Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактические игры как средство коррекции фоне гико-фонематического недоразвития в дошкольном учреждении

Работа №173187

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы68
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1. Понятие фонетической и фонематической сторон речи в
современной литературе и их становление в онтогенезе 6
1.2. Особенности развития детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием 10
1.3. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения 20
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения 24
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 33
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи 37
3.3. Результат контрольного эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Речь для самовыражения играет очень важную роль - она служит основным средством общения между людьми. Ребенок с хорошим развитием речи легко вступает в общение друг с другом. В нем может четко выразить свои мысли и желания. С другой стороны, непонятный язык ребенка затрудняет их отношения и взаимодействие со сверстниками и взрослыми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому очень важно, чтобы дети как можно быстрее овладели родной речью, говорили выразительно и правильно. Сформированная речь является одним из показателей готовности ребенка к школе, залогом успеха в овладении чтением и письмом.
Часто встречающиеся нарушения фонетической и фонематической сторон речи препятствуют успешному формированию навыков чтения и письма, чтобы избежать трудности в обучении детей в школе нужно вовремя начать работу по устранению нарушения.
Существует множество программ и методов логопедической работы по коррекции фонетической и фонематической сторон речи у дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием.
Для того чтобы работа по развитию фонематического восприятия была успешной, она должна быть систематической. В процессе правильно организационной работы у детей наблюдаются значительные улучшения в восприятии и дифференциации: окончаний слов, приставок и суффиксов в однокоренных словах и т.п. Дети, у которых сформировано фонематическое восприятие с легкостью овладевают способностями к анализу и синтезу. Для того чтобы развить у детей способность к овладению навыками письма и чтения должна проводиться систематическая, структурированная работа, направленная на развитие фонематических навыков, она помогает подготовить детей к школе и предупредить такие нарушения, как пропуски, перестановки и замены букв. Данные ошибки являются причинами для неуверенности детей, их замкнутости и неактивности на занятиях. Так же работая над преодолением фонетико-фонематического недоразвития, следует проводить работу по коррекции и уточнению правильного звукопроизношения для успешного овладения навыками необходимыми для обучения грамоте в школе. Ребенок, в речи которого наблюдается нарушение звукопроизношения, при сохранной функции фонематического восприятия способен узнавать звуки звучащей речи и связывать их с соответствующими буквами, ребенок не совершает ошибок при письме. Работа по устранению фонетико-фонематического недоразвития должна строиться по принципу от простого к сложному и осуществляться при помощи игры и игровых упражнений, потому что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Коррекционная работа может проводиться не только логопедом, но и воспитателем и родителями.
Актуальность ВКР обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и использованием наиболее эффективных путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
Объект исследования: фонематическое восприятия и
звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования: дидактические игры как средство коррекции с фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: коррекция фонетико-фонематического недоразвития с помощью дидактических игр.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить научную, методическую литературу по теме.
2) Провести экспериментальное изучение состояния фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы для детей с ФФН.
3) На основе полученных данных подобрать дидактические игры для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического восприятия у детей с ФФН.
Методы, используемые при написании работы:
1. Изучение и анализ литературы.
2. Экспериментальный метод: констатирующий эксперимент,
обучающий эксперимент, контрольный эксперимент.
3. Дидактическая игра.
Гипотеза работы:
1. У детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие.
2. Использование дидактических игр в работе с детьми с ФФН помогает преодолеть нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа, синтеза.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование было направлено на изучение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Мы изучили и проанализировали литературу по данной теме. Выяснили роль фонетической и фонематической стороны речи, рассмотрели этапы формирования фонетической и фонематической сторон речи у детей. Мы изучили структуру нарушения фонетической и фонематической сторон речи, узнали по каким признакам можно отнести детей в группу с ФФНР. Так же мы изучили методики различных авторов по коррекции ФФНР. Мы рассматривали методики Б.М. Гриншпуна, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой, Л.Б. Спировой и А.В. Ястребовой, Е.А. Пожиленко, Т.А. Ткаченко, В.И. Селиверстова, В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко и других авторов.
Организация эффективной коррекционной работы невозможна без тщательной диагностики, задача которой определить характер патологии и индивидуальные особенности проявления. Нами было проведено обследование группы детей и выявлены нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. Для обследования детей был отобран языковой материал в соответствии с возрастными особенностями.
Изучили роль дидактической игры при коррекции нарушения фонетико-фонематического недоразвития речи старшего дошкольника, выяснили, что с помощью игры достигается не только поставленная логопедом коррекционная задача, но и развивается коммуникативная возможность каждого ребенка, благодаря чему более успешно формируется навык правильной речи. Многократное повторение одного и того же материала утомляют ребенка. Преподнесенный в игровой форме речевой материал способствовал меньшому утомлению и вызывал желание повторять уже знакомые, но не всегда доступные произнесению слова.
Была проведена коррекционная работа с использованием дидактических игр, результаты которой показали положительную динамику коррекции фонетико-фонематического недоразвития. Были отмечены заинтересованность обучающихся и положительные эмоции при проведении занятий. При организации деятельности по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у старших дошкольников целесообразно было проводить работу с использованием различных форм работы (индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия). Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.



1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
2. Беккер, К.-П. Логопедия [монография] / К.-П. Беккер, М. Совак; пер. с нем. Г. В. Барышниковой; под ред. Н. А. Власовой. - М.: Медицина, 1981. - 288 с. [Электронный ресурс], -httpiZ/tlib.gbs.spb.ru/dl/5/БеккерКП Логопедия.pdf■
3. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 209 с.
4. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоления: сб.упражнений / С.Е. Большакова. - М.: Сфера, 2005. - 125 с.
5. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. / Е.Н. Винарская - М.: Просвещение, 1987. - 368 с. [Электронный ресурс], - http://pedlib.rU/Books/5/0096/5-0096-1.shtml
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы
развития психики / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
[Электронный ресурс], -http://pedlib.ru/Books/1/0175/1 0175-1. shtml
7. Выготский, Л. С. Развитие устной речи // Детская речь. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1996. - 368 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2007. - 470 с.
9. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи / А.М. Горчакова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии»- Самара, СГПУ, 2003. - С.70-83
10. Гриншпун, Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии - т. 1. / Б.М. Гриншпун — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. - С.108-120
11. Гриншпун, Б. М. О классификации речевых расстройств / Б. М. Гриншпун, С. С. Ляпидевский // Расстройства речи у детей и подростков.
- М., Просвещение, 1969. - С. 40 - 59.
12. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской
речи: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата
филологических наук. 10.02.01 / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск:
Академия, 1975. - 23 с.
13. Зернова, Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 256 с.
14. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. / Г.А. Каше - М.: Просвещение, 1985. - 233 с.
15. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. / Р.А. Кирьянова - СПБ: Просвещение, 2002. - 368с.
...
49 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ