Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование нормативной базы по регулированию морского мусора микропластика в Российской Федерации

Работа №173381

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

природопользование

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Отходы производства и потребления 6
1.1 Общая характеристика 6
1.2 Нормативно - правовая база в сфере регулирования обращения с
отходами на территории Российской Федерации 6
1.3 Классификация отходов производства и потребления 9
1.3.1 Общая классификация 9
1.3.2 Классификация по степени воздействия на окружающую среду 12
1.3.3 Классификация по используемости отходов 12
1.4 Разновидности способов обращения с отходами производства и потребления 13
1.5 Экологическая проблематика отходов производства и потребления в
Российской Федерации и зарубежных странах 15
1.5.1 Анализ текущей обстановки в сфере обращения с ТКО на
территории Российской Федерации и за рубежом 15
1.5.2 Общий объем образования отходов на территории Российской
Федерации и за рубежом 18
1.6 Пластик и пластиковые отходы на территории Российской Федерации
и за рубежом 21
1.6.1 Общая характеристика и история возникновения пластика 21
1.6.2 Виды и маркировка 24
1.6.3 Методы и технологии переработки пластика 26
1.6.5 Мусорная реформа 29
Глава 2. Морской мусор и микропластик 33
2.1 Определение морского мусора и микропластика 33
2.2 Влияние микропластика на окружающую среду и здоровье человека 35
2.3 Поступление пластиковых отходов в морскую среду 37
2.3.1 Проблема поступления пластиковых отходов в мировой океан 40
2.3.2 Проблема поступления пластиковых отходов в морскую среду на территории Российской Федерации 45
Глава 3. Законодательство Российской Федерации в области обращения с пластиковыми отходами и их нормирование 47
3.1 Государственная политика России в отношении пластиковых отходов ... 47
Глава 4. Действующая нормативно-правовая база в сфере регулирования вопросов морского мусора и микропластика на территории стран Европы и Балтики 53
4.1 Общая характеристика 53
4.1 Международные инструменты и соглашения по регулированию
вопросов морского мусора и микропластика 55
4.2 Региональные инструменты и соглашения по регулированию вопросов
морского мусора и микропластика 58
4.3 Европейские инструменты и соглашения по регулированию вопросов
морского мусора и микропластика 61
4.4 Национальные инструменты и соглашения по регулированию вопросов морского мусора и микропластика 63
Заключение 65
Список используемых источников: 69

О негативном влиянии пластика на окружающую среду ученые говорят уже давно. Как принято считать - с начала его массового производства и распространения по всему миру (50-е года XX века). Однако до недавних пор, если внимание вопросу загрязнения среды морским мусором и пластиком уделялось, то скорее на уровне крупных частей мусора, к вопросу же загрязнения окружающей и, в частности, морской среды микропластиком мы подошли сравнительно недавно.
Морской мусор и микропластик напрямую не рассматривается ни в одном международном документе. Такая-же ситуация складывается на территории Российской Федерации. Однако, существует ряд многосторонних природоохранных соглашений, которые охватывают важные аспекты вопросов регулирования морского мусора и заслуживают отдельного рассмотрения.
Стоит сказать также, что микропластик в дорожной пыли, ливневой воде, косметических средствах и т.п., представляет достаточно новую область исследований, но многие текущие проекты уже работают над этой проблемой, при этом все еще отсутствует всеобъемлющее знание о том, как микропластик влияет на окружающую среду и на здоровье человека, а текущие представления об источниках и путях поступления микропластика (очистные сооружения, первичный микропластик в потребительских товарах и технологических процессах) уже сейчас могут способствовать принятию превентивных мер, что говорит об актуальности рассматриваемой проблемы.
В данной работе предметом исследования выступает важная проблема, связанная с законодательством Российской Федерации, в области обращения с морским мусором и микропластиком.
Целью работы является исследование нормативной базы по регулированию морского мусора и микропластика в Российской Федерации .
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) Исследовать экологическую проблематику отходов производства и потребления на территории Российской Федерации и за рубежом;
2) Исследовать проблематику поступления морского мусора и микропластика в Мировой океан;
3) Проанализировать законодательную базу Российской Федерации в области обращения с пластиковыми отходами, а также их нормирования;
4) Проанализировать действующую нормативно-правовую базу в сфере регулирования вопросов морского мусора и микропластика на территории стран Европы и Балтики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основываясь на проведенном анализе нормативно-правовой базы в области обращения с отходами, можно с уверенностью сказать, что на территории Российской Федерации существуют законодательства, которые создают хороший потенциал для осуществления нормативно - правового регулирования в сфере загрязнения окружающей среды пластиковыми отходами. Разработка 89-ФЗ, его модернизация посредством мусорной реформы, введения территориальных схем обращения с отходами, региональных программ, действующего регионального оператора и введение института, устанавливающего расширенную ответственность производителя - вызывают, в целом, оптимистические настроения, но при этом ни одно положение не рассматривает проблему пластикового загрязнению напрямую . В соответствии с этим, также, уместным является предположение, что основная проблема на пути к качественному регулированию - недостаточное желание органов законодательной власти углубляться в первоначальные проблемы загрязнения окружающей среды отходами, в частности, пластиком и микропластиком.
Так, например, финансирование в области обращения с отходами, может быть перераспределено и направляться не только на создание условий для увеличения объемов утилизации, но и на увеличение утилизационного потенциала товарной продукции и материалов, из которых эта продукция производится. Наглядным примером может служить законодательство Норвегии, которое с 2015 года исключает для производителей возможность разрабатывать и производить несмываемые косметические средства, содержащие микропластик, а также вводит новые стандарты в сфере дорожного строительства, в целях уменьшения износа автомобильных шин, пластиковые отходы от которых являются самым крупным источником микропластика в ливневых водах. Помимо прочего, можно отметить Данию, правительство которой реализует руководства по обращению с 65 искусственными спортивными покрытиями, такими как футбольное поле или поле для гольфа. При этом, стоит отметить, что в данном направлении уже работает ряд европейских стран.
Важным моментом является соблюдение требований и активное участие в глобальных конвенциях, таких как конвенция ООН, международная конвенция МАРПОЛ, Базельская конвенция и конвенция о биологическом разнообразии - данные документы включают в себя соответствующие элементы, направленные на регулирование предотвращения и образования пластикового мусора в окружающей среде, что также подразумевает их вклад в сокращение объемов частиц микропластика. Все это, потенциально, может создавать благоприятные условия для создания новых идей на пути к решению проблем загрязнения внутренних территориальных вод Российской Федерации микропластиком.
При анализе деятельности европейских государств стоит обращать внимание на положения директив, рассмотренных в четвертой главе данной работы и напрямую связанных с пластиковыми отходами, например на директиву об одноразовом пластике, директиву об отходах и стратегию по сокращению пластикового загрязнения.
Также, в ходе анализа деятельности европейских государств, связанной со снижением загрязнения окружающей среды микропластиком и текущей ситуации в России можно выделить некоторые рекомендации для нашей страны:
1. Создание инфраструктуры для осуществления и популяризации раздельного сбора отходов, за счет внедрения новых законодательных актов на основе нормативно-правовых документов;
2. Внедрение системы поощрения с целью привития интереса населения к раздельному сбору мусора, например уменьшение размера платы за вывоз мусора - при условии подписания соответствующего договора;
3. Введение системы стандартов для контроля загрязнения окружающей среды микропластиком на основе международных конвенций, директив и 66
стратегий, в частности, в регионе Балтийского моря - опираясь на план действий ХЕЛКОМ;
4. Разработка предельно допустимых концентраций (ПДК) содержания микропластика в сточных, ливневых, а также хозяйственно - питьевых водах;
5. Обучение граждан новому типу мышления, основанном на устойчивом развитии окружающей среды и сохранении ее первоначального состояния. Внедрение в общеобразовательную систему предмета под названием «Экология», а не изучение данного аспекта на уроке «Биология»;
6. Замена пластиковых изделий на биоразлагаемые материалы, например:
А) Биоосновные полимеры или так называемые «компостируемые пластики», которые созданы из природных материалов, например крахмала, полимолочной кислоты, целлюлозы и т. д;
Б) Пластик с биоразлагающими добавками, которые ускоряют процесс разложения в естественных условиях;
Г) Пластик с оксобиоразлагаемыми компонентами, где основным катализатором является кислород.
7. Сокращение числа полигонов ТКО, устаревших технически и морально;
8. Внедрение рециклинга пластиковых изделий в российском обществе, на основе выявленного загрязнения пластиковыми отходами, которое показало, что дальнейшее использование пластиковых изделий в прежнем или большем объеме, потенциально может привести к экологической катастрофе; Пластик способен абсорбироваться в окружающей среде, а также разлагаться до микропластика, при этом обнаружение микропластика достаточно трудоемкий процесс. Также, помимо физического загрязнения, пластиковые отходы могут оказывать токсическое и канцерогенное воздействие на живые организмы. Следует решать данный вопрос на международном уровне, в России внедрять новые компетенции, продолжать усовершенствовать имеющиеся технологии.
При этом, учитывая разработанный Хельсинской Конвенцией План Действий по Балтийскому морю, на территории Российской Федерации необходимо реализовать следующие мероприятия:
А) Улучшить доказательные базы о воздействии морского мусора на регион Балтийского моря, в целях разработки и согласования новых мер;
Б) Согласовать основные показатели и устойчивые методы мониторинга для оценки количества, состава, распределения и источников морского мусора, включая территории водосбора, уделяя особое внимание микропластику. При этом такая работа должна выполняться в тесной координации с договаривающимися сторонами на соответствующих форумах.



1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
2. Лисичникова Л.И. Отходы производства и потребления 2018 [Электронный ресурс]. URL:https ://ecoproverka.ru/cate gory/othod
3. Обращение с отходами / Н.В. Островский. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2021. - 538 с.: ил.
4. Manual on Waste Statistics, A handbook for data collection on waste generation and treatment, ISSN 1977-0375, Eurostat Methodologies and Working Papers, 2010 edition
5. Обращение с отходами: российский и финский опыт: Учебное пособие / Коллектив авторов. - СПб.: ООО «Политехника Сервис», 2021. - 158 с.
6. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
7. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
8. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
9. EU MSFD TG10 “Guidance on Monitoring of Marine Litter in European Seas (2013)”
10. Е.В Павлова, Н.В Шадрин. Акватория и берега Севастополя: Экосистемные процессы и услуги обществу. Учебное пособие - Севастополь: «Аквавита», 1999 - 210 с.
11. Арктические берега: путь к устойчивости: Мониторинг морского мусора в восточной части Финского залива Балтийского моря. А.А. Ершова, Т.Р. Еремина, И.Н. Макеева, Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург, Россия. 211 - 214 с.
12. Государственная программа РФ «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы». — С. 8.
13. Скакун П. Исследование российского рынка органических удобрений (ч. 2) // Деловой Петербург. — 2011, 8 декабря.
14. Никольская В. Российская целлюлозно-бумажная
промышленность: переход на автономный режим // Международный
промышленный портал. — 2011, 12 сентября.
15. Беньковская Т. Удержались на плаву // Upakovano.ru. — 2011, 5 июля
16. Hannah Ritchie and Max Roser (2018) - "Plastic Pollution".
Published online at OurWorldInData.org Retrieved from:
https://ourworldindata.org/plastic-pollution [Online Resource]
17. Geyer, R., Jambeck, J. R., & Law, K. L. (2017). Production, use, and fate of all plastics ever made
18. Отходы в России: Мусор или ценный ресурс? Сценарии развития сектора обращения с твердыми коммунальными отходами. Итоговый отчет. Коллектив экспертов IFC. Международная финансовая корпорация (IFC, Группа Всемирного банка), Москва, Россия. 2013 - 89 с.
19. Михайлова А.С. Использование композитного материала - пластик в современном дизайне // Вестник Казанского технологического университета. 2015. №17
20. Сперанская, O., Понизова, O., Цитцер, O., Гурский, Я. Пластик и пластиковые отходы в России: ситуация, проблемы и рекомендации. Международная Сеть по Ликвидации Загрязнителей (International Pollutants Elimination Network), 2021
21. Венкина Е. Мусорные бунты в России // Deutsche Welle - 2021, 5 февраля
22. United Nations Environment Programme “Marine litter 2020”.
Электронный ресурс. URL: https://www.unep.org/explore-topics/oceans-
seas/what-we-do/working-regional-seas/marine-litter
23. Julia P.S. Carvalho, Thaiane S. Silva, Monica F. Costa, Distribution, characteristics and short-term variability of microplastics in beach sediment of Fernando de Noronha Archipelago, Brazil, Marine Pollution Bulletin, Volume 166, 2021
24. Liebezeit, G., & Liebezeit, E. (2013). Non-pollen particulates in honey and sugar. Food Additives & Contaminants: Part A
25. Galloway T.S. (2015) Micro- and Nano-plastics and Human Health. In: Bergmann M., Gutow L., Klages M. (eds) Marine Anthropogenic Litter
26. FANPLESSTIC-SEA. Инициатива по удалению микропластика до его попадания в Балтийское море. Шведский институт водных исследований SWR. 2021 - 40 с.
27. Meijer et al. (2021). More than 1000 rivers account for 80% of global riverine plastic emissions into the ocean. Science Advances
28. Eriksen, M., Lebreton, L. C., Carson, H. S., Thiel, M., Moore, C. J., Borerro, J. C., ... & Reisser, J. (2014). Plastic pollution in the world’s oceans: more than 5 trillion plastic pieces weighing over 250,000 tons afloat at sea
29. Lebreton, L., Slat, B., Ferrari, F., Sainte-Rose, B., Aitken, J., Marthouse, R., ... & Noble, K. (2018). Evidence that the Great Pacific Garbage Patch is rapidly accumulating plastic
30. Laurent C. M. Lebreton, et al., “Evidence that the Great Pacific Garbage Patch is rapidly accumulating plastic” Scientific Reports 8, no. 4666 (March 2018), https://www.nature.com/articles/s41598-018-22939-w
31. Постановление Правительства Российской Федерации от 12
октября 2020 г. № 1657 “О Единых требования к объектам обработки,
утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов”
32. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г.
33. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с морских судов от 13 ноября 1973 г. (с изменениями на 26 сентября 1997 года)
34. Базельская Конвенция от 22 марта 1989 г. “О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением”
35. Конвенция от 5 июня 1992 г. “О биологическом разнообразии”


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ