ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и когнитивные основы формирования отсубстантивных глаголов 6
1.1 Когнитивные основы формирования отсубстантивных глаголов 6
1.2 Принципы и когнитивные модели формирования отсубстантивных
глаголов 11
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Практический анализ семантических особенностей отсубстантивных глаголов на материале англоязычной художественной литературы на второй
половины ХХ века 17
2.1 Семантические особенности отсубстантивных глаголов англоязычной художественной литературы на второй половины ХХ века 17
2.2 Обобщающий анализ семантических особенностей отсубстантивных глаголов англоязычной художественной литературы на второй половины
ХХ века 36
Выводы по 2 главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Одной из основных особенностей художественной англоязычной литературы на второй половины ХХ является активное словообразование. Современные писатели все чаще применяют различные модели для создания новых лексических единиц по разным причинам, для создания собственного индивидуального стиля, для повышения выразительности применяемых языковых средств, для усиления значения употребляемых слов и др.
В рамках изучения современных словообразовательных моделей в художественной литературе на второй половины ХХ века стал применяться термин «word-formation pattern». Поэтому когнитивные основы формирования значений отсубстантивных глаголов в современном английском языке представляют особый интерес для современных лингвистов.
Современное словообразование в англоязычной литературе осуществляется при помощи разных моделей, причем модель образования глаголов от существительных считается продуктивной, но также одной из наименее изученных в рамках когнитивной лингвистики.
Актуальность исследования заключается в исследовании когнитивных процессов образования отсубстантивных глаголов. Необходимо изучить и описать различные когнитивные механизмы, по которым происходит образование отсубстантивных глаголов и когнитивные модели, которые влияют на интерпретацию образованных и существующих отсубстантивных глаголов. Кроме того, особый интерес для когнитивной лингвистики представляет анализ закрепления образованных отсубстантивных глаголов и факторов, которые влияют на дальнейшую устойчивость и закрепление глагола в языке. Анализ устойчивости образованного слова, позволит разделить отсубстантивные глаголы по признаку окказиональности...
Проведенный анализ семантических особенностей отсубстантивных глаголов текстах англоязычной художественной литературы на второй половины ХХ века позволил сделать следующие основные выводы.
Формирование семантики отсубстантивного глагола обусловлено - мотивирующим существительным, контекстным окружением и словообразовательными аффиксами.
Мотивирующее существительное, таким образом является исходным элементом образования нового глагола, контекст оказывает влияние на значение образованного глагола.
При этом словообразовательные аффиксы способствуют конкретизации семантики образуемого отсубстантивного глагола.
Именно мотивирующие существительные позволили автору диссертации выделить различные лексико-семантические группы, по которым группируются уже образованные от существительных отсубстантивные глаголы. Мотивирующие существительные были разделены по группам
- предмет (вещество);
- человек;
- природа;
- общество;
- место;
- физическое состояние;
- эмоциональное состояние;
- действие;
- результат действия;
- выражение мысли.
Контекстное окружение оказывает влияние на значение отсубстантивного глагола, автор выделил несколько типов контекстов - идентичность, контраст, ассоциация, дистрибутивные отношения.
Словообразовательные аффиксы позволяют создать различные модификации в семантике производного глагола.
Следовательно, на основании проведенного анализа можно выделить два основных вида формирования отсубстантивных глаголов:
- при помощи когнитивных моделей,
- при помощи действия когнитивных механизмов...