Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемного обучения в образовательном процессе школы……………………………….....7
1.1. Сущность технологии проблемного обучения……………………………..7
1.2. Психолого-педагогические условия реализации технологии проблемного обучения в школе………………………………………………………………...20
1.3. Особенности управления реализацией технологии проблемного обучения в школе…………………………………………………………………………...27
Глава 2. Управление реализацией проблемного обучения в условиях дополнительного образования (на примере лего-конструирования)………...39
2.1. Лего-конструирование как средство реализации технологии проблемного обучения…………………………………………………………………………39
2.2. Организация учебных занятий по лего-конструированию в рамках реализации проблемного обучения…………………………………………….80
2.3. Методические рекомендации по управлению реализацией проблемного обучения в условиях дополнительного образования (на примере лего-конструирования)………………………………………………………………..85
Заключение………………………………………………………………………87
Список используемой литературы……………………………………………..
Актуальность исследования. Обучение на современном этапе развития имеет ряд важных специфических особенностей, которые составляют основу преподавания как в условиях общего образования, так и дополнительного, одной из таких особенностей и в то же время способом обучения является – проблемное обучение. Сегодня оно занимает одно из ведущих мест в в том числе дополнительного образования.
Перед современным педагогом стоит вопрос, как сделать урок более эффективным, чтобы учащиеся на занятиях работали активно и самостоятельно. Это говорит о том, что педагог должен использовать на практике дидактические приемы, позволяющие посредством детской любознательности, развить социально активную личность, которая способна самостоятельно принимать конструктивные решения не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни.
Данная проблема решаема, по мнению многих ученых (Дж. Дьюи, М.А. Данилов, Л.В. Занков, Я.А. Коменский, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер) путем введения в учебный процесс нестандартных методов обучения. Одним из таких методов является проблемное обучение, которое обладает широкими возможностями. К ним относят развитие логического мышления, развитие творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного ребенка.
Проведенный системный анализ основной психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за организацией проведения занятий в условиях дополнительного образования позволяют выявить противоречие между значительным потенциалом применения технологии проблемного обучения на занятиях и недостаточным количеством практических разработок в данной области.
Необходимость разрешения данных противоречий определяет актуальную проблему данного исследования, – каково применение
История становления проблемного обучения проходила эпохи взлетов и падений, борьбы и забвения, радостей и страданий. Это естественный путь становления продуктивной идеи, черпающей силу, с одной стороны, из диалектики познания мира через преодоление противоречий (объективное начало), с другой стороны, из теории мышления через разрешение проблемной ситуации (субъективное начало). Отношение этих составляющих (отношение объективного и субъективного) и является основанием построения целостной теории проблемного обучения применительно к различным учебным предметам. Отсутствие одной из составляющих в различных концепциях проблемного обучения ослабляло их, делая «неморозоустойчивыми» к постоянно изменяющемуся общественному климату.
По своей сути проблемное обучение – это дефиниция, имеющая разные трактовки различными авторами.
К сожалению, проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Часто практика применения такого метода
показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни, как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности, самостоятельности при усвоении новых знаний. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил, теорем и т. д.
Во-первых, потому, что в школьных программах есть такая информация, которую надо просто заучить, запомнить и научиться использовать.
Во-вторых, самостоятельное исследование в определенном смысле "не экономно", оно требует намного больше времени, чем обычное восприятие объяснений учителя, а учебное время ограничено учебными планами и сроками обучения в школе.
И, в-третьих, результаты исследовательского метода "не всегда достоверны, так как индивидуальная познавательная работа учащегося может содержать в себе элементы случайности, от которых он своими силами не может освобождаться.
Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного учащегося. Они на уроках не передаются. Они "выращиваются". Это значит, что учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы "выращивать" эти способности у обучающихся.
Автором было организовано и проведено эмпирическое исследование эффективности применения лего-конструирования как средства реализации технологии проблемного обучения.
В исследовании приняли участие ученики общеобразовательной школы 7 – 12 лет в количестве 28 человек, разделенные на 2 группы: контрольную и экспериментальную.
В начале экспериментального исследования автором была выдвинута следующая гипотеза: проблемное обучение, являясь современным уровнем
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика: учим креативно мыслить: пособие для педагога / А.А. Гин. – Москва : Изд-во ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 96 с.
6. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Горев П.М. Утёмов В.В. Научное творчество. Инновационные методы в системе многоуровнего непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: учебное пособие / М.М. Зиновкина, Р.Т. Гареев, П.М. Горев, В.В. Утёмов. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 109 с.
7. Котова А.А., Смирнова Т.А., Таратенко Т.А. Учимся творчеству: рабочая тетрадь по ТРИЗ для младших школьников / А. А. Котова, Л. К. Смирнова, Т. А. Таратенко. – Санкт-Петербург : Изд-во ТОО Фирма «Икар», 2009. – 61 с.
8. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях» [Электронный ресурс] /Информационно-образовательный портал Департамента образования Администрации МО город Салехард – Режим доступа: http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2202/.