Введение 3
Глава I. Теоретические основы двойственности 6
1.1. Возникновение и становление близнечного мифа 7
1.2. «Двойники» в литературе эпохи романтизма 10
1.3. Концепция художественного мира Б.Л. Пастернака 16
1.3.1 Исторический контекст создания произведений 17
1.3.2 Параллель и контраст с творчеством поэтов Серебряного века ... 18
Выводы 20
Глава П.Дуальный мир в творчестве Б.Л. Пастернака 22
2.1. Двойственность в ранней поэзии на примере сборника «Близнец в
тучах» 23
2.2. Мотивы амбивалентности в зрелом творчестве («Сестра моя -
жизнь») 32
2.3. Стихотворения Юрия Живаго в контексте парности 39
Выводы 44
Заключение 46
Список литературы 49
Борис Леонидович Пастернак – выдающийся русский поэт ХХ века. В
отличие от А.А. Блока, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой и других
писателей серебряного века, стихотворения Б.Л. Пастернака были не так
широко распространены, поскольку его творчество отличалось «сгущенной
метафоричностью», к которой не был подготовлен читатель [40, с. 9]. Поэзия
автора насыщена глубокими философскими размышлениями о жизни,
смерти, любви и предназначении человека. Особенность поэтического мира
Пастернака заключается в сочетании реалистической образности с
символизмом и психологическим подтекстом, что позволяет рассматривать
его лирику в контексте более широких философских категорий, таких как
двойственность и двойничество. Через данную призму лирический герой
Пастернака оказывается условно раздвоенным между внутренними
переживаниями и внешним миром, что отражает сложные процессы
самоопределения и поиска смысла жизни. Анализ темы парности и
амбивалентности в контексте творчества Пастернака позволяет глубже
понять его мировоззрение благодаря художественным средствам, включая
метафоры и контрасты, символике, а также вносит вклад в исследование
темы двойничества в русской литературе в целом.
Актуальность работы обусловлена тем, что тема двойственности в
литературе остаётся одной из ключевых для понимания человеческой
природы и мира. Исследование подразумевает собой глубокий анализ не
только скрытых метафор в стихотворениях Б.Л. Пастернака, но и
биографическую составляющую поэта.
Научная новизна данной работы состоит в комплексном анализе
двойственных мотивов и образов в лирике Б.Л. Пастернака, затрагивающем
весь период творчества автора, в котором реализуются подобные дефиниции...
В настоящей выпускной квалификационной работе была рассмотрена
тема двойственности и двойничества в лирике Б.Л. Пастернака. Были
изучены теоретические основы происхождения близнечных мифов и
дуальности в мировой литературе, проанализировано развитие
амбивалентных мотивов в творчестве писателей XVIII и XIX века. В ходе
исследования было установлено, что центральным элементом
художественного поэтического мира Пастернака является концепция
двойственности, которая проявляется через желание и стремление
отчуждённого лирического героя найти гармонию с внешним миром. Данная
идея находит воплощение на уровне индивидуального поэтического стиля,
композиции, использования средств изобразительности, в частности
метафор, сравнений и символических образов.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Концепция дуальности и амбивалентности мира зарождается в
архаический период посредством мифов о потусторонней жизни и
бессмертии души.
2. Тема двойственности является одной из главенствующих тем в
творчестве многих мировых классиков, что позволяет ей воплощаться в
произведениях через призму индивидуального видения мира поэтов,
основываясь на том, что было изучено и воспроизведено ранее.
3. За счёт уникального стиля и философского взгляда Пастернака
на жизнь и творчество, его поэзия наполнена множеством дихотомических
образов, связанных с сопротивопоставлением духовного мира и земного, а
также исключительностью лирического героя...
1. Аверинцев С.С. Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления
[Электрон. ресурс] // Известия АН СССР. Сер. Литературы и языка. – 1990. –
№3. URL: http://mandelshtam.lit-info.ru/mandelshtam/kritika-omandelshtame/averincev-pasternak-i-mandelshtam.htm (дата обращения:
07.01.2025).
2. Акимова А.С. Трансформация шекспировских образов в
творчестве Б.Л. Пастернака 1910-1920-хх гг. // Проблемы исторической
поэтики. – 2018. – №4. – С. 174-194.
3. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака: Монография. – Л.:
Советский писатель, 1990. – 368 с.
4. Анненков Ю.П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий в 2 т. /
Портр. Ю. Анненкова. – Т.2. – М.: Художественная литература, 1991. – 336 с.
5. Баевский В.С. Гигантский слалом, или жизнь, смерть и
бессмертие Бориса Пастернака. – М., 1991. – 141 с.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Научная
библиотека, 1963. – 167 с.
7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. – 543 с.
8. Брюханова Ю.М. Концептуализация лирического субъекта в
творчестве Б. Пастернака [Электрон. ресурс] // Вестник БГУ. – 2008. – №10.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-liricheskogo-subekta-vtvorchestve-b-pasternaka (дата обращения: 07.01.2025).
9. Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. –
М.: Советский писатель, 1989. – 224 с.
50
10. Гаспаров Б.М. Борис Пастернак: по ту сторону поэтики
(Философия. Музыка. Быт): Монография. – М.: Новое литературное
обозрение, 2013. – 272 с.
11. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. – М.: Наука, 1984.
– 322 с.
12. Гаспаров М.Л., Подгаецкая И.Ю. «Сестра моя – жизнь» Бориса
Пастернака. Сверка понимания. – М.: Российский государственный
гуманитарный университет, 2008. – 192 с.
13. Гаспаров М.Л., Поливанов К.М. «Близнец в тучах» Бориса
Пастернака: опыт комментария. – М.: РГГУ, 2005. – 141 с.
14. Гроссман Л.П. Заметки. Гофман, Бальзак и Достоевский // София.
– М: Тип. К.Ф. Некрасова, 1914. – №5. – С. 87-96.
15. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика.
– Спб., 1914. – 206 с... 50