась, что наделяет работу практической значимостью. Дальнейшее исследование может быть направлено на оценку эффективности предложенных рекомендаций.



1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53.
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 228 с.
4. Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999. - 144с.
5. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. - 2002. - №3. - С. 31-35.
6. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.57-64.
7. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
8. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Проспект, 2002. - 414 с.
9. Боулби Дж. Привязанность / пер. с англ., научн. ред. Н.В. Дмитриевой. — Москва : Гардарики, 2003. — 496 с.
10. Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. - М.: Просвещение, 1994. - 226 с.
11. Бюлер К. Теория языка / Перевод А.А. Грищенко, Ю.И. Пастухова; Под ред. Т.В. Булыгиной. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 504
12. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. - М.: Просвещение, 1993. - 170 с.
13. Вахнина Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С. 13-18.
14. Веракса Н.Е. Детская психология: учебник для среднего профессионального образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 446 с.
15. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2004. - 232 с.
16. Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Современная воспитательная система детского сада. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 12 - 17.
17. Волошина Л.Н. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи: учебно-методическое пособие / Л. Н. Волошина, М.В. Садовски, Г.Е. Воробьева; Минобрнауки России, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Белгород: Белгород: НИУ «БелГУ», 2019. 133 с.
18. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и др. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
19. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6т. - М.: Педагогика, 1984. - 356с.
20. Гайнанова Е.А. Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей раннего возраста // Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 689-691.
21. Гуров В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. - Ставрополь, 1999. - 198 с.
22. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.
23. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 28 с.
24. Дешина О.Л. Особенности развития познавательной активности у детей раннего возраста // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, Елец, - 2017. С. 15 — 20. 004. - 112 с.
25. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. С. 18 - 21.
26. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. М.: Просвещение, 2007. 79с.
27. Зуева А.Д. Особенности детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 48-50.
28. Иванова Н.В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н. В. Иванова, О. Б. Кривовицына, Е.Ю. Якупова. Москва: Творческий центр «Сфера», 2011. 128 с.
29. Королева С.В. Стадии процесса социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2011. № 3. С. 54-59.
30. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду [Текст]:
учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. В. Костяк. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
31. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия: изд. 3-е, испр. Волгоград: Учитель. 127с.
32. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребёнка / М. И. Лисина. — Москва: Педагогика, 1978. — 208 с.
33. Лукашенко Д.В. Адаптация личности: сущность и содержание: монография. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2019. 109 с.
34. Лурия А. Р. Развитие высших корковых функций человека / А. Р. Лурия. — Москва: Педагогика, 1969. — 416 с.
35. Максимова Л.А. Диагностика эмоционального развития детей раннего возраста // Детский сад от А до Я. 2009. № 2 (38). С. 67-74.
36. Морозова Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.10. М., 1999. 163 с.
37. Мымрикова М.А. Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 6. С. 112-116.
38. Новосёлова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. - М.: Педагогика, 1978. – 160 с
39. Обухова Л.Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 275 с.
40. Ольшанская М.Н. Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада / М.Н. Ольшанская, Р.А. Родионова, М.В. Фомовская // Молодой ученый. 2018. № 46.2 (232.2). С. 85-89.
41. Павлова Л.Н. Раннее детство познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова. М., 2002. 214 с.
42. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошкольных учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. М.: ВЛАДОС, 2004. 176 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
44. Современные подходы в работе с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие / Сост. И.И. Левашова, С.В. Теряева. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит, ун-та, 2011. 204 с.
45. Тавберидзе Е.А., Калугина В.А. Организация и содержание работы с родителями. М.: Школьная Пресса, 2008. 200 с.
46. Терехина Е.В. Психология адаптации личности: концептуальные и эмпирические исследования. Москва: Издательство МГУ. 2003
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 27.11.2024)
48. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. — М.: Издательство «Просвещение», 1922. — XXII + 278 c.
49. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей раннего возраста (ранний возраст и дошкольный период детства) / Д. Б. Эльконин. — Москва: Просвещение, 1989. — 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ