Введение 3
Глава 1. История бумагопластики 6
1.1 Культурно-исторический путь развития бумажной формы 6
1.2 Виды и характеристика бумагопластики 11
1.3 Современная практика 14
Глава 2. Методика проведения цикла занятий. Тема: «Бумагопластика.
Геометрия форм» 19
2.1 Методы преподавания бумагопластики 19
2.2 Психолого-педагогические аспекты урока 26
2.3 Тематический план курса бумагопластики 29
2.4 Возможное применение бумагопластики в областях дизайна 46
Заключение 48
Список источников и литературы 50
Приложение
Бумага - это удивительный материал, очень пластичный, натуральный и благородный. Приложив немного фантазии и упорства, мы получаем из плоского листа самые разнообразные композиции и интересные пластичные поверхности.
В современном мире бумага является одним из самых распространенных материалом для декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Бумагопластика - искусство моделирования художественных композиций и объемных скульптур из бумаги. Этот вид творческой деятельности своей формой, созданной за счет объема, напоминает скульптуру из плоскости. В моделях из бумаги ощущается стиль, образ, композиция и изящество.
От человека, живущего в эпоху научно-технического прогресса, требуется гибкое мышление, подвижность, творческий подход в решении задач, креативность, быстрое ориентирование в ситуации и адаптация к новым условиям. Почти во всех профессиях растет доля умственного труда, а исполнительная часть перекладывается на технику.
Очевидным фактом становится то, что творческие способности человека следует признать важнейшей частью его интеллекта. Поэтому одной из главных задач в современном воспитании становится задача развития творческого начала.
Главные задачи педагога, исходя из вышеперечисленного - пробудить в учениках творческую активность, стимулировать воображение и стремление участвовать в творческой деятельности.
Складывание, вырезание, плетение из бумаги - увлекательный и познавательный процесс, который помогает постичь универсальный характер и поразительные качества бумаги.
Творчество из бумаги помогает проявлению многих психических процессов, наиболее ярко - мышление и творческое воображение. Коллективные занятия бумагопластикой помогают создать оригинальные дизайнерские решения, приобрести навыки учебно-исследовательской работы, конструирования, научиться выслушивать и обсуждать чужую точку зрения, работать сообща.
Уникальность бумагопластики состоит в том, что начиная с простых приемов, приобретая знания, умения и навыки, учащиеся могут осваивать более сложные техники и выполнять детализированные работы высокой степени сложности.
Объект исследования данной работы: способы создания композиции средствами бумагопластики.
Предметом исследования является бумажное формообразование, его значение в изобразительном искусстве и дизайне, разработка методики обучения создания композиции из бумажного листа.
Целью исследования дипломной работы становится разработка методики создания формальной композиции средствами бумагопластики в дополнительном образовании школьников от 14 лет для развития их творческих способностей, формирование у учащихся научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков, развитие технических интересов и склонностей детей.
Данная цель предполагает постановку следующих задач:
• исследовать историю развития бумагопластики
• рассмотреть и сравнить методики обучения и способы выполнения заданий
• выявить наиболее подходящий метод обучения
• разработать и апробировать методики педагогических способов преподавания бумагопластики
• обучить навыкам работы с инструментами и материалами
• познакомить учащихся с основными понятиями и базовыми формами бумагопластики
• обучить различным приемам бумажного формообразования
В ходе работы над проектом автор должен ознакомиться с материально-технической базой ДШИ (художественное отделение), нормативными документами - устав, лицензия, образовательными программами, пройти инструктажи по технике безопасности, по охране жизни детей, ознакомиться с должностными инструкциями преподавателя дополнительного образования
В ходе проведенного исследования выяснилось, что сейчас проблема обучения детей старшего школьного возраста искусству бумажного формообразования очень актуальна. Изучив более подробно и глубоко бумагопластику, ее историю, технологии и виды, сделан вывод, что бумагопластика сегодня - перспективное направление дизайнерского формообразования.
Бумага, являясь одним из наиболее доступных материалов, помогает в творческих поисках и экспериментах, дает широкие возможности в учебном процессе. Бумагопластика, в зависимости от сложности, подходит детям разного возраста и взрослым с любыми навыками использования этого материала.
В ходе работы были проведены исследования истории развития бумагопластики. Выявлены наиболее эффективные методики обучения и способы выполнения заданий. Исходя из данных исследований, выбран наиболее подходящий метод обучения детей бумагопластике на уроках дополнительного образования. Разработано предложение по методике обучения детей от 14 лет.
Занятия данного курса рассчитаны на развитие абстрактного мышления, необходимого в художественном творчестве, помогают учащимся в проявлении индивидуальности, самостоятельности, способствуют духовному и гармоничному развитию личности.
В программе курса бумагопластики «Геометрия форм» использованы разные методы и формы проведения занятий: лекция, беседа, практические задания, демонстрация образцов. Предусматривается периодическое возвращение к некоторым техническим приемам на уже более высоком и сложном уровне. Автор определил формы организации учебного процесса. Курс бумагопластики «Геометрия форм» рассчитан на 72 часа, по 2 академических часа в неделю.
Подробно описана методика проведения одного занятия из курса бумагопластики.
В ходе работы над дипломным проектом было разработано наглядное методическое пособие для проведения занятий бумагопластики, выполненное автором с соблюдением технологий данной методики.
Автор считает, что все поставленные в ходе работы над проектом задачи решены успешно. В процессе реализации проекта были произведены все виды работ, заложенные в план разработки урока по дисциплине бумагопластика.
1) Афонькин, С.Ю. Оригами для взрослых и детей [Текст]: энциклопедия/
Е.Ю. Афонькина. -СПб.: Кристалл, 2000. - 306 с. - с. 10-15
2) Богданов, В.В., Истории обыкновенных вещей [Текст] /С.Н.Попова - М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 208 с- с. 70-76
3) Бойцов, С.Ф. Комбинаторные идеи в дизайне [Текст]/ С.Ф. Бой- цов//Техническая эстетика.- 1983,- №7. - с. 14-16
4) Валенски, В. Бумага + печать[Текст] / В. Валенски. - Минск: Дубль В, 1996. - 328 с. - с.4
5) Васерчук, Ю.А. Бумагопластика в проектной культуре дизайна (материал, технология, принципы моделирования) [Текст] :автореф. дис. ... канд.
искусствоведения : 17.00.06 / Ю. А. Васерчук. - М., 2007. - 29 с. - Библиогр.: с. 29(9 назв.). - 100 экз.
6) Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов по спец. № 2121 Педагогика и методика нач. обучения[Текст]/М.
В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др.-М.: Просвещение, 1984.-256с. - с. 221-236
7) Волошинов, А.В. Математика и искусство[Текст] / А.В. Волошинов. - Изд. 1-е. - М.: Просвещение 1992. - 336 с.; 2-е изд. М.: Просвещение, 2000. - 400 с.
8) Врона, А.П. Макетные материалы и их применение. Бумага.
Подготовительные и вспомогательные работы[Текст]/ Е.Г.Лапина -Техническая эстетика, №4,1985г. «Галерея бумажного искусства», журнал // Мир упаковки. - №3 (35), 2005 - с. 12
9) Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги [Текст]: справочник / Б.Г. Гагарин. - Ташкент : Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1988. - с. 33
10) Гамаюнов, В.Н. Основы дизайна [Текст]: учеб. пособ. для студентов художествено-графических факультетов пединститутов / В.Н. Гамаюнов, Ю.Г. Коробовский. - М.: Альфа, 1993. -с. 80
11) Голубева, О.Л. Основы композиции [Текст]: учебное пособие / О.Л.Голубева - М: Издательский дом «Искусство», 2004. - 120 с. - с.54-97
12) Ермолаев, А. П., Основы пластической культуры архитектора-дизайнера [Текст]/Т. О.Шулика , М. А Соколова - М: Изд-во Архитектура-С, 2005, 463 с. - с. 20-26
13) Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии[Текст]: учебное пособие / В.С. Зайцев. - Челябинск: ЧГПУ, 2012 - с. 44-45
14) Зайцева, А.А. Модульное оригами [Текст] / А.А. Зайцева. - М: Изд-во Эксмо, 2012, - 64 с.
15) Иттен, И. Искусство формы[Текст] / И.Иттен. - М.: Изд. Д.Аронов, 2001.
- 136 с. - с. 20-102
16) Калинин, Ю.М., Архитектурное макетирование[Текст]: учебное пособие/ М.В. Перькова.- Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. - 117 с. - с. 10-42
17) Калмыкова, Н.В., Макетирование из бумаги и картона[Текст]: учебное пособие/И.А.Максимова. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 80 с.- с. 6-66
18) Кириллов, А.Ф. Черчение и рисование[Текст] /А.Ф.Кириллов - М.: Высшая школа, 1987. - 352 с.
19) Коваленко, В.И. Художественное конструирование из бумаги: Складывание и сгибание [Текст]/ В.И. Коваленко. - Минск: Беларусь 2003. - 223 с.
20) Колейчук, В.Ф. Программное формообразование в дизайне [Текст] / В.Ф. Колейчук// Техническая эстетика- 1979. - №3, - с. 14-18
21) Крупин, В.И. Бумага. Картон. Краткий терминологический словарь[Текст]/ В.И. Крупин, - М.: Тара и упаковка, 1996 - 48 с.
22) Лаврентьев, А.Н. Эксперимент в дизайне [Текст]: учебное пособие/ А.Н. Лаврентьев. - М.: Университетская книга, 2010. - 243 с.
23) Лаврентьев, А.Н. История дизайна [Текст]: учебное пособие для вузов / А.Н. Лаврентьев. - М.: Гардарики, 2007. - 303 с.мм
24) Лазарев, А.М. Цивилизация бумаги [Текст] / А.М. Лазарев // Япония сегодня -2004, - №7, с. 24-26
25) Малкин, И. Т. История бумаги[Текст]/И.Т. Малкин. -Минск: Издательство академии наук СССР, 1940. - 376 с. - с. 25
26) Новиков, Н.В. Макетирование в академическом дизайне[Текст]/Н.В. Новиков. - СПб.: ГХПА, 1998. - с. 3-30
27) Рахманинов, Б.Н. С чего начинается профессия[Текст]/Б.Н. Рахманинов// Тара и упаковка - 1991,- №1 - с. 52-54
28) Сквернюков, П.Ф. Слово о бумаге[Текст] / П.Ф. Сквернюков. - Минск: Московский рабочий, 1980. - с. 42-91
29) Сомов, Ю. С. Композиция в технике[Текст] / Ю. С. Сомов. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1987 - 288 с.
30) Сороченко, Д. Н. Традиции и новации бумагопластики[Текст]/ Д.Н. Сороченко // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1224-1229.
31) Стародумова, Ж.В. Художественное конструирование из бумаги[Текст]: дополнительная образовательная программа /Ж.В. Стародумова, - М., 2015
32) Стефанов,С.И. Этот удивительный мир бумаги[Текст] /С.И. Стефанов //КомпьюАрт.- 2002. - №10. - с 48-60
33) Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребенка [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов/Т.И. Тарабарина.- Ярославль: Академия развития, 1997. - 224 с.
34) Чернышев, О.В. Формальная композиция. Творческий практикум [Текст] / О.В. Чернышев. - Мн.: Харвест, 1999. - 312 с.
35) Шахов, Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги [Текст] - М.: Бао-Пресс: Рипол Классик, 2006, - 48 с.
36) Элам, К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция[Текст] / К. Элам.- СПб.: Питер, 2011. - 112 с.
37) Jackson P. Folding techniques for designers: From sheet to form[Text]/ P. Jackson.- 2011. - 224 p.