Разработка рекомендаций органам местного самоуправления по организации планирования по первоочередному жизнеобеспечению населения в ЧС (Академия гражданской зaщиты МЧС России)
Объект исследования - Городской округ Зарайск (Московская область).
Есть приложения.
Перечень сокращений и специальных терминов 4
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 10
1.1 Определение понятия жизнеобеспечения и его основные виды 10
1.2 Нормативное правовое регулирование работы органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 10
1.3 Принципы организации первоочередного жизнеобеспечения населения в Российской Федерации 16
1.4 Основы планирования мероприятий по организации жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях органами местного самоуправления 19
1.5 Требования, предъявляемые к планам 29
Выводы по главе: 30
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАРАЙСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 31
2.1 Краткая характеристика городского округа Зарайск Московской области 31
2.1.1 Географическая и социально-экономическая характеристика городского округа Зарайск Московской области 31
2.1.2 Структура органов управления Администрации городского округа Зарайск 36
2.1.3 Звено РСЧС городского округа Зарайск 39
2.2. Общие вопросы организации планирования первоочередного жизнеобеспечения населения в городском округе Зарайск 47
2.3 SWOT - анализ работы органов управления по планированию мероприятий по организации жизнеобеспечения населения в ЧС на территории городского округа Зарайск Московской области 48
Выводы по главе: 50
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПЕРВООЧЕРЕДНОМУ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАРАЙСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 52
3.1 Формирование исходных данных для организации планирования мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения на территории городского округа Зарайск 53
3.2 Анализ проведения экспертного опроса по вопросу организации планирования мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения на территории городского округа Зарайск 54
3.3 Выбор исходных данных и планирование мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения 58
3.4 Рекомендации по действиям органов управления по организации жизнеобеспечения при угрозе и возникновении ЧС 62
3.5 Предложения по развертыванию пунктов временного размещения населения и организация работы органов местного самоуправления 67
3.6. Рекомендации по расчету норм жизнеобеспечения населения 75
Выводы по главе: 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Перечень использованных источников 82
Приложение 1. Автоматизация расчетов норм жизнеобеспечения
(на примере использования электронной таблицы MS Excel) 85
Приложение 2 Анкета эксперта 86
Актуальность темы. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работа пунктов временного размещения пострадавшего населения - важный элемент общих мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании.
Меры по жизнеобеспечению населения и временное размещение пострадавших позволяют стабилизировать обстановку, снять социальную напряженность, продемонстрировать гражданам участие властей в оказании помощи. В условиях Российского климата такие действия обязательны к планированию и реализации в условиях ЧС.
Законодательная база, регламентирующая основы организации первоочередного жизнеобеспечения ограничена небольшим перечнем документов.
Для органов управления муниципальных образований, органов исполнительной власти с учетом опыта работы здесь использованы Методические рекомендации МЧС России, содержащие основные положения по подготовке территории и рекомендации по действиям органов управления, а так же сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) при решении задач по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Министерством определены основные задачи и порядок функционирования пунктов временного размещения (ПВР) пострадавшего населения, эвакуируемого (отселяемого) при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Объектом исследования являются органы местного самоуправления г.о. Зарайск Московской области.
Предметом исследования является организация планирования мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения муниципального образования в ЧС.
Гипотеза исследования: в настоящее время отсутствует полноценные рекомендации органам местного самоуправления по организации планирования мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения муниципального образования в чрезвычайных ситуациях. Разработанные рекомендации позволят органам местного самоуправления более эффективно проводить эту работу.
Исходя из актуальности и социальной значимости проблемы, целью магистерской диссертации является разработка рекомендаций органам местного самоуправления по организации планирования мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения муниципального образования в чрезвычайных ситуациях (на примере г.о. Зарайск Московской области).
Для достижения цели исследования в работе решены следующие задачи:
проведен анализ нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и деятельности органов местного самоуправления по организации жизнеобеспечения населения в зонах чрезвычайных ситуаций;
разработаны рекомендации органам местного самоуправления по организации планирования мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения муниципального образования в ЧС (на примере г.о. Зарайск Московской области).
Методологическую и информационную основу исследования составили совокупность общенаучных и специальных принципов и методов исследования, изложенных в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также официальные статистические данные МЧС России, более 15 нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере организации местного самоуправления, организации мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения муниципального образования в чрезвычайных ситуациях.
Новизна исследования заключается в расширении спектра возможных действий по планированию мероприятий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения муниципального образования в ЧС (на примере г.о. Зарайск Московской области).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных рекомендаций органам местного самоуправления по организации планирования по первоочередному жизнеобеспечению населения муниципального образования в ЧС.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены:
-методологической обоснованностью исходных теоретических позиций;
-использованием научных методов исследования, адекватных его задачам и логике, качественного и количественного системного анализа.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложения.
В первой главе приведены общие понятия по организации жизнеобеспечения и его основные виды, рассмотрено нормативное правовое регулирование работы органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принципы организации первоочередного жизнеобеспечения населения в Российской Федерации.
Во второй главе приведена краткая характеристика городского округа Зарайск Московской области, структура органов управления администрации г.о. Зарайск Московской области, вопросы организации первоочередного жизнеобеспечения населения в г.о. Зарайск Московской области, проведен SWOT - анализ работы органов управления по организации жизнеобеспечения населения в ЧС на территории г.о. Зарайск Московской области.
В третьей главе разработаны рекомендации органам местного самоуправления по организации первоочередного жизнеобеспечения населения муниципального образования в чрезвычайных ситуациях (на примере г.о. Зарайск Московской области).
В заключении приводятся основные теоретические и практические результаты, полученные в магистерской диссертации.
Апробация работы осуществлялась в ходе проведения международной конференции в 2019 г. в ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России».
Используемые в работе методы исследования: SWOT-анализ, метод экспертных оценок, статистический анализ, функциональный анализ документов.
Положения, выносимые на защиту:
анализ нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и деятельности органов местного самоуправления по организации жизнеобеспечения населения в зонах чрезвычайных ситуаций;
рекомендации органам местного самоуправления по организации планирования мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения муниципального образования в ЧС (на примере г.о. Зарайск Московской области).
Основной задачей для оперативного решения вопросов, связанных с жизнеобеспечением пострадавшего населения в ЧС является эффективное управление. При этом, конечно, имеется также ряд других вопросов, в том числе, обеспечение достаточного количества ресурсов для реагирования в ЧС, наличие специалистов в области инженерной защиты населения и территории, готовность решать нестандартные задачи.
В качестве объекта исследования в магистерской диссертации рассматривались органы местного самоуправления городского округа Зарайск Московской области.
В ходе анализа документов планирования (План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера городского округа Зарайск Московской области, Плана гражданской обороны и защиты населения), Паспорта территории городского округа Зарайск Московской области было установлено, что на территории городского округа функционирует 6 потенциально-опасных объектов. Серьезную угрозу представляют аварии на объектах системы ЖОН, особенно в зимнее время. Численность пострадавших будет определяться от 500 до 1500 человек.
Наибольшую опасность для жителей городского округа среди опасных природных процессов представляют природные лесные пожары.
Наибольшее количество пострадавших следует ожидать от природных пожаров. В зону опасности попадает 540 человек.
В городском округе Зарайск для организации первоочередного ЖОН в ЧС создана система управления, которая включает в себя органы управления, резервы материальных и финансовых средств, силы и средства. Основную роль играют КЧС и ОПБ городского округа Зарайск и отдел по делам ГО, ЧС Администрации городского округа Зарайск.
В работе проведен SWOT анализ с привлечением специалистов-экспертов. Проведенный анализ показал, что главными проблемными сторонами работы органов управления по организации жизнеобеспечения населения в ЧС на территории городского округа Зарайск Московской области Московской области являются: отсутствие реальных сил и средств на уровне муниципального образования, отсутствие правильного механизма планирования мероприятий по организации ЖОН в ЧС, отсутствие методических рекомендаций ОМСУ по организации ЖОН в ЧС, нарушение принципа заблаговременности, низкая квалификация органов управления в области организации ЖОН в ЧС (особенно в сельских поселениях), не эффективная работа механизмов страхования жилья.
Для устранения выявленных проблем в работе разработан ряд рекомендаций органам местного самоуправления по организации планирования первоочередного жизнеобеспечения населения муниципального образования в чрезвычайных ситуациях (на примере городского округа Зарайск Московской области). Так, наиболее важными из них являются: необходимость размещения ПВР на безопасном удалении от опасных объектов, разработки программных средств для автоматизации расчетов норм жизнеобеспечения, порядка действий органов управления при организации мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению.
Важной составляющей разработанных рекомендаций является элементы планирования мероприятий по организации первоочередного ЖОН в ЧС. Разработана новая структура Плана с учетом особенностей работы ОМСУ в этой сфере.
Реализация разработанных рекомендаций позволят органам местного самоуправления более эффективно и качественно готовиться и проводить мероприятия по жизнеобеспечению пострадавшего населения в ЧС.
1. Конституция Российской Федерации
2. Всеобщая декларация прав человека. // Права человека: Сборник международных договоров. Т. I. Ч. 1. Универсальные договоры. ООН. Нью-Йорк, Женева: ООН, 1994. С. 1 – 8.
3. Поручение Президента Российской Федерации от 15 ноября 2011 года
№ Пр-3400 «Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года»
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
6. Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне»
7. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах»
8. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4530-I-ФЗ «О вынужден-ных переселенцах»
9. Приказ ФМС России от 19 августа 2013 г. № 352 «Об утверждении административного регламента федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
11. Закон Московской области №110/2005-ОЗ «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
12. Постановление Правительства Московской области от 04.02.2014 №25/1 «О Московской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
13. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения (№ 2-4-87-37-14 от 25.12.2013)
14. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (1999 г.).
15. Постановление Администрации г.о. Зарайск Московской области №1445 от 08.09.2014 г.
16. Устав Администрации г.о. Зарайск Московской области
Книги
17. Устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Учебник, часть I, Химки 2011 – 191 с.
ГОСТы
18. ГОСТ Р 22.3.01-94. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования».
19. ГОСТ Р 22.3.05-96. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения».
Электронные документы
20. Официальный сайт УВКБ ООН: “UNHCR Global Trends 2014 report”, Режим доступа: http://unhcr.org/556725e69.html
21. Официальный интернет сайт Всемирной организации здравоохранения. «Гуманитарная деятельность в области здравоохранения». Режим доступа: http://www.who.int/hac/techguidance/sphere_charter/ru/
22. Официальный интернет сайт проекта «Сфера» (Sphere Project).
The Sphere Proejct Handbook. Режим доступа: http://www.spherepro-ject.org/resources/download
23. Официальный сайт городского округа Зарайск. Режим доступа: https://zarrayon.ru
24. Электронный паспорт безопасности городского округа Зарайск