Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Динамика цветового символа в поэзии А. А. Блока

Работа №173295

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы57
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Цветовые символы в литературе и их функции...............................13
1.1 Символика цвета в древнерусской литературе и его связь с
христианством.......................................................................................................13
1.2 Функции цветообозначения в искусстве и в поэзии
символистов...........................................................................................................16
Выводы...................................................................................................................23
ГЛАВА 2.Символика цветовой палитры в поэтике А. Блока и её
динамика.................................................................................................................24
2.1 Символика цвета в поэзии А. Блока..............................................................27
2.2 Цветосюжет в лирике А. А. Блока.................................................................41
Выводы ..................................................................................................................50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................53
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................................................................56

Серебряным веком русская литература открывает двадцатый век. И,
пожалуй, его главным поэтическим «лицом» является Александр
Александрович Блок. Магия его поэзии действовала «как луна на лунатиков»
(К.И.Чуковский) и на современников Блока, и на потомков. Символист не
только по своей поэтической прописке, но и по мироощущению, Блок
воплощает в своем творчестве и философскую, и эстетическую его
концепцию, восходящую к философии и эстетике романтизма (К.В.
Мочульский писал о Блоке: «гений и жертва романтизма»). Влияние идей
философов конца 19 века – А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Вл. Соловьева на
поэзию символистов – и старших, и младших отмечает З. Г. Минц, В. Ф.
Асмус. В. Ф. Асмус посвятил проблеме философско-эстетических основ
русского символизма книгу «Философия и эстетика русского символизма».
«Русский символизм выступил на рубеже XIX – XX веков одновременно и как
художественное поэтическое– течение, и как течение философское /…/», -
резюмирует он. Асмус рассматривает символизм как культурный синтез,
смешение разных философских направлений, природа которых определяется
задачей решения не только эстетических, но и философских проблем. Особое
место в этом синтезе принадлежит Шопенгауэру и Ницше: «Влияние это
начиналось с эстетических взглядов обоих этих философов, но простиралось
значительно дальше доходя до этических и даже социальных истоков их
идей». Вместе с этими именами в их поэзию входит идея мирового зла, о мире
как представлении, о гении и массе «как фабричном товаре природы», о
дионисийском начале искусства, об алогизме жизни (см.: В. Ф.«Философия и
эстетика русского символизма»).
Разумеется, сегодня никто не рассматривает символизм как реакционное
течение (мысль Асмуса), но не согласиться с его выводами о философских
истоках символизма нельзя...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках исследования по теме «Динамика цветового символа в поэзии
А. Блока» была поставлена цель, которая заключается в выявлении и описании
цветовых символов и в анализе развития цветового символа в поэзии
Александра Блока.
Понятие – динамики цветового символа – в контексте исследования было
определено как изменение интерпретации цвета в творчестве Александра
Блока под влиянием происходящих событий в личной жизни и в жизни России.
В ходе исследования были достигнуты следующие задачи:
1. анализ литературно-критического материала по теме;
2. рассмотрены цвета с точки зрения религиозного, философского,
психологического и лингвистического понимания;
3. рассмотрена цветовая символика в лирике А. Блока на основе трудов
литературоведов и критиков отечественной поэзии;
4. исследована цветовая палитра лирики А. Блока;
5. проанализированы цветовые символы в лирике поэта;
6. рассмотрена цветовая гамма в мировосприятии А. Блока.
В процессе работы было выявлено, что творчество Александра Блока
позволяет человеку ощутить мир в новом свете, изучить его посредством
определенных цветовых символов, которые обогащают стихотворения
смыслами, образ делает насыщенным, имея яркую эмоциональную окраску и
усиливая внутреннее восприятие.
Блок считал, что искусство и творчество играют познавательную роль.
Оно объединяет бесконечное и определенное, святое и обыденное в простой
жизни людей. Мир повседневности и мир реальности, созданный творческим
взглядом. Можно сказать, что творчество поэта Александра Блока было
направлено не на описание бытовой реальности, а на раскрытие неуловимой и
непостижимой тайны мировоззрения...


1. Аверинцев С. С. Иисус Христос / С. С. Аверинцев / Е. М.
Мелетинский : Мифологический словарь. – Москва. : Советская
энциклопедия, 1990. – 912 с.
2. Авраменко А. П. А. Блок и русские поэты XIX века / А. П.
Авраменко. - Москва : Изд-во МГУ, 1990. – 246 с.
3. Альфонсов В. Н. Слова и краски: очерки из истории творческих
связей поэтов и художников / В. Альфонсов. - 2-е изд. - Санкт-Петербург :
САГА, 2006. – 309 с.
4. Архангельская Ю. В. О формировании символа в стихах А. Блока.
Избранное / Александр Блок; (Сост., примеч. Хурумова С. Ю. и др.). - Москва
: Люмош, 1996. – 463 с.
5. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке / Н. Б.
Бахилина. – Москва. : Наука, 1975. – 288 с.
6. Белый А. Собрание сочинений. Воспоминания о Блоке / Андрей
Белый; (Под общ.ред. В. М. Пискунова; Подгот. текста, вступ. ст., коммент. С.
И. Пискуновой). - Москва : Республика, 1995. – 509 с.
7. Берберова Н. Н.Александр Блок и его время: биография / Нина
Берберова; пер. с фр. Анны Райской и Анны Курт. - Москва: Ред. Елены
Шубиной: АСТ, 2015. – 249 с.
8. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. –
Брюссель : Жизнь с Богом, 1989. – 2535 с.
9. Блок А. А. В воспоминаниях современников: в двух томах. Т. 1. /
(сост., вступит. статья, подгот. текста и коммент. Вл. Орлова). – Москва:
Художественная литература, 1980. – 550 с.
10. Блок А. А. Избранное / А. Блок; (Сост., коммент., справ.-метод.
материалы Е. А. Дьяковой; Ст. Ю. Тынянова). - Москва : АСТ : Олимп, 1996.
– 526 с.
11. Блок А. А. Исследования и материалы / Академия наук СССР, Инт русской литературы (Пушкинский Дом) ; (редкол: Ю. К. Герасимов (отв.
ред.), К. Н. Григорьян, Ф. Я. Прийма). - Ленинград : Наука. Ленинградское
отделение, 1987. – 290 с.
12. Блок А. А. Краски и слова. - Москва : Рипол-Классик, 2018. – 268с.
13. Блок А. А. Собрание сочинений : В 20 т. – Москва : Наука, 1997.
14. Брюсов В. Я. Александр Блок / Брюсов В. Собр. соч. В 7-т. Т.VI. –
Москва, 1975. – 4052 с.
15. Брюсов В. Я. Ремесло поэта: статьи о русской поэзии / В. Я.
Брюсов / Современник - Москва: 1981. – 399 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ