Введение 3
Глава 1. Объективные признаки нарушения неприкосновенности жилища 6
1.1. Объект преступления 6
1.2. Объективная сторона преступления 22
Глава 2. Субъективные признаки нарушения неприкосновенности жилища 30
2.1. Субъект преступления 30
2.2. Субъективная сторона преступления 32
Глава 3. Квалифицированные виды нарушения неприкосновенности жилища 38
3.1. Незаконное проникновение в жилище, совершенное с применением
насилия 38
3.2. Незаконное проникновение в жилище, совершенное с
использованием служебного положения 42
Глава 4. Соотношение нарушения неприкосновенности жилища с иными преступлениями 50
4.1. Соотношение нарушения неприкосновенности жилища с
квалифицированными видами хищений 50
4.2. Соотношение нарушения неприкосновенности жилища с
нарушением неприкосновенности частной жизни, хулиганством, самоуправством и злоупотреблением должностными полномочиями 54
Заключение 62
Список использованных источников 67
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что конституционное право человека на неприкосновенность жилища является важнейшим элементом правового статуса личности. Права и свободы человека и гражданина провозглашены в Конституции Российской Федерации в качестве высшей ценности. В соответствии со ст. 25 Конституции РФ одним из важнейших является право гражданина на неприкосновенность его жилища. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающего в нем лица, иначе как в случаях, предусмотренных федеральными законами или на основании решения суда. Потребность в полном и последовательном осуществлении этого права не в последнюю очередь связана с тем, что оно не только защищает неприкосновенность частной жизни, но и является гарантией целого комплекса субъективных прав и свобод, и, в определенной мере, - отражением права человека на жилище.
Уголовный закон (ст. 139 УК РФ) охраняет неприкосновенность жилища, но, как показывает практика, анализируемая норма не является достаточно совершенной и эффективной, она требует уточнения. Также необходимость детального изучения уголовно-правовой характеристики нарушения неприкосновенности жилища подтверждается статистическими данными. По данным портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ за 2017 год число осужденных по статье ст. 139 УК РФ составило 7144 человека, за 2018 год - 7341 человек, за 2019 год - 7623 человека1, что подтверждает рост привлечения к ответственности по данной статье.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с уголовной ответственностью за нарушение неприкосновенности жилища.
В качестве предмета исследования выступают доктринальные положения теории уголовного права, нормы отечественного уголовного законодательства об ответственности за нарушение неприкосновенности жилища, конституционные нормы, иные нормативно-правовые акты, обеспечивающие право на неприкосновенность жилища, а также практика их применения.
Цель исследования заключается в анализе всех юридических признаков преступлений, предусмотренных ст. 139 УК РФ, в изучении проблем, возникающих при квалификации нарушения неприкосновенности жилища, в выработке путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• дать детальную уголовно-правовую характеристику деяния,
ответственность за которое предусмотрена ст. 139 УК РФ;
• раскрыть содержание квалифицированных видов нарушения неприкосновенности жилища:
• рассмотреть соотношение нарушения неприкосновенности жилища с иными преступлениями;
• выявить проблемы применения ответственности за нарушения неприкосновенности жилища и предложить пути решения.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы уголовно-правовой защиты неприкосновенности жилища в своих работах исследовали Э.Ю. Авшеев, Н.Ю. Аникина, С.А. Елисеев, В.Ю. Малахова, Б.С. Никифоров, В.А. Новиков, Я.М. Плошкина, Р.И. Расулов, Ф.М. Решетников, A.B. Серебрякова, И.А. Шевченко, В.Н. Шелестюков, А.В. Шеслер и др. Несмотря на то, что перечисленные авторы в своих трудах затрагивали различные аспекты рассматриваемой темы, существуют проблемные вопросы при квалификации нарушения неприкосновенности жилища, порождающие множество неоднозначных, а порой и противоречивых точек зрения.
В рассмотренных работах авторов отсутствует единый подход к определению понятия «жилище», кроме того оптимального для практики применения уголовного закона определения этого понятия до настоящего времени не найдено. Наряду с этим недостаточно раскрыто содержание понятий «незаконное проникновение» и «проникновение против воли». Квалифицированные виды нарушения неприкосновенности жилища также требуют более детального исследования.
Нормативной базой исследования выступили Конституция РФ, действующее уголовное законодательство РФ, иные нормативно-правовые акты, относящиеся к предмету исследования.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные, в частности: данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ, опубликованные либо размещенные в справочно-правовых системах официальные данные, постановления Пленума Верховного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ, судебная практика на основе уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ст. 139 УК РФ.
В ходе проведения исследования и написания работы были использованы как общенаучные методы познания: анализ, сравнение, так и специальноюридического исследования: сравнительно-правовой, формально-юридический, статистические.
Структура представленной работы включает следующие разделы: введение, основная часть, включающая 4 главы, объединяющие 8 параграфов, заключение, список использованных источников и литературы. В рамках основной части освещены вопросы состава преступления, предусмотренного ст. 139 УК РФ «Нарушение неприкосновенности жилища».
Проведенное исследование позволяет сделать следующее выводы.
Статьей 25 Конституции РФ закреплено право каждого на неприкосновенность его жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании вынесенного в соответствии с ним судебного решения. За нарушение неприкосновенности жилища установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьей 139 УК РФ.
Предметом преступления выступает жилище, под которым понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилой фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилой фонд, но предназначенное для временного проживания.
Основным правом на неприкосновенность жилища обладают как лица, наделенные правом пользования или правом собственности на занимаемое жилое помещение в качестве места жительства либо места пребывания, которое подтверждено правоустанавливающими документами (договоры аренды, найма, субаренды, поднайма, ордер, свидетельство о праве собственности и т.п.), и лица, вселенные в жилое помещение (в том числе на время) по воле проживающих в нем на законном основании. Все указанные лица могут рассматриваться как потерпевшие от данного преступления. К их числу следует отнести также лиц, которые на законных основаниях находились в жилище и к которым применялось насилие или угроза его применения при проникновении в жилище.
С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется активной формой поведения в виде незаконного проникновения в жилище против воли проживающего в нем лица. Способ проникновения в жилище для квалификации основного состава рассматриваемого преступления значения не имеет. Он может быть открытым или тайным, совершенным как в присутствии в жилище проживающих там лиц или других людей, так и в их отсутствие, включать как непосредственное проникновение человека в жилище, так и контролирование жилища изнутри с помощью специальных технических средств. В то же время использование обмана, злоупотребления доверием для проникновения в жилище не образует рассматриваемого состава преступления, поскольку в этих случаях лицо проникает в жилище по воле проживающего в нем лица, хотя оно и находилось в заблуждении относительно тех или иных обстоятельств. Преступление является оконченным с момента проникновения в жилище.
С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно проникает в жилище без согласия проживающих в нем лиц, и желает совершить это проникновение. Субъект преступлений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 139 УК РФ, общий. Им является вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъект преступления, предусмотренного частью 3 этой статьи, специальный - лицо, использующее для проникновения в жилище свое служебное положение.
Квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 2 ст. 139 УК РФ) предусматривает в качестве его обязательного признака способ незаконного проникновения в жилище - применение насилия или угрозу его применения. Под насилием понимается физическое воздействие на потерпевшего, выразившееся в подавлении и устранении его сопротивления, нанесении ударов, побоев, умышленном причинении легкого вреда здоровью. Под угрозой применения насилия понимается психическое воздействие на потерпевшего, выразившееся в демонстрации готовности нанести удары, побои, умышленно причинить вред здоровью. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего при проникновении в жилое помещение квалифицируется по совокупности преступлений с преступлениями против здоровья (ст. ст. 111 или 112 УК РФ). Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ) охватывается рассматриваемым составом преступления и дополнительной квалификации не требует.
Если незаконное проникновение в жилище совершено лицом с использованием своего служебного положения, то такие действия подлежат квалификации по ч. 3 ст. 139 УК РФ. Нарушение неприкосновенности жилища хотя и против воли проживающего в нем лица, но основанное на нормах Уголовно-процессуального кодекса, положениях ФЗ «О полиции», ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», не образует рассматриваемого состава преступления. Так, не образует нарушения неприкосновенности жилища использование права беспрепятственного вхождения в него и его осмотр при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай. Не является нарушением неприкосновенности жилища проведение оперативно-розыскных мероприятий, сопряженное с вхождением в него с согласия хотя бы одного из проживающих в нем лиц либо в их отсутствие, но с разрешения и в присутствии администрации гостиницы, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, другого подобного учреждения, если такие мероприятия не связаны с отысканием, осмотром вещей, имущества, принадлежащего лицам, постоянно или временно в них проживающих, и при условии, если вхождение в помещение в их отсутствие представителей администрации предусмотрено правилами пребывания (проживания, внутреннего распорядка) или условиями договора (уборка помещения, ремонт сантехнического оборудования и др.).
Проведенное исследование выявило ряд проблемных моментов.
1. Практика по делам о нарушении неприкосновенности жилища отличается противоречивостью. Отсутствие единообразного подхода к толкованию понятия жилища, которое обусловлено неудачной законодательной формулировкой, данной в примечании к ст. 139 УК РФ, негативно сказывается на правоприменении. Помимо признаков жилища, указанных в его законодательном определении, на квалификацию преступлений должен влиять
еще один основополагающий признак: возможность помещения или строения обеспечивать неприкосновенность частной жизни. Уголовное законодательство состоит из УК РФ, являющегося единственным источником уголовного права.
Поэтому для обеспечения единообразного толкования понятия жилища в правоприменительной практике необходимо внести изменения в примечание к ст. 139 УК РФ и изложить его в следующей редакции: «Под жилищем в настоящей статье, а также в других статьях настоящего Кодекса понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания и способные обеспечить неприкосновенность частной жизни проживающего в нем лица».
2. В ч. 3 ст. 139 УК РФ отсутствует толкование специального субъекта, что порождает множество вопросов при определении лица, использующего свое служебное положение для проникновения в жилище. Поэтому для обеспечения единообразного толкования специального субъекта в правоприменительной практике необходимо дополнить примечание к ст. 139 УК РФ следующим абзацем: «Под использованием служебного положения с целью проникновения в жилище в настоящей статье следует понимать незаконное использование лицом полномочий занимаемой должности, а также служебной информации, специальных технических средств, доверия граждан и иных возможностей, вытекающих из осуществления лицом государственной службы, службы в органах местного самоуправления или коммерческих и иных организациях».
3. В ст. 139 УК РФ отсутствует толкование понятия «проникновение в жилище», лишь сделана отсылка к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 46, в котором также не закреплена указанная дефиниция. Поэтому для обеспечения единообразного толкования понятия «проникновение в жилище» в правоприменительной практике необходимо дополнить примечание к ст. 139 УК РФ следующим абзацем: «Под проникновением в жилище в статьях УК РФ следует понимать тайное или открытое вторжение лица в чужое жилище, совершенное как с преодолением препятствий или сопротивлением людей, так и без такового, а равно использование приспособлений или технических средств, позволяющих извлекать из него, перемещать что-либо в нем или получать информацию о происходящем в нем».
1. Конституция Российской Федерации: ФКЗ РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, №7-ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. №11-ФКЗ (с послед. изм.) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 13 июн. 1996 г. № 63 - ФЗ (с послед. изм.) // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (с послед. изм.) // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 29 дек. 2004 г. № 188- ФЗ (с послед. изм.) // СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 14.
5. Об оперативно-розыскной деятельности: ФЗ РФ от 12 августа 1995 г. № 144- ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
6. О судебных приставах: ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
7. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
8. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции о защите прав человека и основных свобод: ФЗ РФ от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1140.
9. О противодействии терроризму: ФЗ РФ от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
10. О полиции: ФЗ РФ от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
11. О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: ФЗ РФ от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ // СЗ РФ. 2017. № 31 Ст. 4766.
12. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227
13. Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений: Пост. Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 697.
14. Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом: Пост. Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 702.
15. Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: Пост. Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522 // СЗ РФ. 2007. № 35. Ст. 4308....77