Мотивы уральского фольклора в сказках П.П. Бажова
|
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивов уральского фольклора в
сказках П.П. Бажова 7
1.1. Понятие мотива в отечественном литературоведении 7
1.2. Особенности уральского фольклора 12
1.3. Понятие сказа 17
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Практические аспекты мотивов уральского фольклора в сказках
П.Бажова 25
2.1. Общая характеристика литературного наследия П.П. Бажова 25
2.1. Фольклорные образы в интерпретации П.П. Бажова 31
2.2. Анализ мотива встречи героя сказа с фольклорным персонажем 42
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЯ 52
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивов уральского фольклора в
сказках П.П. Бажова 7
1.1. Понятие мотива в отечественном литературоведении 7
1.2. Особенности уральского фольклора 12
1.3. Понятие сказа 17
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Практические аспекты мотивов уральского фольклора в сказках
П.Бажова 25
2.1. Общая характеристика литературного наследия П.П. Бажова 25
2.1. Фольклорные образы в интерпретации П.П. Бажова 31
2.2. Анализ мотива встречи героя сказа с фольклорным персонажем 42
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЯ 52
Творчество Павла Петровича Бажова (1879-1950) является одним из важнейших литературных памятников русской словесности. В своих знаменитых произведениях об уральских мастерах писатель создал уникальный художественный мир, вобравший в себя красоту народных сказаний, особенности уральских традиций и обрядов, специфику бытовой и профессиональной атмосферы мастеров горного дела и многое другое. Самобытность «Хозяйки медной горы», «Серебряного копытца» и «Каменного цветка» позволила запечатлеть имя писателя в истории отечественной литературы, способствовала сохранению актуальности этих и других произведений Бажова в настоящее время и открыла обширную область для их филологического исследования.
П.П. Бажов вдохновлялся и своими глазами следил за строительством заводов-гигантов социалистической индустрии в той местности, где совсем недавно люди были носителями исключительно фольклорно-мифологической картины мира. Было ясно, что с разрушением былого придет его
переосмысление. В знаменитом сборнике «Малахитовая шкатулка», опубликованном в 1939 году, собраны привычные образы из сказок, легенд и преданий, однако читатель не найдет каноничных зачинов, так как в его произведениях фольклорное начало уникальным образом сочетается с социалистическим реализмом и повествует уже не только о волшебстве и тайнах Медной горы, но и о социальных отношениях, трудовой деятельности русских промышленников, нравственных ценностях общества и т.д.
Уральская горнозаводская среда, в которой жил писатель, оказала на него глубокое влияние. Старые рабочие, или «бывальцы», были хранителями народных легенд и поверий, связанных с горным делом. Все, чей труд был тесно связан с местной природой, искали объяснения её богатствам и создавали сказания, в которых пытались выразить трепетное отношение к родной земле. Сказки, легенды, предания стали источником вдохновения для Бажова, нашедшего в них отражение души и мудрости народа. Данный тезис 3
подробно рассмотрен в работе В.В. Блажеса «П.П. Бажов и рабочий фольклор» (1982г.). В анализируемых нами произведениях по-разному раскрыта актуальная для своего времени тема - жизнь тружеников, советских рабочих, которые не получали должного признания ранее, в условиях ежедневной эксплуатации, но в чьем труде зрело творческое начало для создания новой прозы. Бажов в своих произведениях поставил на первое место трудовые качества гранильщиков, камнерезов, углежогов, старателей, горщиков, шахтеров и медеплавильщиков...
П.П. Бажов вдохновлялся и своими глазами следил за строительством заводов-гигантов социалистической индустрии в той местности, где совсем недавно люди были носителями исключительно фольклорно-мифологической картины мира. Было ясно, что с разрушением былого придет его
переосмысление. В знаменитом сборнике «Малахитовая шкатулка», опубликованном в 1939 году, собраны привычные образы из сказок, легенд и преданий, однако читатель не найдет каноничных зачинов, так как в его произведениях фольклорное начало уникальным образом сочетается с социалистическим реализмом и повествует уже не только о волшебстве и тайнах Медной горы, но и о социальных отношениях, трудовой деятельности русских промышленников, нравственных ценностях общества и т.д.
Уральская горнозаводская среда, в которой жил писатель, оказала на него глубокое влияние. Старые рабочие, или «бывальцы», были хранителями народных легенд и поверий, связанных с горным делом. Все, чей труд был тесно связан с местной природой, искали объяснения её богатствам и создавали сказания, в которых пытались выразить трепетное отношение к родной земле. Сказки, легенды, предания стали источником вдохновения для Бажова, нашедшего в них отражение души и мудрости народа. Данный тезис 3
подробно рассмотрен в работе В.В. Блажеса «П.П. Бажов и рабочий фольклор» (1982г.). В анализируемых нами произведениях по-разному раскрыта актуальная для своего времени тема - жизнь тружеников, советских рабочих, которые не получали должного признания ранее, в условиях ежедневной эксплуатации, но в чьем труде зрело творческое начало для создания новой прозы. Бажов в своих произведениях поставил на первое место трудовые качества гранильщиков, камнерезов, углежогов, старателей, горщиков, шахтеров и медеплавильщиков...
Павел Петрович Бажов был выдающимся литератором. Массовому читателю от него досталась целая коллекция сказов, каждая из которых вплетена в уникальный фантастический мир; филологам-литературоведам - широкий пласт изучения жанра. Произведения Бажова представляют собой бесценное духовное наследие, которое не теряет своей ценности с течением времени и в полной мере воспринимается каждой новой волной читателей. Никто другой, как Павел Петрович, так ярко и глубоко не раскрыл в своих произведениях дух Урала, соединяя нравственные идеалы сложившейся территориальной общности и мифологическое, древнее воззрение на мир. Через его творчество Урал становится ближе и понятнее для каждого жителя России. Вклад Павла Петровича Бажова в развитие культуры трудно переоценить.
Основная идея сказов Бажова - возведение трудящихся в разряд протагонистов, чьи судьбы состоят в удивительном и благородном союзе с тайными силами природы. Именно для них открывается невидимая красота, богатства недр становятся доступными, а в самом камне, цветке и ящерице они видят невидимое. Особое восприятие, уникальные мастерские черты, бесконечное трудолюбие и профессиональная гордость проявляются не в стремлении к богатству, а в поиске красоты, в стремлении к гармонии и возвышенности. Этим и силен простой, казалось бы, незаметный, трудяга — человек.
Жанр сказа и творчество П.П. Бажова стали взаимодополняемы. Писатель в его рамках смог выразить волнующие темы, интерпретировать историко-социальный контекст, создать портрет внутреннего мира уральца и русской национальной ментальности. Жанр в свою очередь обогатился и закрепил за собой статус литературного художественного произведения. В изучении вопроса о связи фантастического мира и реального роль выбора фольклорного жанра является ключевой, так как позволяет раскрыть весь потенциал произведения.
Проанализировав ряд сказов с целью выявления влияния уральского фольклора на авторский стиль П.П. Бажова, были обнаружены повторяющиеся, типичные для писателя мотивы, через которые он выражал как собственные идеи и взгляды, так и великую народную мудрость, вечные нравственные ценности.
Мотив встречи героя с фольклорным персонажем - своеобразное испытание силы духа, устойчивости принципов, честности и старательности. Герои, чей внутренний мир не поддался искушению, получили после таких уроков больше, чем имели. В противном случае, непрошедшие проверку теряли спокойствие. Мифологические существа, в лице фольклорных персонажей, осуществляли роль мудрецов, наставников, встречи с ними всегда в том или ином виде предоставляли моральный выбор для персонажей- людей. Во многом эти существа воплощали саму природу, ее красоту, могущество и величие, по всем параметрам превосходящее человека.
Основная идея сказов Бажова - возведение трудящихся в разряд протагонистов, чьи судьбы состоят в удивительном и благородном союзе с тайными силами природы. Именно для них открывается невидимая красота, богатства недр становятся доступными, а в самом камне, цветке и ящерице они видят невидимое. Особое восприятие, уникальные мастерские черты, бесконечное трудолюбие и профессиональная гордость проявляются не в стремлении к богатству, а в поиске красоты, в стремлении к гармонии и возвышенности. Этим и силен простой, казалось бы, незаметный, трудяга — человек.
Жанр сказа и творчество П.П. Бажова стали взаимодополняемы. Писатель в его рамках смог выразить волнующие темы, интерпретировать историко-социальный контекст, создать портрет внутреннего мира уральца и русской национальной ментальности. Жанр в свою очередь обогатился и закрепил за собой статус литературного художественного произведения. В изучении вопроса о связи фантастического мира и реального роль выбора фольклорного жанра является ключевой, так как позволяет раскрыть весь потенциал произведения.
Проанализировав ряд сказов с целью выявления влияния уральского фольклора на авторский стиль П.П. Бажова, были обнаружены повторяющиеся, типичные для писателя мотивы, через которые он выражал как собственные идеи и взгляды, так и великую народную мудрость, вечные нравственные ценности.
Мотив встречи героя с фольклорным персонажем - своеобразное испытание силы духа, устойчивости принципов, честности и старательности. Герои, чей внутренний мир не поддался искушению, получили после таких уроков больше, чем имели. В противном случае, непрошедшие проверку теряли спокойствие. Мифологические существа, в лице фольклорных персонажей, осуществляли роль мудрецов, наставников, встречи с ними всегда в том или ином виде предоставляли моральный выбор для персонажей- людей. Во многом эти существа воплощали саму природу, ее красоту, могущество и величие, по всем параметрам превосходящее человека.
Подобные работы
- «Уральская красавица» Образ сказочного героя «Хозяйка медной горы», Объект ДПИ костюм, По мотивам сказа П.П. Бажова «Хозяйка медной горы»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - «Сказы Бажова» Изображение сказочных персонажей по мотивам сказок: «Каменный цветок»,
«Горный мастер»
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Образ кота в русской литературе: мифологические и фольклорные мотивы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - «Игровой мир» как проявление творческой
стратегии в сказах П. П. Бажова
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ПОЭТИКА СКАЗОВ П.П. БАЖОВА: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2023





