Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности объектов рыночных
отношений 5
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
предприятия 5
1.2 Современные теоретико-методологические подходы к оценке
конкурентоспособности предприятия 10
1.3 Факторы, определяющие уровень конкурентоспособности
предприятия 13
2 Эффективность и конкурентоспособность предприятия на примере
ОАО «Приморье-64» 21
2.1 Анализ хозяйственной деятельности предприятия 21
2.2 Анализ финансовых показателей предприятия 30
2.3 Анализ факторов внешней и внутренней среды 37
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия 49
3 Разработка стратегии повышения конкурентоспособности 57
3.1 Конкурентная стратегия ОАО «Приморье-64» на период до 2024 года....57
3.2 Экономический эффект от предложенных мероприятий 66
Заключение 72
Список использованных источников 76
Приложение А Сравнительная таблица существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия
Приложение Б Организационная структура управления предприятия
Приложение В Финансовая отчетность ОАО «Приморье-64» за 2017-20 гг
Приложение Г Изменение активов, выручки и прибыли гостиницы
Приложение Д Проект организационной структуры
Конкурентоспособность предприятия — это процесс, при котором выявляется его способность производить и реализовывать продукцию, получая прибыль.
Важнейшими факторами, влияющими на конкуренцию предприятия являются: рыночная обстановка, уровень конкуренции в выбранном сегменте, техническая оснащенность, оснащенность людскими ресурсами, их квалификация и мотивированность, внедрение новых технологий, стоимость продукции, маркетинговая стратегия и финансовая устойчивость.
Чтобы добиться стабильного успеха в условиях рынка предприятию необходимо постоянно проводить оценку собственной конкурентоспособности. Этим фактом обусловлена актуальность темы выпускной квалификационной работы.
В качестве теоретической и методологической базы при написании данной работы послужили труды зарубежных и отечественных исследователей в области оценки конкурентоспособности предприятия, таких как: А. Дайан, Д. Кревенс, А. Олливье, М. Портер, Г. П. Азоев, М. В. Гельвановский, М. О. Ермолов, П. С. Завьялов, А.З. Селезнев, Р.А. Фатхутдинов и др.
Также при написании работы были использованы нормативные документы, регламентирующие работу гостиничной отрасли, публикации периодических отраслевых изданий, а также специализированные веб-сайты организаций и внутренние документы исследуемого предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Приморье-64».
Для реализации указанной цели были определены следующие основные задачи:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности объектов рыночных отношений;
- дать оценку конкурентоспособности предприятия;
- разработать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является гостиничное предприятие г. Владивостока - ОАО «Приморье-64».
Предметом исследования является конкурентоспособность услуг гостиницы «Приморье-64».
Для исследования социально-экономических явлений и процессов, при выполнении работы применялись такие методы как: анализ научной и учебной литературы; финансово-экономический анализ (бухгалтерские показатели предприятия); сравнительный анализ показателей, являющихся предметом исследования (оценка потребительских свойств услуг, уровень конкурентоспособности); анализ и планирование показателей (годовой экономический эффект от внедрения проекта).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования уровня конкурентоспособности ОАО «Приморье-64» на рынке гостиничных услуг г. Владивостока, могут быть рекомендованы к использованию на предприятии при планировании его деятельности, в том числе при разработке стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.
Выпускная квалификационная работа включает: введение, три главы, заключение, приложения; количество использованных источников - 35.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являлась тема конкурентоспособности гостиничных предприятий. В рамках исследования, в первой главе был проведен обзор литературы, затрагивающий проблемы конкуренции и конкурентоспособности предприятий, рассмотрены факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия и современные методологические подходы к ее оценке. Оценка конкурентоспособности предприятия проводится с целью разработки конкурентной стратегии, которая поспособствует более эффективной его деятельности, с учетом совокупного влияния внешней и внутренней сред.
Во второй главе приведена характеристика хозяйственной деятельности ОАО «Приморье-64». Данное предприятие относится к коллективным средствам размещения категории три звезды, т.к. соответствует необходимым требованиям, предъявляемым к состоянию прилегающей территории и здания; номерного фонда и общественных помещений, а также к уровню предоставляемых основных и дополнительных услуг.
Для оценки финансовых показателей был произведен анализ структуры баланса, который показал, что валюта баланса росла (2017-2019 гг.), а в 2020 г. итог баланса снизился.
Анализ отчета о прибылях и убытках гостиницы за период 2017 - 20 гг. показал, что до кризиса, вызванного пандемией, рентабельность предприятия была средней по отрасли и составляла 15-20%. В кризисный 2020 г. чистая прибыль имела величину с отрицательным значением и снизилась по сравнению с предыдущим периодом в 6 раз.
Таким образом, анализируя экономическую деятельность гостиницы «Приморье-64» за 2017-2020 гг. следует отметить положительную динамику экономических показателей предприятия в период до пандемии, и резкое их снижение, во время строгой изоляции, когда деятельность предприятия стала убыточной.
В результате анализа финансово-экономических показателей были сделаны выводы о необходимости проведения мероприятий по увеличению объема товарооборота, повышению уровня рентабельности и снижения издержек предприятия.
С этой целью были охарактеризованы факторы внешней и внутренней среды предприятия методом SWOT-анализа, методом моделирования пяти конкурентных сил М.Портера, проведением балльной оценки конкурентоспособности. Также был проведен анализ рынка туристических и гостиничных услуг в Приморском крае и городе Владивостоке, который выявил, что несмотря на развитие гостиничной индустрии в Приморском крае существует проблема нехватки гостиниц среднего класса уровня 2-3 звезды, рассчитанных на туриста среднего достатка...
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с
изм. от 02.03.2019) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ - На рус. яз..
2. Федеральный закон от 05.02.2018 г. № 16-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nalog.consultant.ru/ doc33385.html.- На рус. яз..
3. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской
Федерации: Утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 г. № 490. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14245/ - На рус. яз..
4. ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»: Утв. Постановлением Госстандарта РФ №286 от 9.09.1998 г. - введ. 01.01.1999 г. - М.: Изд-во стандартов, 2000.- 22 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/195596/ - На рус. яз..
5. ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги»: Введен в
действие Постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 г. № 158-ст.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/3922556/ - На рус. яз.
6. Азоев Г.П., Челенков А. Ч. Конкуренция: анализ, стратегия и практика./ Г.П. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.- 31с.
7. Бальба Н. Инвестиции в информационные технологии - новые возможности получения конкурентного преимущества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.turnovosti.com.ua - На рус. яз.
8. Баринов В. А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: Учеб. пособие / В. А. Баринов. - М.: КНОРУС, 2015. - 240 с.
9. Белоцерковская, Н.В. Анализ конкурентоспособности гостиничного предприятия / Н.В. Белоцерковская, И.Р. Миргалаулов // Молодой ученый. - 2020.-№2(292).-С.230-235.
10. Блинов О. А., Захаров В. Я. Имидж организации как фактор её конкурентоспособности / О. А. Блинов, В. Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом.- 2013.- № 4. - с. 23-27.
11. Волков Ю.Ф. Законодательные основы гостиничного сервиса: (учебник для вузов) / Ю.Ф. Волков.- Ростов н/Д: Феникс, 2018.- 320с.
12. Гельвановский М., Жековская В.Трофимова И.
Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях.-М.: Издательство: «Познавательная книга плюс», 1999. - 592 с.
13. Ермолов М.О. Конкурентоспособность предприятий: учебник / М. О. Ермолов.СПб.: Бизнес-пресса. 2007 271 с.
14. Ефремов В. С., Ханыков И. А. Развитие компании на основе использования ключевых компетенций / В. С. Ефремов, И. А. Ханыков // Менеджмент в России и за рубежом.- 2003.- № 5.-с. 15-19.
15. Завьялов П. С. Конкурентоспособность и маркетинг/ П. Завьялов// Российский экономический журнал.- 2005 -№12. - С.34-39...35