Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексическая структура художественного текста (на примере романов братьев Стругацких "Жук в муравейнике" и "Трудно быть Богом"

Работа №173457

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы48
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ……………………….……………………………………….……….. 3
Глава 1. Лексическая структура художественного текста как способ
раскрытия авторского замысла
1.1. Понятие «лексическая структура художественного текста» в рамках
функциональной лексикологии ………………………………..….……….…... 7
1.2. Роль лексической структуры художественного текста в раскрытии
подтекстовых смыслов произведения …………………..……………....……. 17
Выводы по главе 1 …………………………………….……..…………..…..… 24
Глава 2. Особенности лексической структуры текстов произведений А. и
Б. Стругацких
2.1. Роль ключевых слов в произведении Стругацких «Жук в
муравейнике» в распознавании скрытых смыслов текста …..…….…..…….. 25
2.2. Метафора как инструмент концептуализации действительности и
средство раскрытия психологии персонажей в тексте А. и Б. Стругацких
«Трудно быть богом» ………………..….....................................................….. 35
Выводы по главе 2 …………………………………………….…….…….…… 45
Заключение …………………………………….….……………...…...………. 46
Список литературы ……………………………….……….……...…..……… 48

Изучением лексической структуры художественного текста в
отечественной лексикологии стали заниматься сравнительно недавно, можно
сказать, что это достаточно новое направление в лингвистике. Тем не менее,
довольно частое обращение к такому анализу в последнее время
свидетельствует о том, что лексическая структура текста, действительно,
помогает лучше разобраться в смысле художественного текста, увидеть его
подводные камни, т.е. лучше понять то, какие мысли хотел в том или ином
тексте выразить автор произведения. По мнению одного из исследователей,
лексическая структура «неотделима от проблемы восприятия и понимания
текста» [16, c. 66].
В процессе восприятия и понимания художественного текста важную
роль играют слова и их лексическое значение. Таким образом, практически за
каждым словом стоит некий образ, который и является одним из элементов
лексической структуры текста, то есть заложенной автором его смысловой
программы. Разбираясь во взаимосвязи между словами и их значениями,
читатель выстраивает ассоциативно-семантическое значение целого текста.
Какие именно слова в художественном тексте могут стать объектом
исследования при анализе лексической структуры? Это могут быть ключевые
слова, которые помогут выявить главные идеи произведения, определить его
тематику или распознать его скрытый смысл. Это могут быть тематические
группы слов, выделение которых также будет способствовать более
глубокому погружению в смысловое содержание художественного текста.
Объектом исследования могут быть также метафоры, которыми авторы
художественных произведений пользуются очень часто в основном с целью
переноса значения одного слова на другое. На месте метафор при анализе
лексической структуры художественного текста могут быть и другие
средства выразительности...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Приступая к написанию работы на тему «Лексическая структура
художественного текста (на примере «Жук в муравейнике» и «Трудно быть
богом» А. и Б. Стругацких), мы поставили перед собой цель:
проанализировав отдельные элементы лексической структуры указанных
текстов А. и Б. Стругацких, выяснить, как эти элементы помогают
разобраться в авторском замысле, в характерах персонажей и в раскрытии
основной идеи произведения. В качестве объекта исследования были взяты
два романа братьев Стругацких, а именно: роман «Жук в муравейнике» и
роман «Трудно быть богом».
К достижению намеченной цели мы двигались постепенно. В первую
очередь, опираясь на наработки лингвистов, мы выявили суть понятия
«лексическая структура художественного текста» и определили роль
лексической структуры художественного текста в раскрытии подтекстовых
смыслов произведения.
Вторая глава (практическая) была посвящена непосредственно
исследованию. В романе «Жук в муравейнике» были выявлены ключевые
слова и с их помощью определены так называемые скрытые смыслы текста.
Роман «Трудно быть богом» стал объектом анализа метафор, что позволило
разобраться в авторском замысле произведения и раскрытии характера
главного персонажа.
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
- В процессе восприятия и понимания художественного текста важную
роль играют слова и их лексическое значение. Таким образом, практически за
каждым словом стоит некий образ, который и является одним из элементов
лексической структуры текста.
- В отечественной лингвистике существует два традиционных
функциональных подхода к анализу лексической структуры текста. С одной
стороны, это принцип анализа, выдвинутый М.М. Бахтиным, другой подход
45
предложен Ю.Н. Карауловым...


1. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка
системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. – С. 37–67.
2. Арутюнова Н. Д. Метафора // Языкознание. Большой
энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Большая
Российская энциклопедия, 1998. – С. 296–297.
3. Асанова Л.А. Нравственная проблематика повести Аркадия и
Бориса Стругацких «Трудно быть богом» // Молодая наука : сб. тр. – 2015. –
С. 227-228.
4. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте
и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н.С. Болотнова; Под
ред. С. В. Сыпченко; Том. гос. пед. ин-т. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 1992. –
309 с.
5. Болотнова Н.С. Основы теории текста: пособие для учителей и
студентов-филологов педагогического университета / Н.С. Болотнова. –
Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1999. – 100 с.
6. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Учебное пособие.
М.: Флинта; Наука. 2009. – 520 с.
7. Болотнова Н.С. Лексические средства репрезентации
художественных концептов в поэтическом тексте / Н.С. Болотнова // Вестник
Томского государственного педагогического университета. Сер. :
Гуманитарные науки (филология), 2005. Вып. 3 (47). C. 18-24.
8. Виноградов В.В. О художественной прозе. – Москва; Ленинград :
Гос. изд-во, 1930. – 187 с.
9. Григорьев В.П. Поэтика слова (на материале русской советской
поэзии) / В.П. Григорьев. М.: Наука, 1979. – 343 с.
10. Жоль К. К. Мысль, слово, метафора: Проблемы семантики в
философском общении. – Киев: Наукова думка, 1984. – 303 с.
48
11. Евдакова А.А. Вселенная в философии братьев Стругацких /
Евдакова А.А., Найденко О.О., Лысенко И.С. // Актуал. проблемы авиации и
космонавтики. – 2015. – Т. 2, № 11. – С. 779-781.
12. Иванов А. В. Географ глобус пропил. М.: АСТ, 2013. – 443 с
13. Каракуц-Бородина Л.А. Языковая личность Владимира Набокова
как автора художественного текста: лексический аспект: (На материале
русскоязыч. прозы): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Уфа: Башк. гос. ун-т,
2000. – 20 с.
14. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов;
Отв. ред. Д.Н. Шмелев; АН СССР, Отд-ние лит. и яз. – Москва : Наука, 1987.
– 261 с.
15. Караулов Ю. Н. С позиций рецептивной языковой личности
(Идиоглосса в структуре текста и в восприятии читателя) // Слово
Достоевского. – М., 2001. – С. 362-383... 50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ