Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация «мягкой силы» через деятельность Института Гете в процессе функционирования в РФ

Работа №173211

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

международные отношения

Объем работы46
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «МЯГКАЯ СИЛА» И ИНСТРУМЕНТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 6
1.1 «Мягкая сила»: теоретико-методологические подходы к определению 6
1.2. Инструменты «мягкой силы» во внешней политике Германии 16
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ГЁТЕ В КОНТЕКСТЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ» 24
2.1 Институт Гёте: специфика и генезис 24
2.2 Деятельность института Гёте и иных акторов осуществления «мягкой силы» в России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Весь инструментарий дипломатии представляет собой «оружие», которым пользуется государство. Военная мощь не всегда может решить конфликт, ведь с совершенствованием техники и вооружения растет риск ядерной войны. ХХI век показывает, что сила может быть «мягкой». Еще в прошлом веке страны начали развивать международную дипломатию. Данный процесс был направлен не только на сближение, но и на идеологическое проникновение в умы населения. Создание имиджа происходит только через взаимодействие с людьми, так что становится понятно, что лучше всего строить контакты через взаимопомощь в рамках культуры и образования, ведь отсюда можно воздействовать на саму структуру.
«Мягкая сила» — не просто сфера дипломатии. Данное словосочетание начинает фигурировать не только в научном дискурсе, но и на уровне государственных положений. Это обусловлено появлением новых институтов на международной арене — некоммерческих организаций, что тоже нужно юридически регулировать. Ведь там, где не может договориться государство — сможет помочь политический фонд.
Актуальность данной работы строится на тезисе значимости использования «гибких» инструментов международного взаимодействия, вроде политических фондов, чтобы избежать надобности военного вмешательства. В современное время каждое государство поддается внешнему воздействию, при этом может влиять само. Конкретно кейса влияния ФРГ на РФ стоит отметить то, что «мягкое влияние» неправительственных институтов способно транслировать определенной мысли населению, что можно расценивать и как сотрудничество, и как угрозу.
Степень разработанности темы: реализация политики «мягкой силы» является актуальным вопросом, в то же время ее изучение тесно связано с «жесткой силой». Идеологом данных понятий принято считать американского политолога Джозефа Найя, который концептуально разобрал данные понятия в своих работах «Призвание к лидерству: меняющаяся природа американской власти» и «Мягкая сила: средство достижения успеха в мировой политике». На основе продолжения развития мыли Найя или же на его критике, «мягкую силу» также исследовали Анна-Мария Слейтер, Бреслин С., Ирэн Ву, Носсел С., Вагнер С., Д. М. Ковалева, А. Г. Костырев, М. М. Лебедева.
«Мягкую силу» ФРГ изучали Томас Кляйн-Брокхоф11, Е. Г. Авдеенко, М. С. Айрапетян, А. С. Жоголь, Т. А. Ланьшина, Л. Р. Рустамова, С. Ю. Алферов, В. С. Лисицкая, А. М. Кокеев, А. Л. Филипс, В. В. Фрольцов. Деятельность политических и культурных фондов Германии, в том числе и на территории Российской Федерации, была рассмотрена и изучена в трудах Бернда Брауна, С. В. Погорельской, А. В. Огневой, А. С. Федуловой, Н.В. Ивкиной, Н. К. Меден.
Объектом данной работы выступает «мягкая сила» как способ взаимодействия с политическими акторами.
Предметом работы является деятельность института «мягкой силы» Германии в России.
Цель данной курсовой работы: определить специфику реализации «мягкой силы» через деятельность Института Гете в процессе функционирования в РФ.
В дальнейшем будут решаться следующие задачи:
1. Определить понятие «мягкой силы»;
2. Выявить инструменты «мягкой силы» во внешней политике Германии;
3. Провести обзор деятельности Института Гете;
4. Обозначить инструменты немецких политических фондов в РФ.
Методологическая основа работы будет основана на инструментарии общелогических методов, с элементами структурализма. В первую очередь использовались методы анализа деятельности различных некоммерческих структур, а также различных нормативных документов как политических фондов, так и государственных структур. Также здесь будут рассматриваться политические фонды как институт «мягкой силы».
Для более качественного анализа деятельности политических фондов были использованы сведения, полученные с их официальных сайтов. С точки зрения соответствия целям национального развития Российской Федерации или же для поиска пересечений были использованы следующие документы: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 год, Концепция внешней политики РФ за 2000, 2013 и 2016 годы, «Об исключении филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций» Министерства юстиций РФ.
Данная работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Благодаря проведенному исследованию стоит сделать ряд полученных выводов:
Во-первых, «мягкая сила» является частью многих национальных политик. Многие понимают ее как совокупность действий в рамках дипломатии, так как это более привычное для населения название. Германия рассматривает «мягкую силу» как влияние образования и культуры как «несущей опорой немецкой внешней политики», что было указано в отчете федерального правительства по внешней политике Германии. Еще с середины ХХ века дипломатический инструментарий стал частью политики ФРГ ввиду исторических особенностей. Это и привело к появлению уникальных институтов «мягкой силы».
Во-вторых, стоит также отметить один уникальный механизм продвижения дипломатической миссии ФРГ. В Бундестаге (парламенте Германии) функционирует система политических партий, каждая из которых обладает собственным институтом продвижения и развития собственной мысли — политическим фондом. Цели такой некоммерческой организации схожи с задачами Института Гете: культурное и образовательное взаимодействие с гражданами и институтами власти государств, в том числе и в рамках идеологической трансляции соответствующих партий. Политические фонды не обладают военной мощью, но имеют дипломатическую инициативу. Как они участвуют в процессе развития политики «мягкой силы» Германии? Во многом благодаря трансляции и перечню инструментариев, не свойственным другим некоммерческим организациям, механизм использования немецких политических фондов занимает отдельную нишу в дипломатической миссии ФРГ.
В-третьих, Институт Гете является важным элементом осуществления «мягкой силы» Германией. Данный институт тесно связан с Министерством иностранных дел ФРГ. Это выливается в определенного типа сотрудничество: являясь некоммерческой организацией, Гете-Институт присутствует на собраниях МИДа, где получает информацию о дальнейших действиях, новости иностранных консульств, а также отчитывается о своей деятельности.
В-четвертых, с 1990-ых политические и культурные фонды Германии присутствовали в политике России, помогая в продвижении демократических ценностей. В итоге в их деятельности были обнаружены скрытые моменты, добавляющие в цели направленность на Запад, либеральные ценности. На этапе конструирования новой политической системы, немецкие фонды, с одной стороны, помогали России развиваться в культурном плане, с другой — они следовали собственной программе, которая могла расходиться с целями РФ.



1. Авдеенко, Е. Г. Европейская политика ФРГ в период правления «Красно-зеленой» коалиции (1998-2005 годы) // Вестник ЧелГУ. — 2012. — No7. — С. 91-99.
2. Айрапетян, М. С. Участие Германии в миротворческих миссиях Организации Объединенных Наций // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. — 2012. — Том 8, №1. — С. 121-120.
3. Баторшина, И. А. Пятая волна расширения Европейского союза: pro et contra // Балтийский регион. — No3.— 2011. — С. 49-58.
4. Баттистелла, Д. Международные образовательные программы как инструмент мягкой силы и выстраивания диалога между государствами (…) Университета Бордо (Франция) // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2020. — Т. 22, №2. — С. 305—311.
5. Власов Н. А. Германия в начале XXI века // С-Петербургский университет. — 2012. — № 12. — С. 5.
6. Ворочков, А. П. «Мягкая сила» современной России: институциональный аспект // Theories and Problems of Political Studies. — 2016. — Vol. 5. — p. 258-275.
7. Егоров, А. И. Притязания объединенной Германии на место постоянного члена совета безопасности ООН (1990е — 2005гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — Том 17, № 1 (96) — 2011. — С. 77-83.
8. Галларотти, Дж. Как измерять мягкую силу в международных отношениях // Полис. Политически исследования. — 2020. — №1. — С. 89-103.
9. Жоголь, А. С. Политика «мягкой силы» ФРГ: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 317-319.
10. Ивкина, Н. В. Формирование образа России аналитическими центрами Германии в контексте cирийского кризиса (на примере Фонда Фридриха Эберта) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. — 2018. — Т. 18, № 1. — С. 96—106.
11. Ковалева, Д. М. Концепт soft power как предмет изучения современной политической науки и теоретическая основа внешнеполитических стратегий // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2013. — Том 13, Вып. 1. — С. 118-132.
12. Кокеев, А. М. Политика ФРГ в отношении стран СНГ в конце 1991 — середине 2000-х годов // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. — 2019. — №4. — С. 42-49.
13. Костырев, А. Г. «Разумная сила», общественная дипломатия и социальные сети как факторы международной политики // Полис. Политические исследования. — 2013. — №2. — С. 143-149.
14. Ланьшина, Т. А. «Мягкая сила» Гете-Института // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2015. — Т. 10, № 1. — С. 118-142.
15. Ланьшина, Т. А. «Мягкая сила» Германии: культура, образование, наука // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2014. — Т. 9, №2. — С. 28-58.
16. Лисицкая, В. С. Немецкие культурные центры в современной России // Вестник СПбГУ. — Сер. 6. — 2010.— Вып. 3. — С. 57-63.
17. Лебедева, М. М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО-Университета. — 2017. — №3 (54). — С. 212-223.
18. Макарычев, А. С., Сергунин, А. А. «Мягкая сила» в действии: Германия и Калининград // Россия и современный мир. — № 1 (78). — 2013. — С. 73-89.
19. Меден, Н. К. Фонд им. Фридриха Науманна // Россия и современный мир. — 2014. — С. 218-220.
20. Меден, Н. К. Фонд им. Розы Люксембург / Н. К. Меден // Россия и современный мир. — 2005. — С. 263- 266.
21. Павлов, Н. В. Современная Германия // Высшая школа. — 2005. — С. 429.
22. Панова, Е. П. «Мягкая власть» как способ воздействия в мировой политике // Диссертация МГИМО. — 2012. — С. 11.
23. Родович, Ю. В. Сотрудничество ФРГ и США в НАТО: история, проблемы, перспективы // Тульский Научный Вестник. —2021. — №1 (5). — С. 55-68.
24. Рустамова, Л.Р. Особенности «мягкой силы» во внешней политике ФРГ // Вестник МГИМО-Университета.— 2016. — №1 (46). — С. 118-128.
25. Фрольцов, В. В. Германия: работа над имиджем. Роль инструментов информационной политики ФРГ во взаимодействии с постсоветскими государствами // Беларуская Думка. — 2013. — №5. — С.60-65.
26. Чихарев, И. А., Столетов, О. В. К вопросу о соотношении стратегий «мягкой силы» и «разумной силы» в мировой политике // Вестник Московского университета. — 2013. — №5. — С. 26-42.
27. Breslin, S. The Soft Notion of China’s ‘Soft Power’ / Chatham House: independent thinking on international affairs. 2011. — 18 p.
28. Kleine-Brockhoff, T. The Limits of German Power / German Marshall Fund. 2012. — P. 8.
29. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power / Basic Books. 1990. — PP. 20—21.
30. Nye J. Soft Power: The Means To Success In World Politics / PublicAffairs. 2004. — P. 191.
31. Nossel S. Smart Power / Foreign Affairs. Vol. 83, No. 2. 2004. — PP. 131-142.
32. Phillips, A. L. Power and Influence after the Cold War. Germany in East-Central Europe
33. Slaughter, A.-M. America’s Edge: Power in the Networked World / Foreign Affairs, Jan/Feb 2009. — PP. 94-113.
34. Wagner, С. India's Soft Power: Prospects and Limitations. India Quarterly / A Journal of International Affairs. 2010. Vol. 66. № 4. — P. 333-342.
35. Александр Романович: реальной альтернативы Владимиру Путину нет [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://spravedlivo.ru/8808710 (дата обращения: 22.04.2024).
36. Германия. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/member-states/germany (дата обращения: 08.04.2024).
37. Генпрокуратуру РФ просят признать фонд Бёлля нежелательной организацией // Regnum [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/3355144.html (дата обращения: 22.04.2024).
38. Заявление о ликвидации «Международного Мемориала» // Фонд EVZ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.stiftung-evz.de/ru/kto-my/novosti-fonda/novost/my-solidarny-s-mezhdunarodnym- memorialom/ (дата обращения: 15.04.2024).
39. Заявления для прессы и ответы на вопросы по окончании встречи с Президентом Франции Жаком Шираком и Федеральным канцлером Германии Герхардом Шрёдером // сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22586 (дата обращения: 08.04.2024).
40. Исследование «Система социальной защиты в России и вызовы XXI века» // Friedrich Ebert Stiftung [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russia.fes.de/meroprijatija/sistema-socialnoi-zashchity-v-rossii-i- vyzovy-xxi-veka (дата обращения: 22.04.2024).
41. Как проходила ликвидация внесенного в реестр иноагентов «Мемориала» // Ведомости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2021/12/28/903038-kak-prohodila-likvidatsiya- memoriala (дата обращения: 15.05.2024)
42. Концепция внешней политики Российской Федерации // Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499003797 (дата обращения: 11.04.2024).
43. Немецкий фонд Ханнса Зайделя активно приглашает молодых российских политиков на «информационные визиты» в Германию // Daily Storm [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dailystorm.ru/obschestvo/nemeckiy-fond-hannsa-zaydelya-aktivno-priglashaet-molodyh-rossiyskih-politikov-na-informacionnye-vizity-v-germaniyu (дата обращения: 22.04.2024).
44. Немецкий фонд Эберта в России // FB.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fb.ru/article/367348/nemetskiy-fond-eberta-v-rossii (дата обращения: 22.04.2024).
45. Международное сотрудничество // Партия Справедливая Россия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://31.44.80.183/files/pf62/094371.pdf (дата обращения: 22.04.2024).
46. Миссия Фонда // Heinrich Böll Stiftung. Москва [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.boell.org/ru/2014/01/27/missiya-fonda (дата обращения: 22.04.2024).
47. О нас // Представительство фонда им. Конрада Аденауэра в РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kas.de/ru/web/ru-moskau/o-nas (дата обращения: 22.04.2024).
48. Об исключении филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций // Министерство юстиций Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/events/48807/ (дата обращения: 14.04.2024).
49. Прокуратура изучит скандал с иностранным фондом в Екатеринбурге // Regnum [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/3352843.html (дата обращения 22.04.2024).
50. Путин, Шредер и Ширак рассказали, о чем договорились в Светлогорске // Новый Калининград [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.newkaliningrad.ru/news/politics/49129-.html (дата обращения: 08.04.2024).
51. Расследование деятельности фонда Розы Люксембург // Vespa [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vespa.media/2018/03/rassledovanie-deyatelnosti-fonda-rozyi-lyuksemburg-chast-i/ (дата обращения: 22.04.2024).
52. Рубрика: проекты // Фонд Розы Люксембург. Филиал в РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rosalux.ru/category/projects/ (дата обращения: 22.04.2024).
53. Устав ООН (полный текст) // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 08.04.2024).
54. Най, Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль-ХХI [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smartpowerjournal.ru/soft-power/ (дата обращения: 20.04.2024)
55. Фонд Розы Люксембург. Филиал в РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rosalux.ru/ (дата обращения: 22.04.2024).
56. Ярославская область расширяет экономическое сотрудничество с Баварией // Вести.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vesti.ru/article/2038517 (дата обращения: 22.04.2024).
57. About UN Environment Programme. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unep.org/about-un- environment (дата обращения: 08.04.2024).
58. History of the Goethe- Institute. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.goethe.de/en/uun/jub/pe1.html (дата обращения: 05.04.2024).
59. О DAAD // DAAD Россия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.daad.ru/ru/o-nas/o-daad/ (дата обращения: 11.04.2024).
60. Irene Wu: Measuring Nations' Soft Power / Wilson Center // https://www.wilsoncenter.org/blog-post/irene-wu- measuring-nations-soft-power (дата обращения: 7.05.2022).
61. Memorial International vom Obersten Gericht Russlands endgültig verboten // Heinrich Beoll Stifting [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.boell.de/de/2022/02/28/memorial-international-vom- obersten-gericht-russlands-endgueltig-verboten (дата обращения: 15.04.2024).
62. Monocle Soft Power Survey 2012. [Видеозапись]. Режим доступа: https://monocle.com/film/affairs/soft-power- survey-2012/ (дата обращения: 11.04.2024).
63. Nye J. Think Again: Soft Power / Joseph Nye. // Foreign Policy [Электронный ресурс]. 2006. February 23. Режим доступа: https://foreignpolicy.com/2006/02/23/think-again-soft-power/ (дата обращения: 03.04.2024).
64. Ross C. 2003. Pillars of public diplomacy: grappling with international public opinion (Perspectives). // Harvard International Review [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://universityofleeds.github.io/philtaylorpapers/vp017ee0.html (дата обращения: 07.04.2024).
65. Schulen: Partner der Zukunft // Об инициативе PASCH [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pasch-net.de/ru/pasch-initiative/ueber-die-initiative.html (дата обращения: 11.04.2024).
66. What if Russia wins? // Friedrich Naumann Foundation for Freedom [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.freiheit.org/node/31319 (дата обращения 22.04.2024).
67. Worldwide // Heinrich Beoll Stiftung. Tbilisi [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ge.boell.org/en/worldwide (дата обращения: 22.04.2024).
68. Wu I. S. // Wu Rubric for Soft Power [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: https://www.arcgis.com/apps/MapSeries/index.html?appid=c2085de7ac0d47cfade2aa26ec665dcc (дата обращения: 07.04.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ