Введение 3
1 Общетеоретические подходы к определению конкурентоспособности 5
1.1 Эволюционное развитие научных обоснований конкурентоспособности
организации 5
1.2 Современные подходы к оценке конкурентоспособности учреждений
здравоохранения 16
2 Анализ и оценка конкурентоспособности государственного учреждения (на
примере СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница») 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика и анализ деятельности СПб
ГБУЗ «Городская Мариинская больница» 30
2.2 Оценка конкурентоспособности СПб ГБУЗ «Городская Мариинская
больница» 49
3 Основные направления повышения конкурентоспособности СПб ГБУЗ
«Городская Мариинская больница» 55
3.1 Обоснование проекта по повышению конкурентоспособности СПб ГБУЗ
«Городская Мариинская больница» 55
3.2 Оценка эффективности проектных мероприятий по повышению
конкурентоспособности 61
Заключение 79
Список использованной литературы 81
Приложение 1 85
Приложение 2 87
Приложение 3 88
Приложение 4 89
Государственные учреждения здравоохранения отличаются от классических коммерческих организаций. Их работа сильно подвержена влиянию различных структур государственного аппарата, которые регулярно выпускают новые приказы, поправки к ним, на которые нужно оперативно реагировать, внося коррективы в свою работу. Вся финансовая деятельность организации строго регламентирована: государственное учреждение не имеет возможности так же свободно, как коммерческие организации вести экономическую деятельность: ограничены как входящие финансовые потоки (финансирование путем выставления счетов страховым компаниям за оказанные услуги), так и исходящие потоки (ограничения по тендерам, суммам закупа, необходимость согласия Министерства Здравоохранения на транзакции больших сумм).
В связи с этим, государственные учреждения здравоохранения долгое время не рассматривались как объект стратегического управления в контексте оценки конкурентоспособности. В литературе крайне ограничены сведения о маркетинговых исследованиях, анализе конкурентных позиций
государственных учреждений здравоохранения, они носят единичный характер по отдельно взятым вопросам.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка практических мероприятий по повышению конкурентоспособности СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница».
Задачи работы:
- рассмотреть общетеоретические подходы к определению
конкурентоспособности;
- провести анализ и оценку конкурентоспособности государственного бюджетного учреждения здравоохранения СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница»;
- предложить основные направления по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью государственного учреждения здравоохранения.
Объектом исследования данной работы является государственное учреждение здравоохранения на примере СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница».
Предмет исследования - конкурентоспособность СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница».
Информационной базой исследования послужили учебные пособия по маркетингу для студентов магистратуры, научные статьи из периодической литературы по теме управления маркетингом в сфере услуг и на рынке медицинских услуг, законодательная база в сфере здравоохранения.
В первой главе предложен обзор содержания конкурентоспособности услуг, рассмотрены различные определения, основные методики управления конкурентоспособностью. Дано определение принципов управления конкурентоспособностью в здравоохранении, охарактеризован рынок медицинских услуг, актуальность применения стратегического управления в организациях здравоохранения. Отдельное внимание уделено понятию качества медицинской услуги и оценке удовлетворенности медицинской услуги, видение разными авторами. Выделены основные отличительные особенности маркетинга медицинских услуг.
Во второй главе проведен анализ и оценка конкурентоспособности. Предложены классификации методов и различных инструментов исследований. Изложен методический инструментарий конкурентного анализа и исследования уровня удовлетворенности потребителей медицинскими услугами.
В третьей главе по результатам исследований составлены рекомендации для учреждения здравоохранения по внедрению модели
пациентоориентированного подхода в управлении конкурентоспособностью .
В работе была поставлена цель - разработать практические мероприятия по повышению конкурентоспособности СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница».
По результатам теоретического анализа, сделан вывод, что государственное учреждение должно учитывать специфику рынка предоставляемых услуг, прорабатывать меры, направленные на поддержание конкурентных позиций. Пользователи медицинских услуг вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости услуги. Также медицинские учреждения обязаны предоставить гражданам бесплатную, доступную и достоверную информацию о перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, сведения о квалификации и сертификации специалистов
В практической части рассмотрено государственное учреждение здравоохранения. По результатам проведенной оценки конкурентоспособности были выявлены следующие факторы, положительно влияющие на эффективность СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница» в сфере предоставления медицинских услуг: современное оборудование, для оказания качественных медицинских услуг; высокий уровень квалификации врачей, оказывающих медицинские услуги. Экономическая эффективность СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница» в сфере предоставления медицинских услуг находится на среднем уровне.
Для укрепления конкурентоспособности проведено исследования, которое включало анкетирование пациентов. По результатам анализа отмечено, что, отрицательно влияют на деятельность государственного бюджетного учреждения следующие факторы:
- высокая стоимость платных медицинских услуг и недостаток
финансирования;
- отсутствие регламента предоставления медицинских услуг;
- отсутствие контроля качества предоставления медицинских услуг и механизм обратной связи с пациентами;
- снижение конкурентоспособности и спроса на услуги в 2022 году.
Было предложено повысить спрос на оказание платных медицинских услуг, с помощью мотивированных действий сотрудников медицинского учреждения. Разработаны принципы внедрения пациентоориентированной стратегии.
Предложенные рекомендации помогут эффективно планировать объем предоставляемых медицинских услуг и повысить уровень доходности в медицинском учреждении, обеспечив укрепление конкурентоспособности.
1. Абдукаримов И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур [Текст]: учебник /И.Т. Абдукаримов. - М.: Юниформ, 2019. - 214 с.
2. Бочкарева Т. А. Актуальные вопросы анализа финансового состояния предприятия [Текст]: учебник/ Т.А. Бочкарева. - М: Проспект, 2017. - 231 с.
3. Бородкина Н. В. Современные концепции диагностики финансового состояния предприятий [Текст]: учебник/Н.В. Бородкина. - М.: Юрайт-М, 2017. - 176 с
4. Важенин С.Т., Злоченко А.Р., Татаркин А.И. Конъюнктура конкурентоспособности региона/ С.Т. Важенин, А.Р. Злоченко, А.И. Татаркин // Регион: экономика и социология. - 2014.- № 3.- С. 23-38
5. Волкова Н.Ю. Информационные ресурсы как инструмент повышения конкурентоспособности современного предприятия // Экономика и управление. - 2019. - №9. С. 40-44.
6. Волкова Н.Ю. конкурентоспособность фирмы и ее инновационное развитие // Проблемы формирования нового индустриального общества: теория и практика. - Спб.: Изд-во СПбГУЭФ. «012. 0 С 118-121.
7. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. - М.: ОМЕГА-Л, 2022. - с 321
8. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: учеб.пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2020. - 96 с.
9. Головачев А. С. Конкурентоспособность организации: учеб. пособие.-М.: Выш. школа, 2019. - 320 с.
10. Граждан В.Д. Социология управления. - М.: КноРус, 2018. - 512 с.
11. Г абибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ш. Габидова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2022 г. - М.:
БукиВеди, 2022. - С. 85-87.
12. Дорофеева В. В. Методика оценки уровня конкурентоспособности предприятий / В. В. Дорофеева // Известия ИГЭА. — 2011. — № 4. — С. 89-94
13. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии // У.Г. Зиннуров. - Уфа: УГАТУ 2015. - 280с.
14. Коновалова. Г.И. Система интегрированного управления затратами как основа повышения конкурентоспособности предприятия / Г.И.Коновалова // Вестник БГТУ. - 2016. - №4. - с31-32.
15. Квасникова В. В., Жучкевич О. Н. Конкурентоспособность товаров и организаций: Практикум.- Инфра-М, Новое знание, 2013. - 192 с.
... всего 40 источников