Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование игр с сыпучими материалами в работе по сенсомоторному развитию детей раннего возраста

Работа №173185

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дополнительное образование

Объем работы85
Год сдачи2024
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Задачи и содержание сенсомоторного развития детей раннего
возраста 8
1.2. Условия и методика сенсомоторного развития детей раннего
возраста 18
1.3. Игры с сыпучими материалами как средство сенсомоторного
развития детей раннего возраста 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР С СЫПУЧИМИ
МАТЕРИАЛАМИ
2.1. Диагностика уровня сенсомоторного развития детей раннего
возраста 36
2.2. Содержание работы по сенсомоторному развитию детей раннего
возраста в процессе использования игр с сыпучими материалами 47
2.3. Определение эффективности использования игр с сыпучими
материалами в работе по сенсомоторному развитию детей раннего
возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Выбор возраста детей - ранний - не случаен в нашем исследовании. «Именно в раннем возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности» [4]. Этот возрастной период, когда нервная система пластична, является благоприятным для начала развития способностей ребенка. Данный период в жизни ребенка уникален своим стремительным развитием, поэтому требует пристального внимания родителей, воспитателей и врачей. Одним из самых важных аспектов развития ребенка раннего возраста является его сенсомоторное развитие, которое включает развитие восприятия, мелкой моторики, овладение ребенком сенсорными эталонами, перцептивными действиями.
Сенсомоторное развитие «является одним из ключевых показателей готовности дошкольника к обучению в школе. Такие виды моторики, как артикуляционная, отвечающая за навыки разговорной речи, и мелкая тесно связаны между собой. Так, чем лучше у дошкольника развита мелкая моторика, тем раньше отмечается у него становление речи. Кроме того, чем выше навыки мелкой моторики, тем лучше показатели мышления, внимания, восприятия, координации ребенка. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики» [5].
Сенсомоторное развитие является существенной частью своевременного полноценного гармоничного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Данная проблема является предметом исследования многих ученых, как психологов (Л.А. Венгер [8], А.В. Запорожец [15], В.П. Зинченко, Г.С. Абрамова [1], В.С. Мухина [26]), так и педагогов (В.Н. Аванесова, Н.Н. Поддьяков [34], Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флёрина). Большой вклад в изучение развития сенсомоторики у детей раннего возраста внесли ученые под руководством Л.А. Венгера [8].
Выдающиеся зарубежные специалисты в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори [17], Ж.-О. Декроли), а также отечественные ученые (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец [15], А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из базовых компетенций ребенка раннего возраста.
В теории и практике дошкольного образования имеется довольно обширный спектр теоретического, практического и методического материала направленного на развитие у детей сенсомоторных способностей, однако современные дети с раннего возраста оказываются погруженными в виртуальную среду. При этом опосредованный характер восприятия сенсорных эталонов, отсутствие реальных перцептивных действий при взаимодействии с гаджетами, невозможность целостного познания сенсорных признаков на основе зрительных, тактильных, слуховых и других ощущений обедняет непосредственный сенсомоторный опыт детей.
В сложившихся условиях существует проблема в поиске пути повышения эффективности сенсомоторного развития детей раннего возраста, связанная с использованием новых дидактических средств. Таким средством могут выступать сыпучие материалы. Как показывает практика, игры с сыпучими материалами помогают развитию пальчиковой моторики. Особенно такие упражнения важны для малышей, чьи пальчики излишне напряжены или, напротив, излишне вялые, что бывает несколько реже. Сыпучие материалы, а это крупы, семена, пуговицы, бусины и т.д. дают возможность развить достаточно точные движения детских пальчиков, а соответственно происходит активизация и речевых процессов [27].
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема настоящей выпускной квалификационной работы актуальна. Одной из главных проблем современности является создание условий для своевременного полноценного физического, умственного и духовного развития каждого ребенка, формирования его жизненных компетенций. Нововведения, связанные с внедрением ФОП ДО, выделяют сенсомоторное развитие как базовую основу формирования всех ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста, что обуславливает актуальность исследуемой темы. В то же время, сенсомоторное развитие дошкольников предполагает комплексное развитие восприятия им характерных внешних признаках предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение и пр.) путем реализации во всех основных видах деятельности ребенка без выделения в отдельную область познания.
В ходе исследования нами установлено, что сенсомоторное развитие включает: развитие зрительного восприятия, слухового восприятия, мелкой моторики рук. Ранний возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Среди особенностей сенсомоторного развития детей раннего возраста можно отметить, что такие психические процессы как восприятие, память и мышление в указанном возрасте имеют непроизвольный характер. Следующей особенностью сенсомоторного развития детей раннего возраста «являются низкие пороги сенсорной чувствительности, а также низкий уровень сформированности механизмов саморегуляции психических состояний» [11].
В данном исследовании обоснована возможность сенсомоторного развития детей 2-3 лет посредством игр с сыпучими материалами. Это песок, разнообразные крупы, макаронные изделия, крупные бусины, пуговицы, помпончики и многое другое. На наш взгляд, игры с указанным материалом не только способствуют сенсорному развитию детей раннего возраста, но и эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие, способствуют пассивному массажу пальцев, развивают речевую сферу и мелкую моторику ребенка.
На этапе констатации установлено, что низкий уровень сенсомоторного развития детей 2-3 лет диагностирован у 50% детей. Дошкольники сначала производят действия, не смотря на образец, после показа педагогом того, как надо действовать, не могут соотнести форму предлагаемой игрушки и образца, действуют наугад. Не могут определить цвета предметов и затрудняются с их верным названием. Дети неверно определяет на слух команды педагога и не могут сами без ошибок их выполнить даже после повторения команды. У детей плохо развиты навыки мелкой моторики.
Средний уровень сенсомоторного развития диагностирован у 50% детей данной возрастной группы. Дошкольники сначала производят действия, не смотря на образец, после показа педагогом того, как надо действовать, пытаются соотнести форму предлагаемой игрушки и образца, но часто ошибаются. Дети правильно могут определить цвета предметов, но затрудняется с их верным названием. Не всегда верно определяют на слух команды педагога, могут их выполнить после повторения команды. У детей недостаточно развиты навыки мелкой моторики.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено. Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание работы по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет посредством игр с сыпучими материалами.
Нами доказано, что изменение уровня сенсомоторного развития детей раннего возраста возможно, если:
- в качестве средства сенсомоторного развития используются игры с сыпучими материалами;
- разработано содержание работы по сенсомоторному развитию детей раннего возраста на основе использования игр с сыпучими материалами как
средства расширения, систематизации, закрепления освоенного детьми сенсомоторного опыта.
Контрольный этап исследования выявил, что в экспериментальной группе уровень сенсомоторного развития детей 2-3 лет существенно повысился: количество детей раннего возраста с низким уровнем равно 0 (было 50%), а средний уровень повысился до 75% (с 50% на этапе констатации). Высокий уровень сенсомоторного развития детей 2-3 лет выявлен у 25%, тогда как ранее этот показатель был равен 0.
Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на констатирующем этапе работы. Исходя из данных результатов, мы делаем вывод, что разработанная и апробированная нами работа по сенсомоторному развитию детей раннего возраста посредством игр с сыпучими материалами показывает высокий уровень результативности.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
Разработанное содержание работы по сенсомоторному развитию детей раннего возраста посредством игр с сыпучими материалами может быть использовано в работе педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей детей раннего возраста.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 672 с.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина,
2015. - 303 с.
3. Барсукова О.В. Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста. // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 375-377. - URL:https://moluch.ru/archive/40/4731/
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 240 с.
5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 2019. - 176 с.
6. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 2018. - 685 с.
7. Величковский Б.М. Психология восприятия. - М.: Просвещение, 1993. - 315 с.
8. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет. / Под ред. Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной, Н.Б. Венгер. - М., 1988. - 144 с.
9. Винникова А.В. Нетрадиционные игры и пособия по
сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы). // Педагогический поиск. - 2019. - №5. - С. 46-48. -
URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38222465
10. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2000. - 224 с.
11. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа- Пресс, 2019. - 252 с.
12. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. - М.: Просвещение, 1993. - 79 с.
13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2019. - 464 с.
14. Дьяченко О.М., Лаврентьева Г.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 2016. - 128 с.
15. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве. // Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1996. - С. 91-99. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=165135
...
38 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ