Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты исследования символики цвета в
поэтическом тексте 4
1.1. Семантическая структура цветообозначений 4
1.2. Роль и функции цветовой символики в поэтических текстах 16
Выводы по главе 1 22
Глава II. Особенности цветовой символики в поэтических произведениях С. Есенина 24
2.1. Частотность и диапазон цвета в поэзии С. Есенина 24
2.2. Пространство символики цвета в поэзии С. Есенина 36
Выводы по главе II 47
Заключение 49
Список литературы 53
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию символики цвета в поэзии С. Есенина.
Актуальность данной работы определяется тем, что, во-первых, изучение цвета в поэтическом произведении в целом позволяет выявить особенности и глубину мира лирического героя, внутреннего мира самого поэта и созданной им поэтической картины мира. Во-вторых, в поэтическом творчестве С.А. Есенина колоронимы занимают определяющее место при создании как выразительности и образности поэтической картины мира поэта и являются значимым средством выражения внутреннего мира лирического героя.
Объектом изучения в данной работе являются поэтические произведения С. Есенина.
Предмет исследования - колоронимы в поэтических произведениях С. Есенина и специфика их символики.
Цель исследования - проанализировать особенности символики цвета в поэзии С. Есенина.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Проанализировать семантическую структуру цветообозначений.
2. Рассмотреть роль и функции цветовой символики в поэтических текстах.
3. Определить частотность и диапазон цвета в поэзии С. Есенина.
4. Охарактеризовать символическую составляющую цветовой палитры в поэзии С. Есенина.
В работе использовались следующие методы исследования: индуктивно-дедуктивный метод (наблюдение, анализ, обобщение материала), описательно-аналитический метод, филологический анализ, сравнительный анализ, статистический анализ...
Целью данной работы было исследование особенностей символики цвета в поэзии С. Есенина.
Для достижения цели мы в первой главе рассмотрели семантическую специфику цветообозначений, проанализировали роль и функции цветовой символики в поэтических текстах. Во второй главе мы проанализировали частотность и диапазон цвета в поэзии С. Есенина, рассмотрели символическую составляющую цветовой палитры в поэзии С. Есенина.
В результате мы сделали следующие выводы:
1. Цвет - это многогранная и сложная категория действительности, которая в каждом аспекте человеческой деятельности проявляется по-своему. Особенность цвета как сложного феномена состоит в том, что он богат символами. Можно выделить различные пласты символики цвета: культурологический, философский, религиозный и др. В языке цвет представлен цветообозначениями, семантика которых, в свою очередь, также символически насыщена. Изучение символической составляющей семантики цветонаименований представляется актуальным и перспективным, поскольку позволяет увидеть то, что сокрыто в цвете: человек вкладывает в цветовые слова нечто большее, чем просто обозначение цвета. Значит, языковой символ приближает нас к пониманию процессов сознания и языкового сознания, а также к пониманию их взаимодействия и соотношения. И данные семантические особенности цветонаименований целесообразно соотнести с тем, как их семантика реализуется в поэтических текстах и с учётом значений цвета в психологическом аспекте.
2. Семантика цветообозначающей в поэтическом тексте раскрывает полноту суждений автора посредством наличия множества коннотативных, оценочных, эмоциональных созначений слов. Именно такой продуктивный потенциал дает возможность для создания ассоциативных рядов и наглядных образов с помощью использования стилистических приемов и выразительных средств языка. Все это способствует реализации эмотивной и эстетической функции языка поэтического произведения. Самыми частотными и образными стилистическими приемами считают сравнения, эпитеты и метафоры с использованием цветовых номинаций...
1. Алимпиева Р.В. Семантическая значимость слова и структура ЛСГ. На материале прилагательных-цветообозначений русского языка. Л., 1986. 184 с.
2. Алымова Е.Н. Цвет как лингвокогнитивная категория в русской языковой картине мира. Автореферат дисс... канд. филол. н. СПб., 2007. - 269 с.
3. Астахова Я. Цветообозначения в русской языковой картине мира : дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01 / Астахова Яна Алексеевна. — Москва, 2014. — 234 с.
4. Атаджанян С.А. Исторический и когнитивный аспекты изучения цветонаименований // Язык и культура. 2013. С. 143-149. https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-i-kognitivnyy-aspekty- izucheniya-tsvetonaimenovaniy (дата обращения: 29.01.2021).
5. Базыма Б.А. Психология цвета : теория и практика. СПб., 2005.
6. Барляева Е.А. О штампах и символах в поэзии // Вестник СПбГУ. Сер.
9. 2010. Вып. 1. С. 10-15. https://cyberleninka.ru/article/n7o-shtampah-i- simvolah-v-poezii (дата обращения: 30.01.2021).
7. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. 288 с
8. Бердникова К., Петренко В. Цвет в поэзии С. Есенина и А. Блока как проекция их жизненного пути и творчества. //Творчество в искусстве - искусство творчества.- М.: Наука, 2000.
9. Борзых О.В. Междисциплинарные аспекты изучения цвета в поэтическом тексте // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2012. №2. С. 28-31. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2012/02/2012- 02-06.pdf (дата обращения: 31.01.2021).
10. Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. С. 231-291.
11. Вендина Т.И. Цвет в этнокультурной системе русского,
старославянского и древнерусского языков // Славянский альманах. М.: Индрик, 1999. С. 277-304.
12. Волкова А.А. Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27257/ (дата обращения: 01.02.2021).
13. Выродова А.С. Лингвокультурологическое пространство колоративов в поэтическом дискурсе первой половины XX века : на материале поэтических текстов С.А. Есенина, Н.М. Рубцова: дис. ... канд. филол. наук. Белгород, 2008.
14. Гатауллина Л.Р. Роль цветообозначений в концептуализации мира : на материале фразеологизмов английского, немецкого, французского, русского и татарского языков: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2005.
15. Григорьева Т.В., Хамидова А.Р. Символ в русской языковой картине мира: семантическая интерпретация // Язык - текст - дискурс: традиции и новации. Материалы международной лингвистической конференции 21-23 сентября 2009 года. Самара: Издательство «Самарский университет», 2009. С. 50-54... 66