ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования концептов в языковой картине
мира 6
1.1 Особенности формирования и виды концептов в языковой картине мира . 6
1.2 Концепт с точки зрения лингвокультурологии и виды лингвокультурных
концептов 12
Глава 2. Исследование концепта «WORLD» в романе Герберта Уэллса «Война
миров» 18
2.1 Анализ структуры и концептуальных признаков концепта «world» в романе
Герберта Уэллса «Война миров» 18
2.2 Ценностный смысл и лингвокультурная модель концепта «world» в романе
Герберта Уэллса «Война миров» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что концепт позволяет изучать взаимодействие языка, мышления и культуры, также изучать картины мира через языковые репрезентации. На современном этапе развития когнитивной лингвистики особенно актуальным является изучение проблем языкового моделирования ментального, внутреннего мира человека, через такие вербальные явления, как концепты. Исследование концептов направлено на изучение взаимосвязи между языком и внутренним миром человека, так как язык является реализацией когнитивных способностей человека.
В рамках когнитивной лингвистики на первый план выходит не просто изучение языковых явлений, но изучение внутреннего мира человека, который отражает в языковых средствах картину мира. Человек отражает мир в концептуальной системе, которая выражается в языке, тем самым отражает в реальности внутреннюю картину мира. Отражение картины мира будет, очевидно, отличаться у представителей разных языков и культур, что делает исследование концептов особенно актуальным для выявления специфических особенностей картины мира представителей определенной культуры.
Практическая актуальность исследования обусловлена тем, что системное и многоаспектное исследование концепта WORLD позволит выявить соотношение данного концепта с внутренним сознанием и его отражением в языковой картине мира. Следовательно, на основании результатов анализа концепта WORLD в художественном произведении можно будет составить представление об англоязычной картине мира в данном тексте и в целом.
Именно в языке человек, как представитель культуры, отражает свой внутренний мир, следовательно, путь к изучению человека может проходить через изучение языковых явлений. Язык представляет собой механизм, который фиксирует, закрепляет и отражает результаты познавательной деятельности человека. Отражение объектов внешнего мира, познание и формирование внутренней картины мира осуществляется не разрозненными фрагментами, но целостными конструкциями, что создает концептуальную систему языка...
Проведенный анализ концепта «world» в романе Герберта Уэллса «Война миров» позволил сделать следюущие выводы.
Практический анализ направлен на выявление структуры и концептуальных признаков концепта «world» и на выявление выявление ценностного смысла и лингвокультурной модели концепта.
В практическом анализе структуры и концептуальных признаков концепта «world» в романе Герберта Уэллса «Война миров» применяется следующая методика анализа концепта с точки зрения лингвокультурологии. Применяется я классификация языковых средств для выражения концепта: анализ слов- номинантов концепта, словарные дефиниции лексемы; синонимы лексемы; сленговые единицы, относящиеся к лексеме; свободные словосочетания; устойчивые словосочетания и фразеологизмы; глагольные сочетания.
Анализ концепта «world» в романе Герберта Уэллса «Война миров» строится на основании теоретических положений о структуре лингвокультурных концептов. Структура концепта включает следующие элементы:
1) ядро концепта (концептуальное ядро, прототип);
2) ближняя периферия (группируется вокруг ядра);
3) дальняя периферия концепта.
Ядро концепта (прототип) представляет собой естественную категорию. Периферия представляет собой категории базового уровня. Концепт выражается при помощи слов-репрезентантов, производных номинаций, глаголов, устойчивых словосочетаний и фразеологизмов. слов-номинанты концепта «world»; синонимы лексемы «world» и антонимы лексемы; сленговые единицы, относящиеся к лексеме «world»; свободные словосочетания и характеристики концепта - прилагательные; устойчивые словосочетания и фразеологизмы.
Ядро концепта «world» в романе Герберта Уэллса «Война миров» образуют слова-номинанты, представляющие лексему «world», употребляемая с артиклями («this», «our» и др.) и словарные дефиниции лексемы «world»...
1. Аванесян, Ж. Г. Сопоставительный анализ концептов в английской и русской языковых картинах мира // Sciences of Europe. - 2017. - №18. - С.43-48.
2. Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка: монография / А. П. Бабушкин. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 1996. - 330 с.
3. Бурова, М. Л. Травелог философа в романе Г. Уэллса «Война миров» // Исторические, философские, политические и юридические науки. Культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - №3 (53). - С.65-69.
4. Виноградов В.В. Вопросы современного словообразования // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. - Москва: Наука, 1975. - 559 с.
5. Вендина, Т. И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макросем): монография / Т. И. Вендина. - Москва.: Индрик, 1998. - 158 с.
6. Вольникова, Е. А., Кривошеева, Ю. М. Ключевые концепты английской языковой картины мира // XXI век: Итоги прошлого и проблемы настоящего: Пензенский государственный технологический университет. - 2015. - №6(28). - С.218-222.
7. Герасимова, Д. А. Концепт «eyes» в английской языковой картине мира: специальность 10.02.04 «Германские языки : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических науки. - Иркутск, 2009. - 192 с.
8. Григорова, Л. Э. Концепт «curiosity» в английской языковой картине мира: специальность 10.02.04 «Германские языки : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических науки / Григорова Людмила Эдуардовна; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2013. - 168 с.
9. Ефремова, М. П., Концепт «safety / security» в английской языковой картине мира: специальность 10.02.04 «Германские языки : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических науки. - Санкт-Петербург, 2021. - 185 с.
10. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие. - 9-е изд. - Москва : Флинта, 2016. - 328 с.
11. Кубрякова, Е. С. Типы языковых значений: семантика производного слова / Отв. ред. Е. А. Земская. - 2-е изд.. - Москва: URSS, 2008. - 198 с.
12. Кубрякова, Е.С. Теория номинации и словообразования // Языковая номинация. Виды наименований - Москва: Наука, 1977. - 186 с.
13. Суслова, С. С., Зайцева Ю.В. Концепт «мир» в английской языковой картине мира // Вестник Вятского государственного университета. - 2016. - №2. - С. 58-62.
14. Аскольдов, С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / Под ред. В.Н. Нерознака. - Москва: Academia. - 1997. - С. 267-280.
15. Бабушкин, А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика из выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под редакцией И.А. Стернина. - Воронежский государственный университет, 2001. - С.52-57.. 44