Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития связной речи дошкольников 5
1.1. Особенности развития речи детей дошкольного возраста 5
1.2.Методы и приёмы развития связной речи14
1.3. Значение театрализованной деятельности в развитии связной речи дошкольников 22
Глава 2. Методические аспекты развития связной речи детей до-школьного возраста через театрализованную деятельность 27
2.1.Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах 27
2.2.Организация кукольного театра в группе детского сада 34
2.3.Театрализованный уголок 36
2.4.Рекомендации для родителей и педагогов по развитию связной речи дошкольников через театрализованную деятельность 37
Заключение 43
Литература 44
Приложение 45
1. Настольный театр 45
2. Теневой театр 49
3. Пальчиковый театр 55
4. Кукольный театр 56
5. Театрализованная игра в старшей группе «Путешествие в страну сказок» 61 6. Диагностика развития связной речи дошкольников 64
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин,
Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.) Вопросами развития речи дошкольников занимались: А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, Е.И. Тихеева, А.П. Усова. Написанные ими работы нам могут способствовать в исследовании развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Основатель Московского кукольного театра С.В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения.
Поэтому тема исследования: Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников.
Объект исследования: процесс развития речи дошкольников.
Предмет исследования: развитие речи детей через театрализованную деятельность
Цель - изучение возможности использования театрализованной деятельности как средства развития связной речи дошкольников.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам развития речи дошкольников;
2) охарактеризовать приёмы развития связной речи;
3) определить значение театрализованной деятельности в развитии связной речи дошкольников;
4) выявить методические аспекты в развитии связной речи дошкольников через театрализованную деятельность;
5) разработать методические рекомендации для родителей по организации домашнего театра.
Для того чтобы проверить эффективность работы была проведена промежуточная диагностика. В результате целенаправленной работы по организации театрализованной деятельности дети могут:
создавать образ персонажей, используя различные средства выразительности (слова, мимику, жесты);
взаимодействовать с партнером;
действовать с кукольными персонажами (би-ба-бо, пальчиковыми, плоскостными фигурками, сюжетными игрушками);
легко погружаться в мир фантазий.
70 % детей показали высокий уровень развития речи через театрализованную деятельность, 30 %- средний.
Таким образом, разработанная нами система работы по театрализованной деятельности в детском саду оказалась эффективной и способствовала развитию речи детей.
Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, сплочению родителей и детей, позволяет им лучше понимать друг друга.
Благодаря проведенной работе с педагогами, в детском саду стало традицией взаимопосещение театральных постановок.
В дальнейшем планируем продолжить работу по развитию творческих способностей детей:
пополнить уголок театрализации куклами марионетками и ростовыми куклами;
сделать традицией отмечание Дня театра.
1. Безруких М.М. «Развитие социальной уверенности у дошкольников», «Владос», Москва 2003.
2. М.Ю. Гоголева «Логоритмика в Д/С», Ярославль «Академия развития» 2006.
3. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в Д/С», творческий центр, Москва 2003.
4. В. Холмогорова «Азбука общения».
5. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «речь» С-Петербург 2003.
6. Н.Ф. Сорокина Программа «Театр – творчество - дети», Москва 1995.
7. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991.
8. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» (М., 1960) и Г. В. Генова «Театр для малышей» (М., 1968).
9. http://www.cofe.ru/read-ka/article.asp?heading=95&article=11617
10. http://www.logopedplus.ru/parents/articles/test
11. Т. Н. и Ю. Г. Караманенко в книге «Кукольный театр — дошкольникам» (М., 1973).
12. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00164605_0.html
13. http://ostrovok-detstva.com.ua/product_265.html
14. http://puppettheater.narod.ru/ten.html
15. http://www.materinstvo.ru/art/2934
16. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00164605_0.html
17. http://www.cofe.ru/read-ka/article.asp?heading=95&article=11582
18. http://www.bestreferat.ru/referat-50757.html
19. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/strana-skazok.html
20. http://www.logopedplus.ru/parents/articles/test