Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Цифровая грамотность населения как инструмент противодействия цифровой преступности (Новосибирский государственный университет экономики и управления)

Работа №173288

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социология

Объем работы87
Год сдачи2023
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Объект исследования: жители Новосибирска и Новосибирской области старше18 лет.
Выборка исследования: 100 человек (34 мужчины и 66 женщин).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Цифровая грамотность в условиях цифровизации общества 6
1.1 Теоретические аспекты цифровизации общества 6
1.2 Понятие и компоненты цифровой грамотности, а также проблемы цифровой среды 9
1.3 Условия и факторы, влияющие на уровень цифровой грамотности 15
2 Социологическое исследование цифровой грамотности в условиях цифровизации общества (на примере жителей Новосибирской области) 24
2.1 Методологические основы измерения уровня цифровой грамотности, в частности в Интернете в Новосибирской области 24
2.2 Анализ состояния уровня цифровой грамотности жителей Новосибирской области, основные угрозы и препятствия 26
2.3 Кластеризация респондентов по совокупному критерию уровень цифровой грамотности жителей новосибирской области как инструмента борьбы с цифровой преступностью 44
3. Меры и рекомендации по повышению уровня цифровой грамотности в Новосибирской области 51
3.1 Основные проблемы, выявленные при изучении уровня цифровой грамотностии рекомендации по их устранению 51
3.2 Меры, реализуемые со стороны государственных структур и органов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
ПРИЛОЖЕНИЕ В 75


Современное постиндустриальное общество предоставляет людям возможность улучшить свой уровень жизни. Привычные практики: работа, обучение, общение, покупки товаров и услуг, из реальной жизни переходят в виртуальное пространство – сеть Интернет. Несомненно, удаленный доступ к сервисам и магазинам сокращает временные затраты на выбор, а также на совершение сделки, но с другой стороны происходит трансформация мошеннических схем. Типичный пользователь Интернета по-своему отсутствию предусмотрительности может столкнуться с поддельными товарами и некачественными услугами, потерять свои личные конфиденциальные данные, крупную сумму денег и так далее.
Несмотря на действие органов внутренних дел по расследованию случаев отдельных пользователей, совершенствование безопасности отдельными веб-сервисами и интернет-магазинами своих клиентов, все равно возникают новые пострадавшие и процветает данный вид мошенничества. Государство и некоторые частные компании предпринимают действия по обучению населения грамотности и безопасности в интернете, но реализация подобной программы дорогостоящее, поэтому возникает потребность в типологизации населения для информирования самых уязвимых слоев населения, а также составления портрета типичной жертвы мошенничества.
Степень разработанности проблемы. Изучению цифровизации и цифровой преступности посвящали свои работы многие отечественные изарубежные ученые и исследователи, которые применяли знания изразличных областей наук, что позволило сформировать глубокий ианалитический подход к теме. Большое внимание уделялось законодательной стороне явления, мер, применяемых государственными структурами по повышению безопасности цифровой среды, путем повышения уровня цифровой грамотности.
Объектом исследования является население Новосибирской области.
Предмет исследования – уровень цифровойграмотности и осведомленность жителей Новосибирской области о мошенничестве в Цифровой среде.
Целью данной курсовой работы изучение на теоретическом и прикладном уровне типов людей, наиболее подверженных мошенничеству в цифровой среде на примере Новосибирской области.
В соответствии с поставленной целью в рамках написания данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятия цифрового пространства, цифрового общества и процесс цифровизации
2. Охарактеризовать понятие и структуру цифровой грамотности
3. Выявить критерии измерения цифровой грамотности населения
4. Определить меры, которые реализуются на сегодняшний день по борьбе с проблемами в цифровой среде
4. Составить методику для изучения уровня цифровой грамотности в Новосибирской области
5. Проанализировать состояние и угрозы вероятности стать жертвой мошенничества в Цифровой среде на примере Новосибирской области
6. Рассмотреть рекомендации по повышению уровня цифровой грамотности, а также по профилактике и избеганию угрозы мошенничества в цифровой среде
Теоретико-методологическую базу составили идеи Российских ученых: С. А. Краченко, И. Я. Богданов, О. В. Рубцова, Д. Е. Добринская, Г. У. Солдатова, Ф. И. Шарков, И.А. Никитина и другие. Среди зарубежных исследователей и общественных деятелей во внимание были приняты труды: Э. Макафи, Э. Бриньолфсон, Д. Топскот, Н. Маррес, В. Вандербург, П. Гилстер, А. Букхорст, А. Кальвани.
В работе используются следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез, количественный метод сбора информации: анкетирование, кластеризация, вторичный анализ, интерпретация полученных данных.
Информационно-эмпирическую базу исследования составляют данные социологических исследований, посвященные расчету уровня цифровой грамотности, степени доверия населения различным цифровым сервисам. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное постиндустриальное общество предоставляет людям возможность улучшить свой уровень жизни. Привычные практики: работа, обучение, общение, покупки товаров и услуг, из реальной жизни переходят в виртуальное пространство – сеть Интернет. Несомненно, удаленный доступ к сервисам и магазинам сокращает временные затраты на выбор, а также на совершение сделки, но с другой стороны происходит трансформация мошеннических схем. Типичный пользователь Интернета по-своему не знанию, отсутствию предусмотрительности может столкнуться с поддельными сайтами, потерять свои личные конфиденциальные данные, крупную сумму денег и так далее.
Несмотря на действие органов внутренних дел по расследованию случаев отдельных пользователей, совершенствование безопасности отдельными веб-сервисами и интернет-магазинами своих клиентов, все равно возникают новые пострадавшие и процветает данный вид мошенничества, при этом остается низким процент обращений населения в органы внутренних дел по цифровым преступлениям. Развитие цифровой экономики в условиях современности остается важнейшим направлением, а ее инновационная деятельность должна сопровождаться ростом технологических, финансовых и человеческих ресурсов.
Нами было проведено исследование, состоящее из анкетного опроса жителей новосибирской области от 18 лет.Анкета включала в себя тематические блоки, посвященные цифровой грамотности, цифровым компетенциям, доверию цифровым сервисам, а также случаям цифрового мошенничества. Так, в рамках проверки первой гипотезы выяснилось, что жители новосибирской области в разной степени доверяют государственным сервисам, но нельзя утверждать, что критерий зависит от возраста – чем старше, тем больше доверия, поэтому гипотеза 1 не подтвердилась.
Далее для проверки второй гипотезы нам было необходимо узнать распознают ли жители новосибирской области мошеннические схемы заранее, или на них ложится весь груз ответственности за неосведомленность и неосмотрительность. Таким образом, гипотеза 2 не подтвердилась.
Гипотеза 3 подтвердилась, так как большинство жителей новосибирской области осознают необходимость развивать цифровые компетенции, проходить курсы, читать тематические статьи и скачивать приложения, цель которых просвещение населения в тематике цифровых технологий.
Гипотеза 4 не подтвердилась, так как респонденты оценивают свою цифровую грамотность адекватно, в соответствии со своими фактическими умениями, степенью доверия различным сервисам и частотой столкновения с мошенниками за последний год.
По результатам проведенной исследовательской работы, нами были сформулированы перспективы развития уровня цифровой грамотности населения новосибирской области для борьбы с цифровой преступностью.На основе проведенного анализа делаем вывод о том, как способны повлиять мероприятия по повышению цифровой грамотности населения на различные структуры современного общества. для государства в целом ожидается повышение эффективности и прозрачности экономики; позитивное восприятие гражданами цифровых реформ и инноваций. Для бизнеса положительный эффект будет отмечен привлечением компетентных сотрудников, способных выполнять задачи в условиях широкого распространения цифровых технологий; внедрение и реализация бизнес-моделей, ориентированных на изменении потребностей населения; ускорение и автоматизация бизнес-процессов, сокращение времени на приспособление к изменяющимся условиям рынка. Образовательные организации уже сейчас ощущают положительную динамику от повышения цифровых навыков сотрудников и обучающихся, так как процесс образования перестал во многом зависеть от конкретного физического здания учебного заведения, быстрое масштабирование эффективных образовательных моделей; обучение и оценка кадров, соответствующих запросам цифровой экономики. И конечно же для граждан ожидается повышение доступности цифровых технологий и онлайн-сервисов, а также товаров и услуг (государственных и коммерческих); повышение возможностей для реализации своего потенциала, в том числе профессионального; общее повышение качества жизни.
На сегодняшний день получило широкое распространение такое явление, как мошенничество с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Подобный обман граждан становится возможным благодаря глобальной сети Интернет, доступ к которой имеет и регулярно осуществляет каждый второй житель страны. В связи с этим, 17 февраля 2022 года было проведено заседание МВД президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…кибер технологии развиваются стремительно, возникают новые риски, и нужно их предупреждать, не позволять преступникам паразитировать на технологическом прогрессе, в связи с чем необходимо действовать на опережение…».



1. Башарина О. В., Яковлев Е. В. Формирование основ цифровой безопасности как компонента цифровой компетентности // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 2 (26). С. 31–36.
2. Березина Н. В., Богданов И. Я., Великая Н. М. [Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. 549 с.
3. Вострецова, Е. В. Основы информационной безопасности: учебное пособие для студентов вузов Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2019. 204 с.
4. Гаджиев Х. А. Глобальная цифровая экономика: Тренды и трансформация Ценностно-поведенческих паттернов // ArsAdministrandi (Искусство управления). 2022. Т. 14, № 3. С. 482–506.
5. Голубовская Т., Гребенникова С., Давыдов С. Индекс цифровой грамотности 2017 РОЦИТ: 2017. 36 с.
6. Горошко И. В. Цифровизация-современный тренд развития правоохранительных органов //Научно-аналитический журнал обозреватель-Observer. 2022. №. 2 (385). С. 98-110.
7. Давыдов С. Г., Логунова О. С. Проект" Индекс цифровой грамотности": методические эксперименты //Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. №. 41. С. 120-141.
8. Дмитриева Н. Е., Жулин А. Б., Артамонов Р. Е. Оценка цифровой готовности населения России // XXIIАпр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 86 с.
9. Добринская Дарья Егоровна Цифровое общество в социологической перспективе // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obschestvo-v-sotsiologicheskoy-perspektive (дата обращения: 25.05.2023).
10. Ельцова О. В., Емельянова М. В. К вопросу о понятии цифровой грамотности //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. ИЯ Яковлева. 2020. №. 1 (106). С. 155-161.
11. Завьялов А.Н. Интернет-мошенничество (фишинг): проблемы противодействия и предупреждения // BaikalResearchJournal. 2022. Т. 13, № 2.
12. Кравченко С.А. Социологическая “стрела времени” в XXI веке: инновации в материалах Всемирных социологических конгрессов // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9. № 4. С. 84–104.
13. Кулматова Б. А., Буранова Д. А., Запаров З. А. Способы защиты от интернет-мошенничества //Academy. 2019. №. 12 (51). С. 78-80.
14. Макафи Эндрю, Бриньолфсон ЭрикМакафи, Бриньолфсон: Машина, платформа, толпа. Наше цифровое будущее Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2019 г. 320 с.
15. Михайленко И. А. К вопросу о способах мошенничества в сети Интернет //Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2016. №. 5 (13). С. 98-104.
16. Никитина И.А. Финансовое мошенничество в сети Интернет / И.А. Никитина // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337. С. 122–124, с. 122
17. Осипов Г. В. Цифровизация общественной жизни и новые задачи социальных наук // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. №7. С. 52-57. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obschestvennoy-zhizni-i-novye-zadachi-sotsialnyh-nauk (дата обращения: 25.05.2023).
18. Осипов Г.В. Социологическая наука в условиях становления цифровой цивилизации. СПб., 2016.
19. Потапова А. В. Мошенничество в сети интернет: криминологическая характеристика и проблемы квалификации //StudNet. – 2020. – Т. 3. – №. 6. – С. 52-57.
20. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 117-124.
21. Селиверстова Н. А. Цифровая грамотность //Знание. Понимание. Умение. 2021. №. 3. С. 220-224.
22. Стельмашонок Е.В., Васильевой И.Н. Информационная безопасность цифрового пространства– СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. 155 с.
23. Стеценко Ю. А., Холодковская Н. С. Мошенничество в сети интернет //Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. – 2021. – №. 2. – С. 75-80.
24. Умарова Н.Р. Формирование цифровой грамотности у студентов // Наука и образование сегодня. 2021. №4 (63). С. 20-22. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsifrovoy-gramotnosti-u-studentov (дата обращения: 25.05.2023).
25. Шарков Ф.И., Назарова Е.А., Жуков А.В Цифровая грамотность населения и сетевые коммуникации: социологическое измерение // Коммуникология. 2020. №3. С. 52-62. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-gramotnost-naseleniya-i-setevye-kommunikatsii-sotsiologicheskoe-izmerenie (дата обращения: 25.05.2023).
26. Шевченко Александр Анатольевич "постправда" как новый "режим истины" // Гуманитарный вектор. 2019. №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postpravda-kak-novyy-rezhim-istiny (дата обращения: 25.04.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ