Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)

Работа №173481

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы134
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания (ОГКУ СО) «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей города Черемхово».
Выборка: 20 детей раннего возраста (2 – 3 года) из них 11 девочек и 9 мальчиков.
Есть приложения.

Введение………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения адаптации детей к условиям детского сада…10
1.1. Адаптация как объект научного исследования ………………...... 10
1.2. Психологические особенности детей раннего возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых ………………………………….22
1.3. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада …………32
Выводы по главе ……………………………………………. 51
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада...52
2.1. Организация и методы исследования ……52
2.2. Анализ полученных результатов ………57
2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада … 69
Заключение ……………………………………………………………… 80
Список использованной литературы …………………82
Приложения …………………………………………………………….. 87

Детское дошкольное образовательная организация, является первой ступенью образования и выполняет множество функций. Деятельность ДОО в контексте внедрения ФГОС ДОО (приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года) направлена на развитие у детей умений, которые обеспечивают его собственную готовность самостоятельно учиться или переучиваться в течение всей жизни.
Среди многих задач, согласно ФГОС ДО базовой ценностью является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического и социально-психологического. Именно в адаптационный период эта задача является приоритетной, так как именно в этот момент ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Поступая, в детское дошкольное образовательную организацию ребенок 2-3 лет встречает много изменений: другой режим дня, расставание с родителями на долгое время, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, возможно и опасного, новые требования к поведению, постоянный контакт с детьми и взрослыми, другой образ общения. Все эти изменения случаются с ребёнком одновременно, создавая стрессовую ситуацию для него и способны привести к невротическим реакциям (отказ от еды, частые заболевания, капризы, страхи, психическая регрессия и т.п.). Начало раннего посещения ребёнком дошкольного учреждения (1,5-3 года) и увеличение образовательной нагрузки, делают проблему адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада особенно актуальной.
Понятие адаптации рассматривалось в исследованиях достаточно большого количества авторов. Среди них стоит отметить таких классиков социологии, психологии, психофизиологии и педагогики как Г.М. Андреева, П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, В.Т. Лисовский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов. Особенности адаптации детей дошкольного возраста изучались в работах Л.И. Божович, А.Л. Венгера, Л.С. Выготского, Н.И. Гуткиной, А.А. Житниковой, Е.Е. Кравцовой. Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации описаны в трудах А.С. Роньжиной, Е.О. Смирновой, Е.А. Стребелевой, Д.Б. Эльконина.
Актуальность темы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации обусловлена и другими несколькими важными аспектами:
Социальный контекст: современное общество предъявляет высокие требования к раннему развитию детей. Дошкольная образовательная организация играет ключевую роль в подготовке детей к школе и дальнейшей социальной жизни. Адаптация является первым важным этапом социализации ребенка, от которого зависит его дальнейшее развитие и благополучие.
Психологическое здоровье: процесс адаптации может сопровождаться стрессовыми ситуациями для ребенка, такими как разлука с родителями, изменение привычной обстановки, новые социальные контакты. Это может негативно сказываться на психическом состоянии ребенка, вызывать тревожность, страхи и другие негативные эмоции.
Индивидуальные особенности: каждый ребенок уникален, и процесс адаптации у каждого протекает индивидуально. Учитывать эти особенности важно для успешного прохождения данного этапа.
Семейные отношения: родители также испытывают трудности в период адаптации своего ребенка. Они переживают за безопасность и комфорт своего малыша, часто сталкиваются с проблемами, связанными с организацией ухода за ребенком вне дома.
Образовательные стандарты: современные программы дошкольного образования направлены на всестороннее развитие ребенка, включая интеллектуальное, физическое и социальное развитие. Эффективная адаптация способствует лучшему усвоению знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения.
Эффективная адаптация способствует гармоничному развитию ребёнка, формирует у него положительные установки к учёбе и общению, что создаёт прочную основу для дальнейшего успешного обучения и социализации. Вместе с тем, неудачная адаптация может привести к возникновению у ребёнка чувства тревоги, страха, неуверенности в себе, что негативно сказывается на его психическом и физическом здоровье. Поэтому крайне важно уделять особое внимание факторам, способствующим успешной адаптации, и разрабатывать эффективные методики, которые бы облегчали этот процесс.
Исследования в области детской психологии показывают, что именно первые годы жизни ребёнка являются критически важными для формирования его характера, привычек и представлений о мире. От того, насколько легко ребёнок сможет войти в новое окружение, зависит его дальнейший путь развития. Именно поэтому вопрос адаптации детей раннего возраста остаётся одним из приоритетных направлений в педагогике и психологии.
Высокие требования общества к уровню организации системы воспитания и обучения в детских учреждениях определяют поиск новых, более результативных психолого-педагогических подходов, которые нацелены на оптимизацию процесса развития личности ребенка, согласно заявленным требованиям. В этом смысле проблема поиска современных подходов сокращения сроков адаптационного периода с минимальными негативными последствиями для ребенка в настоящий момент приобретает особое значение.
Таким образом, возникает необходимость разработки эффективных методов и стратегий, направленных на облегчение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Эти методы должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечивать плавность перехода из семейной среды в образовательную, способствовать формированию позитивного отношения к посещению детского сада и минимизации негативных последствий адаптационного периода.
Цель работы: изучение психолого-педагогических особенностей
процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Чтобы достичь цели исследования, связанной с изучением процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, необходимо поставить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме адаптации детей раннего возраста условиям дошкольной образовательной организации.
2. Охарактеризовать особенности адаптационного процесса при поступлении ребенка в ДОО.
3. Обосновать комплекс мер организации эффективного процесса адаптации в ДОО для детей раннего возраста.
Эти задачи позволят всесторонне изучить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации и предложить практические решения для его оптимизации.
Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – особенности адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: использование специально разработанных методов психологической поддержки и педагогических приемов способствует снижению уровня тревожности и повышению социальной адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения:
- индивидуализация подхода: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка позволяет создать комфортные условия пребывания в детском саду, минимизировать негативные реакции и повысить чувство защищенности.;
– разработка и проведение серии психопрофилактических занятий по адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации;
– создание благоприятной развивающей среды: продуманная организация пространства группы, использование игровых методик и позитивного взаимодействия воспитателей способствуют развитию коммуникативных навыков и самостоятельности у детей;
- формирование эмоционально-положительного отношения к детскому саду: систематическое проведение мероприятий, направленных на знакомство ребенка с педагогами и сверстниками, улучшает психологический климат и облегчает переход от домашней обстановки к коллективному взаимодействию;
– психологическая поддержка родителей: информирование и вовлечение родителей в процесс адаптации ребенка снижает уровень стресса семьи и помогает ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям.
Таким образом, реализация предложенных мер позволит оптимизировать процесс адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении и снизить возможные риски нарушения психоэмоционального состояния детей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны показатели и уровни адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методы психологической поддержки и педагогических приемов
и описанные и апробированные психолого-педагогические условия могут использовать в своей работе педагоги для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база.
Исследования проводились в отделении реабилитации детей и подростков дневного отделения Областного государственного казённого учреждения социального обслуживания (ОГКУ СО) «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей города Черемхово». Выбор данной организации обусловлен спецификой работы с детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации, что требует особого внимания к вопросам адаптации и социализации.
Контингент испытуемых.
В исследовании принимали участие 20 детей раннего возраста (2 – 3 года) из них 11 девочек и 9 мальчиков, находящихся в дневном отделении центра.
Критерии отбора:
- возраст от 2 до 3 лет;
- нахождение в центре не менее одного месяца;
- отсутствие выраженных физических и умственных отклонений;
- согласие законных представителей (опекунов) на участие в
исследовании.
Этические аспекты.
Перед началом исследования законным представителям детей были представлены информационные письма, разъясняющие цели и методы исследования. Участие в исследовании было добровольным. Вся информация, собранная в ходе исследования, оставалась строго конфиденциальной.
Эта экспериментальная база позволила детально изучить особенности адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, к новым условиям жизнедеятельности и предложить практические рекомендации для улучшения этого процесса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, в которой описаны актуальность темы, цель и задачи, объект и предмет исследования, а также описана теоретическая и практическая значимость работы. Двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы (49 наименований), 12 приложений. Работу иллюстрируют 10 рисунков и 4 таблицы. Основной текст работы изложен на 78 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В самом начале данного исследования нами был поставлен ряд задач, которые можно считать выполненными, что позволяет сделать следующие выводы. Выбранная тема является актуальной, так как обоснована современными реалиями.
Исследование различных аспектов в ходе данной работы показывает, что имеется множество условий, которые влияют на адаптацию ребенка раннего возраста, находящегося в дошкольном учреждении. В ходе изучения психолого-педагогической литературы в теоретической части работы дана характеристика понятия «адаптация»; рассмотрены факторы, которые влияют на условия ее протекания; дано описание психологических особенностей детей раннего возраста, а также, форм и методов работы, применяющихся в организационном управлении процессом адаптации ребенка к ДОО.
Можно утверждать, что адаптация к условиям дошкольной организации является особым по сложности периодом, в первую очередь, для детей раннего возраста, во вторую очередь, для их родителей и педагогов. С целью быстрой и безболезненной адаптации необходима предварительная подготовка ребенка к новым условиям жизни.
Успешность адаптации детей к новым условиям дошкольной организации базируется на комплексном подходе к ее решению. В результате эмпирического исследования было установлено три группы детей: первая группа, где проходит легкая адаптация; вторая группа, где адаптация средней тяжести; третья группа с дезадаптацией. По результатам анализа литературных источников и данных практического исследования факторов адаптации ребенка в процессе пребывания в детском саду, имеют влияние три вида показателей: социально-психологические показатели, которые характеризуют уровень закаленности, сформированность навыка самообслуживания, уровень коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и влиянием семьи на ребенка; психофизиологические показатели, которые характеризуются особенностями психомоторного развития детей 1,5-2,5 лет, и обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений; педагогические показатели, характеризующиеся компетентностью и профессионализмом педагогов. Данные положения легли в основу разработки комплекса мер по организации процесса адаптации к детскому саду детей раннего возраста. Таким образом гипотеза исследования подтвердилась, что наделяет работу практической значимостью. Дальнейшее исследование может быть направлено на оценку эффективности предложенных рекомендаций.



1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53.
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 228 с.
4. Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999. - 144с.
5. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. - 2002. - №3. - С. 31-35.
6. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.57-64.
7. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
8. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Проспект, 2002. - 414 с.
9. Боулби Дж. Привязанность / пер. с англ., научн. ред. Н.В. Дмитриевой. — Москва : Гардарики, 2003. — 496 с.
10. Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. - М.: Просвещение, 1994. - 226 с.
11. Бюлер К. Теория языка / Перевод А.А. Грищенко, Ю.И. Пастухова; Под ред. Т.В. Булыгиной. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 504
12. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. - М.: Просвещение, 1993. - 170 с.
13. Вахнина Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С. 13-18.
14. Веракса Н.Е. Детская психология: учебник для среднего профессионального образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 446 с.
15. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2004. - 232 с.
16. Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Современная воспитательная система детского сада. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 12 - 17.
17. Волошина Л.Н. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи: учебно-методическое пособие / Л. Н. Волошина, М.В. Садовски, Г.Е. Воробьева; Минобрнауки России, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Белгород: Белгород: НИУ «БелГУ», 2019. 133 с.
18. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и др. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
19. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6т. - М.: Педагогика, 1984. - 356с.
20. Гайнанова Е.А. Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей раннего возраста // Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 689-691.
21. Гуров В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. - Ставрополь, 1999. - 198 с.
22. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.
23. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 28 с.
24. Дешина О.Л. Особенности развития познавательной активности у детей раннего возраста // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, Елец, - 2017. С. 15 — 20. 004. - 112 с.
25. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. С. 18 - 21.
26. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. М.: Просвещение, 2007. 79с.
27. Зуева А.Д. Особенности детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 48-50.
28. Иванова Н.В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н. В. Иванова, О. Б. Кривовицына, Е.Ю. Якупова. Москва: Творческий центр «Сфера», 2011. 128 с.
29. Королева С.В. Стадии процесса социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2011. № 3. С. 54-59.
30. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду [Текст]:
учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. В. Костяк. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
31. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия: изд. 3-е, испр. Волгоград: Учитель. 127с.
32. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребёнка / М. И. Лисина. — Москва: Педагогика, 1978. — 208 с.
33. Лукашенко Д.В. Адаптация личности: сущность и содержание: монография. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2019. 109 с.
34. Лурия А. Р. Развитие высших корковых функций человека / А. Р. Лурия. — Москва: Педагогика, 1969. — 416 с.
35. Максимова Л.А. Диагностика эмоционального развития детей раннего возраста // Детский сад от А до Я. 2009. № 2 (38). С. 67-74.
36. Морозова Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.10. М., 1999. 163 с.
37. Мымрикова М.А. Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 6. С. 112-116.
38. Новосёлова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. - М.: Педагогика, 1978. – 160 с
39. Обухова Л.Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 275 с.
40. Ольшанская М.Н. Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада / М.Н. Ольшанская, Р.А. Родионова, М.В. Фомовская // Молодой ученый. 2018. № 46.2 (232.2). С. 85-89.
41. Павлова Л.Н. Раннее детство познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова. М., 2002. 214 с.
42. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошкольных учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. М.: ВЛАДОС, 2004. 176 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
44. Современные подходы в работе с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие / Сост. И.И. Левашова, С.В. Теряева. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит, ун-та, 2011. 204 с.
45. Тавберидзе Е.А., Калугина В.А. Организация и содержание работы с родителями. М.: Школьная Пресса, 2008. 200 с.
46. Терехина Е.В. Психология адаптации личности: концептуальные и эмпирические исследования. Москва: Издательство МГУ. 2003
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 27.11.2024)
48. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. — М.: Издательство «Просвещение», 1922. — XXII + 278 c.
49. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей раннего возраста (ранний возраст и дошкольный период детства) / Д. Б. Эльконин. — Москва: Просвещение, 1989. — 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ