ВВЕДЕНИЕ 4
I. МОТИВ СУДЬБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА 8
1.1. Основные темы и мотивы в творчестве Айтматова 8
1.2. Мотив судьбы в мотивной структуре творчества Ч. Айтматова 26
Выводы 35
II. ЗНАЧЕНИЕ МОТИВА СУДЬБЫ В МОТИВНОЙ СТРУКТУРЕ РОМАНА
Ч. АЙТМАТОВА «ПЛАХА» 37
2.1. Основные мотивы в романе «Плаха» 37
2.2. Мотив судьбы в мотивной структуре романа «Плаха» 39
Выводы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 48
Любой писатель, когда создаёт свой собственный художественный мир, вкладывает в него своё видение судьбы, осознанно или нет. Это видение может зависеть от взглядов автора на философию, религию, мироздание в целом и опираться на какую-то уже созданную модель, но может быть и авторским.
Особенность видения человеческой судьбы Айтматовым заключается в том, что у него получается сочетать идеи и образы из разных культур, и на основе этого создавать что-то абсолютно новое и уникальное. Но при всём этом, Чингиз Айтматов не забывает о религиях, мы видим и мусульманские молитвы, и православные изыскания изгнанного семинариста, и образ космического монаха. И всё это соединяет в себе общий мотив его произведений — мотив судьбы, который Г.Д. Гачев выделил как основной, вместе с мотивами слова и любви.
В произведениях Чингиза Торекуловича Айтматова судьба представляет из себя вмешательство неясной человеку стихии, судьбоносные стечения обстоятельств, которые сталкивают героев друг с другом. Судьба — предстаёт божественной волей, всепоглощающей и всепроникающей. Мотив судьбы — главный в творчестве писателя.
С помощью мотива судьбы и пространственно-временного мотива автор раскрывает саму тему. Судьба фигурирует во многих творениях автора, но главенствует в последних романах («Тавро Кассандры», «Когда падают горы», «Плаха»). Можно судить о роли мотива по уровню соотношения с основными моментами самой структуры мотива. Где-то судьба просто вмешивается в жизнь героев (проявление мотива жизни), и так случается, что данное вмешательство может привести к катастрофе (проявление мотива смерти). В произведениях Чингиза Айтматова судьба воспринимается не только как рок, но и как провидение, которое может дать герою счастье (проявление мотива любви) и положение в обществе (проявление мотива власти). Со всеми этими мотивами мотив судьбы тесно контактирует, создавая полную картину мира произведений писателя...
В процессе выявления особенностей мотивной структуры в художественных произведениях Чингиза Айтматова, в особенности мотива судьбы в романе «Плаха», мы приходим к следующим теоретическим и практическим выводам.
На основе проведенных исследований в первой главе мы можем сделать выводы, что мотив имеет большое значение в структуре произведений Чингиза Айтматова. Все перечисленные мотивы на уровне композиции связывают между собой сюжетные линии, реализуют себя через их проявления. Также большая часть мотивов связана с вписыванием в произведение не просто дополнительной сюжетной линии, но мифа или легенды, чтобы лучше реализовать главную идею автора.
Еще одно проявление мотива, это не просто внедрение мифа в роман, а воплощение его в реальности художественного произведения, вписывание в конкретный хронотоп.
В каждом произведении мы видим сложную мотивную структуру, поскольку одним мотивом не обходится. В любом романе мы можем проследить несколько мотивов, которые вместе создадут для нас полную картину замысла автора и его художественного воплощения.
С помощью мотивов, так или иначе, автор пытается дать ответы на главный для него вопрос о значении человека, о его судьбе и положении в бытии всего живого на этом свете...
1. Абдыраманова А.Ш. Взаимодействие и взаимосвязи фольклора и литературы в творчестве киргизских писателей / А.Ш. Абдыраманова // Вестник МГЛУ, 2013. № 23 (683). С. 122-128
2. Абдыраманова А.Ш. Особенности воплощения библейского мотива в романе «Плаха» Ч. Айтматова / А.Ш. Абдыраманова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. Спб.: Стратегии будущего, 2015. С. 166-170
3. Айтматов Ч.Т. И дольше века длится день...: роман, повесть / Ч.Т. Айтматов. М.: Известия, 1986. 432 с.
4. Айтматов Ч.Т. Когда падают горы (Вечная невеста): роман, повесть, новелла / Ч.Т. Айтматов; предисл. Г. Гачева. Спб.: Азбука-классика, 2006. 480 с.
5. Айтматов Ч. «Сокровенное слово рождается во внутренней полемике»: Беседа с обозревателем «ЛГ» Борисом Евсеевым // Лит. Газ., 1994. №26 (5506).
6. Айтматов Ч.Т. Тавро Кассандры. Пегий пес, бегущий краем моря / Ч.Т. Айтматов. М.: АСТ: Астрель, 2010. 380 с.
7. Айтматов Ч. Плаха. - М.: Астрель, 2010. - 350 с.
8. Айтматов, Ч. Т. В соавторстве с землею и водою... : очерки, статьи, беседы, интервью / Ч. Т. Айтматов. — Фрунзе : Кыргызстан, 1978. — 408 с.
9. Айтматов Ч.Т. Плаха: романы. Алма-Ата: Жалын, 1987. 574 с.
10. Акматалиев А.А. Чингиз Айтматов и взаимосвязи литератур / А.А. Акматалиев. Бишкек: Адабият, 1991. 184 с.
11. Акматалиев, А. А. Чингиз Айтматов: Человек и Вселенная :
монография / А. А. Акматалиев ; НАН Кырг. Респуб. — Бишкек : Илим, 2013. — 576 с
12. Аминева В.Р. Мифологизм в прозе Ч. Айтматова и современных татарских писателей // Филология и культура. 2013. №2 (32). С. 45-51.
13. Асаналиев К.А. Открытие человека современности. Заметки о творчестве Ч. Айтматова. Фрунзе: Кыргызстан, 1968. 150 с.
14. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахитин — М.: Художественная литеартура, 1975. - С. 234-407.
15. Бочаров С.Г. О религиозной филологии // Литературоведение как проблема: Тр. Научного совета «Наука о литературе в контексте наук о культуре». Памяти Александра Викторовича Михайлова посвящается. М.: Наследие, 2001... 64