Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Типология поэтического ритма в лирике М.Ю. Лермонтова

Работа №173454

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы56
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИРИКИ М.Ю ЛЕРМОНТОВА:
ЭВОЛЮЦИЯ РУСКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ 8
1.1. Ритм в поэтическом произведении 8
1.2. Типология и искомые единицы поэтического ритма 15
1.3. Эволюция ритма в лирике М.Ю. Лермонтова 20
Выводы 27
II. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ФОРМ РИТМА В ЛИРИКЕ М.Ю.
ЛЕРМОНТОВА В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ РУССКОГО
СТИХОСЛОЖЕНИЯ 29
2.1 Классический ритм в лирике М.Ю. Лермонтова 31
2.1. Тонический ритм в лирике М.Ю. Лермонтова 35
2.2. Музыкальный ритм в лирике М.Ю. Лермонтова 40
Выводы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 53

Поэзия Лермонтова представляет собой несомненное и органическое единство; естественно, что и мотивы его лирики взаимосвязаны, тесно переплетены друг с другом, часто «просвечивают» один через другой. Тем не менее, при известной условности их выделения, вполне целесообразно самостоятельное изучение отдельных аспектов творчества: каждый из которых представляет ту или иную грань художественного мира поэта, в совокупности же микроанализов раскрывается объемность и целостность миросозерцания поэта. Ритм первичного, словесно-речевого уровня М.М. Гиршман справедливо считает «в известной степени материальным фундаментом для существования всех других ритмов в литературном произведении». Наибольшее внимание в литературоведческой науке уделяется стихосложению, так как стиховая речь Лермонтова как особый вид поэтической речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразительных средств, свободой метрических вариаций, богатством мелодических интонаций и ритмических единиц. Важно отметить исследователей, которые развивали теорию «о стихотворной строке как единице изучения ритма» среди них Е.А. Бурая, Антипова, Жирмунский , Илюшин А.А. [29] и Новинская Л.П..
Все чаще появляются новые исследования литературоведов, в которых описываются особенности художественных принципов , изучается ритмическая организация стихотворений раннего творчества писателя [21]. Важно отметить работы Гроссмана , Андроникова, посвященные изучению ритмики, так же исследование и решение проблемы формирования ритмического представления стихотворного текста опирается на традицию, разработанную в работах В. М. Жирмунского, А. Н. Колмогорова , А. В. Прохорова , М. JI. Гаспарова, М. А. Красноперовой и Е. В. Казарцева .
Среди ряда научных подходов к изучению в качестве наиболее продуктивного нами будет выделен структурный подход, заключающийся в рассмотрении стопной теории, которая представлена в работе А. Белого, где рассматриваются современные подходы к изучению ритма поэтического произведения.
Поэзия Лермонтова носит новаторский характер. Это новаторство состоит в том, что Лермонтов изобретал новые формы стихов, открывал, совершенствовал и разрабатывал новые выразительные возможности поэтической речи.
Как видно, проблема устройства ритма не до конца изучена, несмотря на то, что достижения Лермонтова в области стихосложения были предметом заимствования и подражания последующих поэтов. Специфика ритмической организации позволит выявить нам причины господства мужских и женских рифм, целых стихов со сплошными мужскими и женскими рифмами, использование неточных открытых мужских рифм позволяет рассмотреть соотношение ритмических единиц. «Лермонтов начал писать 5-ст ямбом без цезуры тогда же, когда и Пушкин, даже немного раньше, а больше всего он писал этим стихом в ранней юности (1830-1831)» . Однако в позднем стихе Лермонтова наблюдается тенденция к «утяжелению ритма».
На основе данного исследования нами будут рассматриваться два основных типа ритмической организации поэтического текста — структурно урегулированное распределение ритмических элементов в стихотворении и организованность, которая преимущественно проявляется в затянутых сериях однородных ритмических элементов. Особое внимание будет уделяться тому, как принципы ритмической организации изменяются во времени и какие основные закономерности можно выделить в эволюции русского стихосложения, а именно, в области ритмики стихотворений Лермонтова.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования поэтического ритма лирики М.Ю Лермонтова нами был сделан ряд теоретических и практических выводов.
Теоретический аспект работы дает представление о принципах реализации ритма в текстах, принадлежащих лирическому роду литературы, а также о различных точках зрения на его изучение. В рамках выбранного нами структурного подхода первостепенным является характер представления ритмических особенностей в лирическом тексте, вопросы о разграничении ритма по некоторым критериям. Более того, отмечена значимость для литературоведческой науки выявление ритмический организации поэтического текста, описана специфика ритма, его типология, выявлено участие ритма в конструировании содержания. Особое внимание при этом уделялось исследованию ритма не только с позиции использованных размеров в стихотворении, но и рассматривались функции, которые он выполняет в тексте. Также рассмотрены различные исследовательские точки зрения на ритм в поэтическом тексте, описан комплекс признаков, единицы ритма, ритмические вариации. Более того, в ритмической структуре стиха мы столкнулись с целым рядом моментов, определяющих индивидуальный характер ритма в каждом данном стихотворении, определенный ряд условий определяет эту ритмическую индивидуальность стихотворения. Сюда включаются следующие вопросы: 1) строение ритмической единицы; 2) вариации в строении ритмической единицы; 3) сочетания ритмических единиц и их формы (контраст, нарастания, монотония, перебои и пр.); 4) характер стиховых клаузул и их чередование, и, главное, 5) соотношение ритмических и интонационных единиц; размещение их в пределах интонационного периода. Все эти элементы ритма стиха в своем взаимодействии и, главное, в своем взаимодействии с другими его выразительными интонационносинтаксическими и звуковыми средствами создают каждый раз новые и новые речевые образования, имеющие свой особый выразительный смысл, свое художественное воздействие, свое эстетическое значение. Предложенное в настоящем исследование решение проблемы формирования ритмического представления стихотворного текста опирается на традицию, разработанную в работах В.М. Жирмунского, А.Н. Колмогорова, А.В. Прохорова, M.JI. Гаспарова, М.А. Красноперовой и Е.В. Казарцева.
Среди ряда научных подходов к изучению в качестве наиболее продуктивного нами был выделен структурный подход, заключающийся в рассмотрении стопной теории. Также была описана теория ритма А. Белого, где рассматривались современные подходы к изучению ритма поэтического произведения.
На основе обозначенного теоретического материала нами выделяются два основных типа - структурно урегулированное распределение ритмических элементов в стихотворении и организованность, которая преимущественно проявляется в затянутых сериях однородных ритмических элементов. Принципы ритмической организации изменяются во времени. В эволюции этих принципов можно выделить две основные закономерности: уменьшение общей организованности ритмики дольниковых форм и увеличение общей организованности ритмики анакрус. Эти процессы в целом действуют последовательно хронологически, хотя эволюция типологически разных стихотворений (с постоянной анапестической или с постоянной амфибрахической анакрусами, с переменной анакрусой), следуя общей закономерности, отличается по времени прохождения этапов.
Организация ритмики преимущественно связана с основной ритмической единицей стихотворного текста - двустишием и строфой (в дольниках Лермонтова это преимущественно катрены). Их роль первую очередь проявляется в структурных принципах организации ритмики: существенная часть предложенных структур формулируются как структуры, действующие на уровне двустишия или, хотя и существенно реже, на уровне катрена. Также роль предложенных ритмических единиц проявляется и при рассмотрении строфического ритма.
...


1. Андроников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки. М.: Худож. лит., 1977. 647 с.
2. Антипова A. M. Ритм как компонент интонации / A. M. Антипова // Интонация; под ред. Ю. А. Жлуктенко, 1978. - С. 206-217.
3. Антипова, А. М. Основные проблемы в изучении речевого ритма / A. M. Антипова // Вопросы языкознания. - 1990. - №5. - С. 124134.
4. Ариншгейн Л.М. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовской поэтики //Лермонтовский сборник. Л., 1985. С. 2348.
5. Белый А. Лирика и эксперимент; Опыт характеристики русского четырехстопного ямба; Сравнительная морфология ритма русских лириков в ямбическом диметре. // Белый А. Символизм. М., 1910.
6. Богатова, Ю. А. Ритмика художественного текста и стилистическая манера автора/ Ю.А. Богатова. - Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2003.
7. Бурая. Е. А. К вопросу о периодичности как основе ритма / Е. А.Бурая; под ред. A. M. Антиповой. - М: Изд-во МГПИИЯ, 1983. - Вып. 216. - С. 118-130.
8. Бычкова, О. И. Акустические особенности реализации ритмической структуры в стихотворной и прозаической речи / О. И. Бычкова. - Казань: Казанский гос. университет, 1973. - 365 с.
9. Брик О.М. Звуковые повторы // Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. Вып. III. Пг., 1919. - С.60. Разрядка моя -Г.В.
10. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Ленинград: Художественная литература, 1940. - 648 с.
11. Гаспаров. М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М.: Наука, 1984. - 319 с.
12. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974. - 487 с.
13. Гаспаров. М. Л. Метр и смысл. М., 1999.
14. Гаспаров. М. Л. Избранные труды в 3- тт. Т. 2. Ст.: "Снова тучи надо мною..." (методика анализа)"; Т 3. О стихе. М., 1997.
15. Гаспаров. М. Л. Русский трехударный дольник 20 века // Теория стиха. Л., 1968. С. 59-106.
... всего 60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ