ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и когнитивные основы формирования отсубстантивных глаголов 6
1.1 Когнитивные основы формирования отсубстантивных глаголов 6
1.2 Принципы и когнитивные модели формирования отсубстантивных
глаголов 11
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Практический анализ семантических особенностей отсубстантивных глаголов на материале англоязычной художественной литературы на второй
половины ХХ века 17
2.1 Семантические особенности отсубстантивных глаголов англоязычной художественной литературы на второй половины ХХ века 17
2.2 Обобщающий анализ семантических особенностей отсубстантивных глаголов англоязычной художественной литературы на второй половины
ХХ века 36
Выводы по 2 главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Одной из основных особенностей художественной англоязычной литературы на второй половины ХХ является активное словообразование. Современные писатели все чаще применяют различные модели для создания новых лексических единиц по разным причинам, для создания собственного индивидуального стиля, для повышения выразительности применяемых языковых средств, для усиления значения употребляемых слов и др.
В рамках изучения современных словообразовательных моделей в художественной литературе на второй половины ХХ века стал применяться термин «word-formation pattern». Поэтому когнитивные основы формирования значений отсубстантивных глаголов в современном английском языке представляют особый интерес для современных лингвистов.
Современное словообразование в англоязычной литературе осуществляется при помощи разных моделей, причем модель образования глаголов от существительных считается продуктивной, но также одной из наименее изученных в рамках когнитивной лингвистики.
Актуальность исследования заключается в исследовании когнитивных процессов образования отсубстантивных глаголов. Необходимо изучить и описать различные когнитивные механизмы, по которым происходит образование отсубстантивных глаголов и когнитивные модели, которые влияют на интерпретацию образованных и существующих отсубстантивных глаголов. Кроме того, особый интерес для когнитивной лингвистики представляет анализ закрепления образованных отсубстантивных глаголов и факторов, которые влияют на дальнейшую устойчивость и закрепление глагола в языке. Анализ устойчивости образованного слова, позволит разделить отсубстантивные глаголы по признаку окказиональности...
Проведенный анализ семантических особенностей отсубстантивных глаголов текстах англоязычной художественной литературы на второй половины ХХ века позволил сделать следующие основные выводы.
Формирование семантики отсубстантивного глагола обусловлено - мотивирующим существительным, контекстным окружением и словообразовательными аффиксами.
Мотивирующее существительное, таким образом является исходным элементом образования нового глагола, контекст оказывает влияние на значение образованного глагола.
При этом словообразовательные аффиксы способствуют конкретизации семантики образуемого отсубстантивного глагола.
Именно мотивирующие существительные позволили автору диссертации выделить различные лексико-семантические группы, по которым группируются уже образованные от существительных отсубстантивные глаголы. Мотивирующие существительные были разделены по группам
- предмет (вещество);
- человек;
- природа;
- общество;
- место;
- физическое состояние;
- эмоциональное состояние;
- действие;
- результат действия;
- выражение мысли.
Контекстное окружение оказывает влияние на значение отсубстантивного глагола, автор выделил несколько типов контекстов - идентичность, контраст, ассоциация, дистрибутивные отношения.
Словообразовательные аффиксы позволяют создать различные модификации в семантике производного глагола.
Следовательно, на основании проведенного анализа можно выделить два основных вида формирования отсубстантивных глаголов:
- при помощи когнитивных моделей,
- при помощи действия когнитивных механизмов...
1. Болдырев, Н. Н. Функциональная категоризация английского глагола: монография / Науч. ред. Н. А. Кобрина. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - Москва : Директ-Медиа, 2016. - 213 с.
2. Гуревич, В. В. Семантико-грамматические группировки английских глаголов // Вопросы теории английского языка. - Вып. 1. - Москва: Изд-во МГПИ, 1973. - 178 с.
3. Ильин, Д. Ю., Соломка Н. А. Принципы формирования значения отсубстантивных глаголов // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2018. - Том 17. - №2. - С.74-81.
4. Кобрина, Н. А. Теоретическая грамматика современного английского языка: учебное пособие / Н. А. Кобрина, Н. Н. Болдырев, А. А. Худяков. - Москва: Высшая школа, 2007. - 368 с.
5. Львов Л.А. К определению основных типов глагольных предикатов // Семантика и функционирование английского глагола. - Горький: Изд-во ГГПИИЯ, 1985.
6. Макарова, И. Ю. Когнитивные основы формирования значений отсубстантивных глаголов в современном английском языке : специальность 10.02.04 «Германские языки» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Макаров Ирина Юрьевна; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2007. - 183 с.
7. Макарова, И. Ю. Отсубстантивные глаголы и принципы формирования их значений // Вестник Тамбовского государственного университета. - Выпуск 7 (51). - 2007. - С.12-19.
8. Смирнова, Е. А. Английские отсубстантивные глаголы: функциональный аспект // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2014. - №3. - С.44-52.
9. Соломка, Н. А. Формирование инновационного значения отсубстантивных глаголов в современном русском языке : специальность 10.02.01 «Русский язык» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Соломка Надежда Анатольевна ; Волгоградский государственный университет. - Волгоград, 2018. - 178 с.
10. Фысина, У. Н. Субстантативы в русском языке (стилистический и семантический аспекты): специальность 10.02.01 «Русский язык» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Фысина Ульяна Николаевна ; Московский государственный областной университет. - Москва, 2007. - 162 с.
11. Кунин А.В. Английская фразеология. Теоретический курс. - Москва, 1981. - 285 с.
12. Кунин, А. В. Курс фразеологии современного английского языка: учебное пособие / А. В. Кунин. - 3-е изд. - Дубна: Феникс+. - 2005. - 488 с.
13. Швейцер, А. Д. Теория перевода : статус, проблемы, аспекты: монография. - Москва: Наука. - 1988. - 125 с.
14. Замалетдинов Р. Р., Замалетдинова Г. Ф. Язык - культурный код нации и ключ к культуре всего человечества // Филология и культура. - 2012. - № 2 (28). - С. 49-53.
15. Couper-Kuhlen, E. Prosody in Conversation: Interactional Studies. Vol.
12 of Studies in Interactional Sociolinguistics / E.Couper-Kuhlen, M. Selting. - Cambridge University Press, 1996. - p. 471...39